Проведен анализ результатов исследования экологических проблем региона. В связи с высокой степенью хозяйственного освоения на территории региона практически не остается ненарушенных экосистем. Видовое и ценотическое разнообразие растительного и животного мира республики чрезвычайно обеднено на 50 % ее площади, умеренно обеднено на 20 % и практически сохранено на 25 %. Для сохранения уникальных природно-экологических особенностей заповедных территорий и развития экотуризма в Адыгее предлагаем выделить следующие направления экологической политики,экологического образования и экологической культуры.
Адыгея обладает высокой степенью биоразнообразия. Поэтому сохранение ресурсов биоразнообразия для Республики с каждым годом приобретает все большую актуальность.
В связи с высокой степенью хозяйственного освоения на территории равнинной и предгорной части Адыгеи практически не остается ненарушенных экосистем. Видовое и ценотическое разнообразие растительного мира республики чрезвычайно обеднено на 50 % ее площади, умеренно обеднено на 20 % и практически сохранено на 25 %. Максимальный урон нанесен лесостепным сообществам. Леса покрывают 40 % территории республики. Особую тревогу вызывает состояние дубрав. За последние пять лет Адыгея простилась с больше чем с 200 тысячами кубометров древесины (дуб черешчатый, бук восточный, пихта кавказская, каштан съедобный). Республикой взяты под жесткий контроль заготовка и вывоз из Адыгеи лесного богатства (Указ Президента Республики Адыгея «О защите вывоза и рубки ценной древесины на 5 лет»). Однако, несмотря на жесткие меры (высокие штрафы, лишения свободы), рубка и вывоз ценной древесины продолжаются и по сей день.
Флора Республики Адыгея представлена – 2,5 тысяч видов, в том числе 1580 сосудистых растений и 280 видов мхов, лишайников, грибов и водорослей. В горной части республики встречаются такие реликты, как тис ягодный, самшит колхидский, падуб колхидский, лавровишня аптечная, иглица колхидская, рододендрон кавказский и понтийский. В Красную книгу Адыгеи внесены 97 видов покрытосеменных, 26 – голосеменных и 1 – папоротниковидных. Оценка современного состояния растительности Адыгеи представляет собой серьезную проблему. Это связано с чрезвычайно слабой ее изученностью, отсутствием полных данных о ее флоре.
Фауна Адыгеи насчитывает 384 вида позвоночных, из них 65 видов животных, помимо реликтовых и эндемичных форм, находятся под угрозой исчезновения или редки в России и во всем мире. В республике обитают более 1500 видов насекомых, 38 из которых занесены в Красную книгу России. Животный мир Адыгеи насчитывает более 45 видов рыб, 5 из которых занесены в Красную книгу МСОП, 11 видов земноводных, 4 из которых включены в Красную книгу России и МСОП; 75 видов пресмыкающихся, эндемизм которых достигает 30 %; 20 видов рептилий находятся под охраной в России. Из обитающих в республике 351 видов птиц – 24 занесены в Красную книгу МСОП.Фауна млекопитающих насчитывает 81 вид, 11 из них занесены в Красную книгу России и 17 – в Красную книгу МСОП. Здесь обитает 20 видов летучих мышей, 35 – грызунов, 20 хищников и 7 копытных. В Адыгее обитают такие редкие млекопитающие, как выдра кавказская, рысь кавказская, барсук кавказский, зубр горный кавказский.
На грани исчезновения такие уникальные виды, как зубр горный кавказский (1991 год – 900 особей, 2011 год – 50 особей), тур западно-кавказский (1991 год – 5000 особей, 2011 год – 500 особей), медведь бурый (1991 год – 300 особей, 2011 год – 50 особей) и т.д.Указ Президента Республики Адыгея «О запрете охоты на диких животных на территории Адыгеи в течение ближайших 5 лет» теоретически хорош, но практика использования отсутствует.
Главная цель сохранения биоразнообразия Адыгеи – остановить обеднение растительного и животного мира. Для достижения этой цели предполагается:
1. Практические действия по охране флоры и фауны Адыгеи.
2. Научные исследования по растениям Адыгеи и их местообитаниям для улучшения их сохранности и устойчивости использования.
3. Влиять на природоохранную политику и международные соглашения, природопользование, а также отношение людей и их поведение, касающееся растений и животных и их местообитаний.
4. Развивать технические ресурсы и информационные технологии для содействия охране и устойчивому использованию растений и животных и их местообитаний.
5. Разработка регионального закона и подзаконных актов, защищающих растительный и животный мир Адыгеи.
6. Сохранение биоразнообразия республики путем должного финансирования, дабы природопользователей беспокоило именно сохранение устойчивости экосистем, а не конкретные материальные выгоды от использования генетических ресурсов.
Республика Адыгея – один из уникальных природных районов Кавказа и обладает рекордно высоким процентом особо охраняемых природных территорий. В Адыгее находятся неповторимые по красоте и научной ценности памятники природы. Наиболее яркие из них – «Долина р. Руфабго», «Хаджохская теснина», «Гранитное ущелье», «Азишская пещера», «Хребет Буйный», Верховья рек Пшеха и Пшехашха», Гончарский дендропарк .
Рекреационная, эстетическая и природоохранная значимость всех перечисленных объектов природы неравнозначны. Вовлечение территории в рекреационное использование неизбежно сопровождается «благоустройством территории»: строительство подъездных путей, мест отдыха и ночлега, т.е. трансформации или частичному разрушению уникальных экосистем. Рекреационная деятельность направлена на получение экономической выгоды от эксплуатации природного ресурса. В связи с чем неизбежен вопрос о компенсации, восстановлении утраченного фрагмента природы. А не дебаты по поводу того, кому должен принадлежать объект «Хаджохская теснина» – государству или в аренду частному лицу.
При наличии заповедных территорий риск нарушения экологического равновесия на территориях с высокой степенью уникальности к изменениям сокращается и сохраняются возможности развития экологического туризма. Экотуризм – это устойчивый и природно-ориентированный туризм и рекреация с установленными Международными принципами экологически устойчивого туризма: неистощительное, устойчивое использование природных ресурсов, обеспечение сохранения природного, социального и культурного разнообразия; повышение уровня экологического образования посетителей; тщательное планирование, комплексный подход, интеграция экотуризма в платы рационального развития; сокращение чрезмерного потребления и затрат; поддержка местной экономики; участие местного населения в развитии туризма и получение им финансовых и прочих преимуществ от этой деятельности; тесное сотрудничество организаций различного профиля; обучение персонала.
Для совершенствования экономических систем республике нужно уделять большое внимание развитию туризма и сохранению уникальности ландшафтов, которые в свою очередь являются туристским ресурсом.
К геологическим достопримечательностям Адыгеи относятся обширные массивы Лагонакского нагорья, где представлены все формы карста. Здесь так же широко представлены горно-лесные, горно-луговые и снежно-скальные ландшафты. Флора и фауна субальпийских лугов Лагонаки обладает большим видовым разнообразием – реликтовых, эндемичных и редких форм. Здесь обитают такие виды как: зубр кавказский, тур западно-кавказский, бородач, белоголовый сип, улар кавказский, тетерев кавказский, лилия кавказская, самшит колхидский, шафран Шарояна и т.д. И вот через такое уникальное место Адыгеи хотели провести дорогу к Черному морю. А как же известное заповедание – цели и мотивы которого не только прагматические, но и духовные, этические и эстетические?! Где заповедное дело должно строиться так, чтобы вся деятельность заповедной системы России не противоречила тем духовным ценностям, ради сохранения которых они создавались.Надеемся,что посещение премьер министра России Дмитрия Медведева в конце марта 2012 года Лагонакского нагорья поможет осуществлению не только проекта «Лагонаки»,но и жесткого юридического контроля ,который будет способствовать сохранению уникальных природно-экологических особенностей заповедных территорий и развитию экотуризма в регионе.Предлагаем выделить следующие направления экологической политики в Адыгее:
1. Необходимо найти новое место ООПТ в социально-экономической жизни республики и страны в целом, в противном случае нас ожидает разрушение.
2. Сохранение биологического и ландшафтного разнообразия.
3. Предотвратить возможность расширения перечня видов рубок на охраняемых территориях.
4. Разработка региональных законов и подзаконных актов, защищающих природные комплексы.
5. Внедрение технологий ресурсосберегающего природопользования.
6. Запретить изъятие участков заповедной территории.
7. Способствовать развитию экологического туризма на территории Адыгеи (Республика Адыгея включена в эколого-экономический проект «Юг-России»).
8. Поскольку все виды рекреации в той или иной форме разрушительны для экосистем, необходима комплексная оценка их устойчивости и нормирование рекреационной нагрузки, при строгом соблюдении норм права.
9. Создать в Адыгее национальный парк с целью развития туризма и санаторно-курортного лечения.
10. Категорически запретить коммерческий вывоз лекарственных растений с территории Адыгеи.
11. Эколого-просветительская деятельность и пропаганда экологической культуры. «Должна быть сломлена психология многих людей, которые руководствуясь лучшими чувствами, на деле наносят огромный вред человечеству ради сиюминутной выгоды – вот где лежит самая большая социальная, политическая коллизия».
Экологическое образование выражает глобальные мировоззренческие, духовно-нравственные и гуманистические проблемы. Одним из направлений научных исследований в современный период является процесс формирования и развития экологической культуры личности, который становится своеобразным импульсом духовно-практической деятельности, направленной на преодоление кризисного состояния, а в перспективе – на гармонизацию отношений между обществом и средой.
Как показывает практика работы школ и вузов, мы имеем низкий уровень экологической культуры учащихся. По данным наших исследований от 60 до 90 % учащихся, считая природу источником жизни и эстетического наслаждения, отводят экологическим проблемам в иерархии жизненных ценностей последнее место. Анализ состояния экологического образования в школах и вузах Адыгеи показал, что за последние годы уровень теоретических знаний по экологии у учащихся возрастает за счет использования в учебном процессе смешанной модели экологического образования, а уровень практического участия школьников и студентов в сохранении и умножении природных богатств родного края остается низким. Причина сложившегося положения заключается в недостаточной разработке теории и методики практической направленности в экологическом образовании и как следствие этого – слабая ориентация учебных программ на практическую экологическую деятельность учащихся.Для формирования экологической культуры учащихся целесообразно выделить:
1. Реализацию региональных программ экологического образования, обеспечивающих сочетание знаний о родном крае с общетеоретическими вопросами учебного курса «Экология».
2. Вовлечение учащихся в различные виды практической экологической деятельности.
3. Необходимость взаимосвязи глобального, национального и локального изучения экологических проблем.
4. Введение регионального курса по экологии в школах, что способствует получению сведения социально-экономического характера, историко-экологическую, культурную и демографическую информацию о РеспубликеАдыгея.
5. Участие студентов и школьников в мониторинге окружающей среды и биоразнообразия Республики Адыгея.
6. Необходимость вовлечения студентов в эколого-экономические программы, экологические акции и другие практические мероприятия в рамках экологического образования.
7. Участие учащихся в национально-исследовательской работе и должное финансирование школ и вузов на региональном уровне.
Библиографическая ссылка
Бибалова (Хасанова) Л.В. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 12. – С. 126-129;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=31216 (дата обращения: 23.11.2024).