Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,823

Cоциально-педагогическое значение адаптивной физической культуры

Борисов М.М. 1
1 Московский государственный областной гуманитарный институт
1. Сборник материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов / В.С. Дмитриев, А.В. Сахно – М., 2001.
2. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева. – М., 2005.
3.Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры: Учеб. пос. для ин-тов физ. культ. / Л.П. Матвеев. – М., 2007.
4. Николаев Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты / Ю.М. Николаев. – М., 2008.

Все мы знаем, что физическая культура адаптирует человека, поэтому в задачу социальных педагогов входит так же работа с такими людьми. В частности, нам надо привлекать таких людей к занятиям физкультуры, а именно к адаптивной физической культуре.

Но главное, адаптивная физкультура позволяет решать задачу интеграции инвалида в общество. Поэтому, целью нашей научной работы явилось теоретическое обобщение опыта применения адаптивной физической культуры для решения проблемы интеграции людей-инвалидов в социум.

Объектом выступали люди с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Предметом – социально-педагогические и социально-психологические условия интеграции людей-инвалидов в общество средствами адаптивной физической культуры.

Адаптивная физкультура позволяет решать задачу интеграции инвалида в общество.

В целом, считается, что адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии.

Но главное, – адаптивная физкультура позволяет решать задачу интеграции инвалида в общество. Каким образом? Дело в том, что адаптивная физкультура формирует у человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье:

1. осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;

2. способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

3. компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

4. способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;

5. потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;

6. осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества.

В целом, считается, что адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии.

В России более 10 миллионов инвалидов и не все они пассивны, очень многие нуждаются в проведении реабилитационных мероприятий именно средствами физкультуры и спорта.

Более 15 лет существует в России Паралимпийское движение, действует Паралимпийский комитет и федерация физической культуры и спорта инвалидов России.

На сегодняшний день в России 688 физкультурно-спортивных клубов инвалидов, количество занимающихся адаптивной физической культурой и спортом в общей сложности – более 95,8 тысяч человек, созданы 8 детско-юношеских спортивно-оздоровительных школ инвалидов /ДЮСОШИ/.

Наиболее активно развиваются адаптивная физкультура и спорт в республиках Башкирия, Татария, Коми; Красноярском крае, Волгоградской, Воронежской, Московской, Омской, Пермской, Ростовской, Саратовской, Свердловской, Челябинской областях; городах Москве и Санкт-Петербурге.

Российские спортсмены участвуют в чемпионатах Европы, мира, зимних и летних Паралимпийских Играх. В 1988 году Россия впервые приняла участие в Паралимпийских играх в Сеуле. На Х Паралимпийских играх в Атланте в 1996 году команда России завоевала 27 медалей, в том числе 9 золотых, 7 серебряных и 11 бронзовых и заняла 16-е место. Всего завоевали медали (с учетом командных видов) 52 спортсмена-инвалида из 13 регионов России. 85 российских спортсменов показали результаты, превышающие личные достижения. Возрастной диапазон российских спортсменов на Паралимпийских играх в Сиднее колебался от 17 до 53 лет.

Так же нельзя не отметить выступление России на паралимпийских играх.

Всего российские спортсмены завоевали 36 золотых, 38 серебряных и 28 бронзовых медалей (по данным 2012 года).

Золотые медали для России завоевали: пловец Константин Лисенков, выигравший финальный заплыв на дистанции 100 метров на спине; пловчиха Ольга Савченко, победившая в финальном заплыве на дистанции 100 метров вольным стилем; легкоатлет Евгений Швецов, выигравший соревнования по бегу на 400 метров; легкоатлетка Елена Паутова, победившая в забеге на 1500 метров; легкоатлет Федор Триколич, завоевавший золотую медаль на дистанции 100 метров; Алексей Ашапатов, победивший в секторе для метания ядра; женская команда в эстафете 4х100.

В заключении сделаем вывод, что спортом должны заниматься как совершенно здоровые, так и люди с ограниченными возможностями. Для этого важно желание и стремление самого человека, а так же помощь и поддержка специалистов и тренеров


Библиографическая ссылка

Борисов М.М. Cоциально-педагогическое значение адаптивной физической культуры // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 21-21;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32914 (дата обращения: 24.11.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074