Как известно, в последние десятилетия активно развивается процесс глобализации мировой экономики, который, в свою очередь, постепенно превращает все мировое хозяйство в относительно единое экономическое пространство, охватывающее глобальный мировой рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и знаний. В связи с этим все большее внимание уделяется изменению роли государства в условиях глобализации.
В большинстве стран под влиянием глобализации происходит смена социально-экономических ориентиров, а общенациональные задачи уходят на второй план.
Национальное государство столкнулось со своеобразной проблемой, когда оно в условиях все более возрастающей взаимозависимости национальных хозяйств постепенно теряет возможность эффективно использовать свои традиционные рычаги макроэкономического регулирования: курс национальной валюты, импортные барьеры, пошлины, квоты. Безусловно, государство использует эти механизмы, но с оглядкой на другие страны, международные организации. Глобализация, существенно ослабив традиционные национальные системы государственного регулирования экономики, в то же время не привела к созданию таких международных, а тем более наднациональных механизмов регулирования, которые восполняли бы возникший в результате этого пробел [1].
Для поддержания конкурентоспособности в современном мире государству приходится жертвовать определенной долей суверенитета.
Глобализация привела к тому, что ни одно государство не в состоянии существовать без активного взаимодействия с международной системой. Углубление взаимозависимости государств ограничивает их свободу выбора в области как внешней, так и внутренней политики.
К началу 21 века насчитывалось около 3 тыс. межправительственных организаций, которые регулируют различные области экономики, политики, культуры, экологии и пр. В связи с этим не прекращаются дебаты о степени влияния на государственный суверенитет международных организаций. Вступая в международные организации, государства добровольно делегируют часть своих полномочий.
Общепризнанными институтами глобализации являются такие международные организации как ВТО, МВФ и Всемирный банк, контролируемые странами «большой семерки».
Известно, что именно США достаточно эффективно обеспечивают свои интересы при помощи указанных трех международных организаций, где они играют доминирующую роль. Развивающимся странам, которые нуждались в финансовой помощи (кредитах, инвестициях и пр.) из вне и прибегающим к услугам международных организаций, предлагались одинаковые условия, которые не учитывали специфики данных стран, их уровня развития и национального благосостояния.
Как известно, правила ВТО ревностно защищают равенства прав всех субъектов рынка вне зависимости от уровня их зрелости и готовности к суровой глобальной конкуренции.
По мнению некоторых западных социологов (например, Кастельса М.) механизм внедрения глобализации сводился к политическому давлению посредством прямых действий правительства или через деятельность МВФ, Всемирного банка и ВТО.
М. Делягин рассматривает глобальную конкуренцию как конкуренцию не отдельных государств, наций, а как конкуренцию между цивилизациями, культурно-историческими общностями.
Более практичен подход А. Уткина, который выделяет семь «цивилизационных комплексов»: Запад (объединяющий США и Европу), латиноамериканский, православный, мусульманский, индуистский, конфуцианский и японский [2].
Глобальная экономика в решающей мере контролируется крупным капиталом, который является доминирующей экономической силой. В настоящее время в мире насчитывается около 40 тыс. ТНК, которые контролируют свыше 250 тыс. зарубежных филиалов. В связи с этим государства весьма ограничены в возможности контроля за деятельностью ТНК как внутри страны, так и за ее пределами. Само развитие глобализации нуждается в сильном и дееспособном национальном государстве, в том числе для противодействия негативным последствиям деятельности ТНК.
Г.П. Черников выделяет 2 направления анализа взаимодействия корпораций и государства:
1. Ограничив в последнее время сектор непосредственной предпринимательской деятельности государства, корпорации усиливают использование функций государственного регулирования. Цель заключается в повышении устойчивости и улучшении макроэкономических показателей национальной экономики.
2. Особую роль играет государство как поставщик инвестиций для корпораций, прежде всего, в сферу развития науки и техники [3].
В условиях глобализации увеличивается влияние бизнеса как на внутреннюю жизнь государства, так и на глобальную систему. Однако перед государством стоит задача состыковки «капитала и государства с целью максимальной концентрации возможностей стран». Весьма спорно противопоставление государствам ТНК в качестве носителей экономической и политической власти. Сами ТНК не имеют ни легитимности, ни достаточных ресурсов в качестве структур регулирования. Ведь не стоит забывать, что помимо экономических, социальных функций, функций интеграции в мировую экономику государство выполняет те функции, которые не в силах выполнить ни одна ТНК: оборона страны, охрана прав и сторон граждан, обеспечение законности и правопорядка.
Однако, тезис о снижении роли государства - далеко не безупречен. Кроме того, крупнейшие субъекты глобального рынка - олигополистические структуры не в состоянии регулировать стихийные процессы на глобальном пространстве и поэтому вынуждены опираться на институт государства. Таким образом, проявляется тенденция к усилению роли государства. Она выражается в поддержке деятельности национальных компаний на мировых рынках. Так, в Германии создается специальный орган по противодействию российским компаниям. Все основные страны Евросоюза устанавливают ограничения на ввоз ряда товаров - сельхозпродукция, сталь, текстиль и т.п. Власти отдельных государств внутри Евросоюза ограничивают доступ к распределительным сетям даже друг для друга.
В глобальную конкуренцию вмешиваются и наднациональные органы. Так, Европарламент запрещает иностранным компаниям скупать газовые и электрические предприятия в Европе. Понятно, что подоплёка этого - не допустить российский «Газпром» на европейский рынок. В большинстве случаев речь идет о стратегически важных отраслях.
Проявление глобальной конкуренции имеет четко выраженный национальный оттенок. Это означает, что представители далеко не каждой страны участвуют в глобальной конкуренции. Глобализация «замыкается» в круге развитых стран, к которым присоединились несколько крупных азиатских государств, прежде всего Китай, в то время как значительная часть мира остается ею, по сути, не затронутой [4].
Современное западное государство, основанное на многократно провозглашаемых принципах рыночной экономики, на практике осуществляет повсеместное вмешательство в хозяйственную жизнь. Цель - обеспечение максимальной конкурентоспособности национальной экономики по сравнению с другими экономиками, а также смягчение социальной и политической напряженности на своей территории посредством использования налоговых и других механизмов перераспределения доходов. Именно усиление этих функций национального государства (в том числе последней из перечисленных), а не призывы к их «ослаблению», являются одним из реальных признаков разворачивающихся процессов глобализации. Можно сказать, что глобализация как раз и ведет к повсеместному усилению социально-экономической роли национального государства через механизмы финансового перераспределения. Посредством таких механизмов современное общество проводит в жизнь широкие социальные программы, которые выводятся из-под действия жестких законов рынка.
Во многом представление о кризисе национальных государств основано не на их ослаблении как таковом, а на растущем несоответствии возможностей даже наиболее сильных из них «обращаемым сегодня к ним ожиданиям». Однако, как бы несовершенны они ни были с этой точки зрения, никаких альтернативных инструментов, лучше адаптированных к решению современных проблем, глобализация не порождает.
Список литературы
1. Паньков С.П. Глобальная экономика: некоторые дискуссионные вопросы [Электронный ресурс]. - http://www.uchenyjkot.ru/infusions/pro_download_panel/download.php?did = 41679.
2. Уткн А.И. Глобализация: процесс и осмысление. - М.: Логос, 2001. - 254 с.
3. Черников Г.П. Очень крупные транснациональные корпорации и современный мир / Г.П. Черников, Д.А. Черникова. - М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2008. - 399 с.
4. Иноземцева В.Л. Современная глобализация и ее восприятие в мире [Электронный ресурс]. - http://www.socionauki.ru/journal/articles/129823.
5. Делягин М.Г. Драйв человечества. Глобализация и мировой кризис. - М.: Вече, 2008. - 528 с.
Библиографическая ссылка
Орлова Е.К. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 4. – С. 83-85;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=29895 (дата обращения: 10.12.2024).