На протяжении последних десятилетий в различных регионах Российской Федерации сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья населения.
Проблема здоровья, выходя за рамки только медицинской науки и практики, становится ведущей в социальном развитии общества, сохранении человечества в условиях современных экономических и социальных катаклизмов.
Одним из первых у нас в стране попытку оценить здоровье с помощью измерения резервных возможностей организма предпринял профессор Р.М. Баевский. Он, как и многие другие ученые, исходил из того, что мерилом здоровья может и должна стать оценка способности организма сохранять постоянство внутренней среды организма (гомеостаз).
Для этого природа снабдила организм определенным набором способов реагирования на стрессовые воздействия. Этот набор неспецифических реакций, открытый канадским ученым Г. Селье, во всем мире теперь принято обозначать термином «общий адаптационный синдром» (Воронцов В.А. 1998).
Механизм адаптации является основой для сохранения гомеостаза и поддержания его в рабочем функциональном состоянии. При этом проявляется такое свойство, как способность тонко соразмерять параметры изменения внешних функций в точном соответствии с силой и характером воздействия на него извне (Петленко В.П., 1996).
Качество здоровья можно рассматривать, как потенциальную способность организма приспосабливаться к самым различным условиям своего существования, успешной самореализации независимо от них, что возможно только при наличии функциональных адаптационных резервов организма (Амосов Н.М., 1996).
Целью нашей работы было изучение функциональных резервов сердечнососудистой и респираторной систем у школьников 9 и 11 классов.
В 9-х классах – 48 школьников, из них девочек – 26, мальчиков – 22. В 11-х классах – 49 школьников, из них девушек – 29, юношей – 22. У учащихся изучались функциональные резервы сердечнососудистой и респираторной систем. Для этого использовались следующие методики, предложенные в практикуме по валеологии (Колесников М.Г., 2000).
Определение функционального состояния кардиореспираторных систем (с помощью измерения пульса, проба с приседаниями по методике Янкелевича, пробы с задержкой дыхания на вдохе (Штанге), на выдохе ( Генче) и определение адаптационного потенциала (по методике Р.М. Баевского).
Определение функционального состояния сердечнососудистой системы с помощью измерения пульса
Частота пульсовых ударов в минуту |
Уровень тренированности |
9 класс |
11 класс |
|||||||
Юноши |
Девушки |
Юноши |
Девушки |
Юноши |
Девушки |
|||||
50-59 |
55-64 |
Отличная |
3 |
13,5 % |
2 |
7,8 % |
2 |
10 % |
3 |
10,2 % |
60-69 |
65-74 |
Хорошая |
8 |
36 % |
10 |
39, % |
8 |
40 % |
12 |
40,8 % |
70-79 |
75-84 |
Посредственная |
6 |
27 % |
7 |
27,3 % |
8 |
40 % |
8 |
27,3 % |
80 и более |
85 и более |
Плохая |
5 |
13,5 % |
7 |
27,3 % |
2 |
10 % |
6 |
20,4 % |
При измерении ЧСС в покое в обеих группах (9 и 11 классы) выявилось, что у большинства хороший и посредственный уровень тренированности, а количество школьников с отличной и плохой тренированностью примерно одинакова, но у девушек плохая тренированность встречается в 2 раза чаще.
При измерении с функциональной нагрузкой (проба по Янкелевичу) выявилось, что у юношей большее число с отличной тренированностью, чем у девушек, а плохая тренированность также в 2 раза выше у девушек. Хороший и удовлетворительный уровни тренированности встречаются примерно столько же раз, как и в состоянии покоя.
Исследование респираторной системы методами Штанге и Генче показали, что все полученные данные ниже средних возрастных по пробе Штанге – на 4,2 %–12 %, а по пробе Генче – на 16,5 %–24,9 %.
Результаты, полученные при изучении функциональных резервов кардиореспираторные системы показали, что 60-70 % школьников 15 и 17 лет имеют хороший и посредственный уровень тренированности. Различия между группами и полами незначительны.
Удовлетворительная примерно у 45-55 % юношей и девушек, что примерно совпадает с уровнем функциональных резервов, напряжение механизмов адаптации и неудовлетворительная адаптация встречаются соответственно у 18-30 % школьников. Здесь также нет четких различий между группами и полами.
Необходимо обучать детей простейшим методам определения функциональных резервов своего организма и проводить просветительно-воспитательную работу для повышения уровня здоровья.
Библиографическая ссылка
Бижоева А.А., Балкарова М.Х., Сабанова Р.К. РОЛЬ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА В УКРЕПЛЕНИИ И СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 8. – С. 43-44;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32663 (дата обращения: 14.10.2024).