В многолетней подготовке педагогический контроль целесообразно использовать в процессе длительных систематических наблюдений за состоянием физического развития и подготовленностью спортсменов. Основными методами педагогического контроля являются систематизированные педагогические наблюдения и контрольные упражнения, характеризующие различные стороны подготовленности спортсменов и степень напряженности физиологических функций, обеспечивающих их максимальное проявление. Более того, применение различных форм комплексного контроля в годичном цикле дает возможность индивидуализировать тренировочный процесс, повышать эффективность подготовки юных спортсменов, определять их пригодность и перспективность в конкретном виде спорта на основе установления уровня физического развития, уровня развития различных сторон подготовленности, темпов их прироста по комплексу тестов и проб, имеющих достоверную корреляционную связь со спортивным результатом или другим информативным показателем, выбранным в качестве определяющего критерия успешности спортивной деятельности. В настоящее время в связи с необходимостью построения подготовки спортсменов как управляемого процесса актуальным является осуществление систематического комплексного контроля за подготовкой спортсменов и их соревновательной деятельностью.
Таким образом, контроль является связующим звеном в системе спортивной подготовки и управления ею. Многообразие видов подготовки, ее этапность в годичном и многолетнем циклах обуславливают комплексность контроля, его различные виды и формы. Опыт использования педагогического контроля в процессе подготовки спортсменов позволяет сделать заключение о целесообразности комплексного подхода к всесторонней оценке уровня подготовленности спортсмена и среды, в которой он функционирует.
При проведении тренировочного процесса с целью более эффективного управления и оптимизации педагогических воздействий оцениваются перманентное, текущее и оперативное состояния, определяемые на основании различных видов педагогического контроля. При этом относительно полная и разносторонняя оценка подготовленности спортсменов в каждой конкретной временной точке подготовки может быть получена только на основании результатов комплексного обследования, включающего педагогические, медико-биологические, физиологические, психологические тесты и пробы, которые отвечают методическим принципам применения их в спортивной практике.
Библиографическая ссылка
Зиганшин Н.С. ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ В ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 57-58;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32948 (дата обращения: 03.12.2024).