Актуальность проблемы развития креативности студентов высших учебных заведений, в том числе и технических, многократно обсуждалась и уже не вызывает сомнений. В связи с чем, перед педагогом-исследователем встают основные задачи:
– изучение структуры креативности;
– отбор необходимых диагностических методик, позволяющих зафиксировать и отследить степень развития компонентов структуры креативности;
– разработка комплекса заданий и упражнений по выбранной дисциплине, направленного на развитие креативности студентов.
Изучение структуры креативности приводит к рассмотрению таких её показателей как гибкость, быстрота, оригинальность, тщательность. Специфика настоящего исследования (с одной стороны технические направления бакалавриата, с другой – изучаемая дисциплина «Математика») определяет отбор автором необходимых методик диагностики таких компонентов креативности как быстрота и гибкость. Иногда эти показатели креативности называют креативными способностями. Для их диагностики автор использует тест Айзенка (тест на определение коэффициента интеллекта), тест Беннета (тест механической понятливости студентов) и пробу Кулюткина (тест на выявление невербальной креативности). Выбор именно этих тестов продиктован необходимостью в экспресс-анализе уровня развития креативности студентов на первом этапе констатации.
Тестирование студентов первого курса технических специальностей проводилось на базе Армавирского механико-технологического института (филиала) ФГБОУ ВПО «Кубанского государственного технологического университета». В организации тестирования приняли участие студентки второго курса группы 11-ФАБ-ИВ Коханович Илона и Шангина Наталья. Привлечение студенток имело положительное значение: была снята директивность и напряженность в тестируемых студенческих группах, за счет высокой оперативности значительно уменьшено время на организационные моменты, поскольку Тест Беннета и проба Кулюткина осуществлялись с использованием раздаточного материала. Определение уровня интеллекта студентов (тест Айзенка) проводилось в компьютерном классе с помощью специальной программы iq-test.
Полученные результаты констатирующего эксперимента позволили сделать следующие выводы:
1. Высокие результаты пробы Кулюткина показали 16 % тестируемых, средние показатели у 56 % опрошенных, а низкий результат продемонстрировали 28 % студентов. Следовательно, проблема развития креативности студентов актуальна и требует решения.
2. По результатам корреляционного анализа выявлены две статистически значимые корреляционные связи между коэффициентом интеллекта и невербальной креативностью (r = 0,368 при p<0,05) и между коэффициентом интеллекта и технической понятливостью ((r = –0,145, при p<0,05), что соответствует теории креативности Э.П. Торренса.
Результаты проведенного эксперимента были доложены на VIII региональной научно-практической конференции «Научный потенциал вуза – производству и образованию», посвященной 75-летию образования Краснодарского края, проходившей в Армавирском механико-технологическом институте 6-7 декабря 2012 г.
Второй этап констатации уровня развития креативности студентов технического вуза предполагает исследование дивергентности интеллекта, способности студентов к преобразованиям. Такой глубокий анализ позволит составить индивидуальные карты актуального и ближайшего уровней развития креативности студентов, выявить тенденции, наметить стратегии развития проблемных зон.
Из вышесказанного следует, что сложное, многоуровневое явление креативности предполагает сложную процедуру диагностики. И в этой связи, естественным решением проблемы должно стать применение информационных технологий в исследованиях.
Библиографическая ссылка
Мягкова Э.С. О проблеме отбора методик диагностики креативных способностей студентов технических направлений бакалавриата // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 113-113;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32991 (дата обращения: 12.10.2024).