Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ПАДЕЖНОЙ СИСТЕМЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Меретукова М.М. 1
1 Адыгейский государственный университет

Наряду с видами глаголов, прилагательными, притяжательными и местоимениями ядром грамматического минимума начального этапа обучения русскому языку является падежная система. Наличие в русском языке падежной системы немного затрудняет практическое овладение языком. Первая трудность, с которой сталкивается преподаватель, – это проблема отбора падежей.

Большинство предлагает начать обучению падежам с винительного падежа прямого неодушевленного объекта. Это связано с тем, что учащиеся к моменту начала изучения падежей уже могут составлять и понимать двучленные структуры, например: Это девочка. Девочка рисует. С помощью прямого дополнения в винительном падеже двухчленные структуры можно расширить до трехчленных, например: Девочка рисует цветок. Выбирают прежде всего неодушевленные существительные мужского и среднего рода в винительном падеже, так как их форма совпадает с формой существительных мужского и среднего рода в именительном падеже. После закрепления мужского и среднего рода можно переходить к форме женского рода существительного в винительном падеже. Здесь необходимо обратить внимание учащихся на то, что существительные женского рода меняют свое окончание -а на -у, -я на -ю, -ия на –ию. Следующий шаг – постановка вопроса к третьему члену структуры. Он отвечает на вопрос что?, т.е. на тот же вопрос, что и неодушевленное существительное в именительном падеже. однако если это будет одушевленное существительное, оно будет иметь другой вопрос – кого?.

Существуют различные варианты ввода падежной системы, например, горизонтальная подача падежей. При таком способе дается текущее значение одного падежа, затем оно закрепляется на материале различных частей речи. После закрепления и усвоения материала вводится и отрабатывается следующий падеж. Другой способ – это введение падежа концентрическим способом. В данном случае падежи отрабатываются на материале существительных и местоимений. Почему именно существительных? Потому, что эта часть речи самая распространенная в языке, она составляет 50 % лексического минимума учащегося на начальном этапе.


Библиографическая ссылка

Меретукова М.М. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ПАДЕЖНОЙ СИСТЕМЕ РУССКОГО ЯЗЫКА // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 5. – С. 72-73;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=31681 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674