Мир скульптуры в нашей жизни представлен ярко и разнообразно. В течение многих веков талантливые мастера создают свои произведения. В своих скульптурных творениях художник выражает духовный мир, представления об окружающем, воплощает свои эстетические идеалы, фантазии. Какую же роль можно отвести скульптуре в нашей жизни? Искусствовед В.В. Ермонская в книге «Основы понимания скульптуры» пишет, «Если спросить любого человека, знает ли он, что такое скульптура, «конечно, да»,– ответит он. Но если спросить его, что он понимает под словом «скульптура», имена каких великих скульпторов ему известны, какими средствами скульптор выражает свой замысел, каковы, возможности и особенности искусства скульптуры, – то на все эти вопросы не каждый ответит сразу. Искусство ваяния играет большую роль в нашей жизни. Отражая прекрасное в действительности, оно, в свою очередь, формирует наше сознание, наш вкус и наши представления о прекрасном. Научиться понимать его, расширять в этой области свой кругозор должен каждый культурный человек». Скульптура встречается нам всюду в повседневной жизни. Наш взгляд привлекают монументальные статуи великих деятелей и защитников города, рельефы, украшающие архитектуру, эстетические, изящные садово-парковые скульптуры, оригинальные, необычные изваяния изо льда, песка, воска и т.д. При восприятии скульптурного творения у зрителя возникает желание, прикоснутся к нему рукой, почувствовать его объем и трехмерность. Д. Дидро говорил – « Живопись обращается только к глазам…Скульптура существует и для слепых и для зрячих». Исследователи в области изобразительного искусства пришли к выводу, что у произведения скульптуры прямая осязательная сила убеждения. В »Трактате о скульптуре» ученый эпохи Возрождения Помпоний Гаурик, пишет: «Писатель воздействует словом, скульптор – делом, вещью; тот только рассказывает, а этот делает и показывает». Скульптура как вид изобразительного искусства играет значительную роль в нашей жизни. Пропагандирует различные идеи, отражает мысли, чувства, мировоззрение общества в целом. Таким образом, этот вид искусства может оказывать влияние на массы, поэтому важно отношение самого автора скульптурного произведения к жизни. Специфика скульптуры отражается в содержании, выборе материала для ее исполнения и выразительных средствах. Различные свойства материалов помогают зрителю в восприятии задуманного скульптором образа, автору передать его выразительность, особенность (динамику, пластичность движений, мягкость и.д.) При рассмотрении скульптуры, обходя ее кругом, зритель воспринимает ее каждый раз, открывая для себя что-то новое в композиции, так создается ощущение что, фигуры движутся, изменяются. Большую роль искусство скульптуры играет и в воспитательном процессе. Многие скульптурные произведения могут быть интересным объектом для рассмотрения детьми. Педагоги и родители в доступной для определенного возраста форме могут объяснить детям содержание, историю того или иного произведения, рассказать, в чем заключается художественная ценность и значимость. Педагогами и психологами доказано, то, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. В процессе восприятия прекрасного формируется у детей эстетическое, нравственное чувство, вкус, уважение к искусству. Расширяется кругозор ребенка, так как это искусство несут определенную информацию. В процессе знакомства со скульптурой дети познают «язык» скульптуры, многообразие выразительных средств и способов исполнения. Не меньшая роль и в том, что ребенок через скульптурные произведения искусства постигает социальный опыт, накопленный человечеством. Скульптура открывает возможности для обучения детей лепке, композиции, развития их творческого воображения и мышления. Искусство скульптуры обладает способностью заставить человека задуматься, взволноваться, сопереживать. Оно формирует наше сознание, наш вкус и эстетическое представление. Нужно понимать значимость этот вид искусства в нашей жизни, его художественную ценность и научить понимать это своих детей.
Библиографическая ссылка
Сенягина А.И. ЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВА СКУЛЬПТУРЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 8. – С. 86-87;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32710 (дата обращения: 23.11.2024).