Сложно представить хотя бы еще одну страну в мире, которая смогла бы развиваться такими же темпами, как Китай. С начала девяностых в Китае происходит бурный экономический рост и сегодня Китай одна из ведущих держав мира. Нельзя не отметить тот факт, что впервые в 2010 г. КНР стал второй крупнейшей экономикой в мире после США. (ВВП Китая: $6,05 трлн., увеличившись на 10,3 % по сравнению с 2009 г.).
Несмотря на то, что Китай - одна из прогрессивных стран современности, проблема банкротства предприятий все же существует и система регулирования банкротства имеет свои особенности.
«Цивилизованная процедура банкротства» появилась в Китае лишь в 2007 г. 27 августа 2006 г. Постоянным Комитетом ВСНП был принят новый Закон КНР «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (далее - Закон), который вступил в силу с 1 января 2007 г. Новый закон: Закон КНР «О банкротстве предприятий» включает в себя 12 глав:
Глава I. Общие положения
Глава II. Ходатайство о банкротстве и принятие его к рассмотрению
Глава III. Управляющий
Глава IV. Имущество должника
Глава V. Расходы на банкротство и общие обязательства
Глава VI. Заявление о правах кредитора
Глава VII. Собрание кредиторов
Глава VIII. Финансовое оздоровление
Глава IX. Примирительная процедура (посредничество)
До сих пор официальными банкротами могли стать только государственные компании, а главными кредиторами признавались лишь работники предприятия. В 1986 г. в Китае был введен закон о банкротстве, но он касался исключительно государственных предприятий и защищал только права работников этих предприятий. Прежний закон о банкротстве создавался, когда доля негосударственных компаний была незначительна, а главной его целью была социальная защита работников. Выплаты долгов по зарплате производились за счет госбюджета, а долги фирмы-банкрота перед банками просто списывались, поскольку все банки тоже были государственными.
С 2007 г. в силу вступил новый Закон КНР «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Данный нормативно-правовой акт способствует притоку иностранных инвестиций. Ведь он обеспечит соблюдение прав инвесторов и кредиторов. Новый закон вводит единую процедуру банкротства для государственных и частных компаний, всех финансовых институтов и даже предусматривает процедуру банкротства физических лиц; он призван регулировать процесс ликвидации обанкротившихся предприятий, поскольку это оказывает влияние не только на экономическую безопасность страны, но и на социальную стабильность в обществе.
Основной причиной, по которой Закон не мог быть принят в течение такого длительного периода (обсуждение законопроекта длилось 12 лет), является проблема социального обеспечения работников обанкротившихся госпредприятий. Ранее, процедура ликвидации обанкротившихся госпредприятий проходила при поддержке государства, и предприятие, признанное несостоятельным (банкротом), в первую очередь выплачивало долги по заработной плате (за счет заложенного имущества и дополнительной финансовой помощи от банков), и только затем кредиторам. После вступления в силу нового Закона, госпредприятия после оценки имущества должны в первую очередь удовлетворить требования кредиторов, а затем - из оставшихся средств - выплатить заработную плату и социальное пособие работникам и служащим. Таким образом, после вступления в силу нового Закона ликвидация предприятий, признанных несостоятельными (банкротами), будет регулироваться только рыночными механизмами, что выводит национальные рыночные реформы на новый этап. Порядок выплаты долгов кредиторам, установленный новым Законом полностью отвечает требованиям международных конвенций и позволяет лучше защитить интересы инвесторов и кредиторов.
В новый Закон были включены положения, регулирующие ситуации, связанные с фиктивным банкротством, в результате чего руководство предприятий, объявивших о заведомо о ложной несостоятельности (банкротстве) или уклоняющихся от удовлетворения требований кредиторов, может быть привлечено к ответственности.
Согласно ст. 15 Закона с момента вручения кредитору судебного решения о признании предприятия несостоятельным (банкротом) до момента окончания процедуры его ликвидации, уполномоченные лица предприятия-должника обязаны:
-
Нести ответственность за сохранность имущества, принадлежащего им и руководству, а также печати, бухгалтерские книги и другие документы.
-
Не покидать место постоянного проживания без разрешения Народного суда КНР.
-
Не занимать должности членов совета директоров, ревизоров, руководителей высшего звена и т.д. на других предприятиях.
Согласно ст. 31 в случае, если за год до принятия к рассмотрению Народным судом КНР ходатайства о признании предприятия несостоятельным (банкротом) в отношении имущества предприятия-должника были совершены следующие действия, конкурсный управляющий имеет право обратиться в Народный суд с ходатайством об аннулировании заявления:
-
безвозмездная передача имущества;
-
заключение сделки по явно необоснованной цене;
-
имущественное обеспечение необеспеченной кредиторской задолженности;
-
выплаты по долговым обязательствам, срок которых еще не наступил;
-
отказ от долговых обязательств.
В соответствии со ст. 125 директора предприятий, ревизоры руководители высшего звена и иные сотрудники, относящиеся к управляющему персоналу, в случаях недобросовестного исполнения своих обязанностей, приведших к банкротству предприятия, несут гражданскую ответственность. Кроме того, вышеперечисленные лица не имеют права занимать соответствующие должности на других предприятиях в течение 3 лет после прекращения производства о несостоятельности (банкротстве) предприятий.
Важным является также то, что в новый Закон включены статьи, касающиеся банкротства банков, компаний, ведущих операции с ценными бумагами, страховых компаний и других финансовых институтов. В соответствии с данными статьями органы Госсовета КНР по регулированию деятельности в финансовой сфере имеют право обратиться в суд с ходатайством об объявлении финансового института банкротом или о проведении его реорганизации, если активы данного финансового института не покрывают его долгов. Судопроизводство по делам финансовых институтов, обремененных долгами, может быть прекращено, в случае, если управление данными финансовыми институтами было взято под контроль органов Госсовета КНР по регулированию деятельности в финансовой сфере.
По мнению заместителя председателя юридической комиссии ПК ВСНП благодаря внесению в новый Закон данных статей финансовые институты смогут избежать передачи имущества кредиторам сразу после подачи последними ходатайства в суд, а также проведения незаконных мер по их реорганизации.
Библиографическая ссылка
Кузнецова О., Раждаева Т. Особенности регулирования банкротства Китая // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 4. – С. 111-112;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=29914 (дата обращения: 10.12.2024).