Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ЭТНОВОКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лукина Д.С. 1
1 Санкт-Петербургский государственный университет

Одной из актуальных проблем современности является этнокультурное воспитание детей. Особенно нужно выделить народное пение, которое способствует формированию разносторонних свойств личности, вокально-эстетическому воспитанию, развитию певческого голоса. За многие столетия народная традиционная певческая культура сформировала средства и способы этнопевческого воспитания, которое, в свою очередь, выявило механизмы развития творческих способностей личности. Но сегодня многие традиции утеряны, о некоторых праздниках, обычаях и обрядах можно узнать только из книг, опубликованных учёными–фольклористами. Очень редко в наше время обнаруживается бытование крестьянского фольклора. Не только в городской среде, но и в сельской местности дети не слышат народные песни, байки, сказки. Редко создаются специальные педагогические условия для самостоятельного творчества детей и подростков, проявления их инициативы и интерактивных форм деятельности.

Следует еще отметить и то, что современная акустическая среда оказывает значительное влияние на человека: техногенные шумы неблаготворно сказываются на формировании музыкальной культуры детей и молодежи, на их психическом развитии, формирования ритмичности. Социальные преобразования в России, растущая урбанизация, технический прогресс изменили уклад жизни людей, разрушили вековые традиции народа. Сегодня отмечают нарушения механизма преемственности поколений. Средствами массовой информации насаждается чуждая для нашей страны культура. Поэтому, существенное внимание необходимо уделять созданию условий обучения детей народной художественной культуре, в том числе певческой, изучение которой благотворно сказывается на воспитании и развитии. Решение вышеуказанных проблем возможно путём изучения народной художественной культуры, в том числе песенной. И обучение следует начинать с самого раннего детства.

Пение – процесс всестороннего развития ребёнка, который способствует формированию этнопевческого поведения, эмоциональной сферы, логического мышления. Освоение народных песен, содержащих глубокие нравственные принципы, отражающих многовековой опыт народа, их (народных песен) исполнение содействует формированию и проявлению эмоциональной отзывчивости. Крестьянские песни, которые тысячелетиями слагал русский народ, несут в себе дидактические функции. В певческой культуре заложен огромный воспитательный потенциал. Все эти свойства народной певческой культуры целесообразно применять в обучении современных детей, например, в дополнительном образовании.

Однако в социокультурной среде большого города утеряна связь с живой народной песенной культурой, нет возможности соприкоснуться с достоянием русских фольклорных традиций. Но такую возможность представляет система дополнительного образования детей и подростков, которая помогает ребёнку раскрыть творческие способности, найти занятие, хобби заинтересовавшее его. Это с одной стороны. С другой, учреждения дополнительного образования дают возможность педагогу создать авторскую программу, реализовать свой творческий потенциал. Сегодня позитивные тенденции возрождения и сохранения народных певческих традиций проявляются в следующем: создаются и реализуются образовательные программы, имеющие в основе национальную песенную культуру, разрабатываются планы возрождения народной музыкальной культуры во многих регионах России, реформируется система воспитания и образования, в том числе и в системе дополнительного.

Сейчас на базе учреждений дополнительного образования таких, как дома детского творчества, дворцы творчества юных, молодёжные и подростковые центры создаются ансамбли русской песни. Педагогическая целесообразность образовательных программ вышеуказанных коллективов высока. Дети приобщаются к культуре своего народа, получая возможность освоить народные песни, пляски, наигрыши. Это способствует формированию этнокультурной толерантности, межэтнической и межкультурной коммуникации.

В качестве примера можно привести работу детского ансамбля русской песни «Перезвон» государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества «Современник» Выборгского района Санкт-Петербурга. Деятельность ансамбля направлена на формирование этнопевческой культуры учащихся, развития их творческих способностей. Образовательные программы, разработанные педагогами предусматривают: обучение основным вокально – техническим навыкам и приёмам народного пения, освоение песен разных областей России, обучение пению без музыкального сопровождения и в сопровождении разных музыкальных инструментов. На занятиях, которые проводятся в разных формах: групповые, мелкогрупповые, индивидуальные, детям предлагаются такие песни, как календарные, хороводные, игровые, плясовые, потешки. В содержание образовательной программы по ансамблевому пению включено знакомство с песенным материалом разных регионов России. Обучение строится в соответствии с народным крестьянским календарём, что позволяет включить детей в ритм жизни песенной крестьянской культуры. Понятно, что дети – участники ансамбля живут в мегаполисе, а не в среде бытования крестьянского фольклора. По мнению Т.В. Шастиной: «Восприятие народной традиционной певческой культуры требует определенной подготовки, знаний и понимания. В традиционной культуре обучение пению, формирование певческого поведения происходило не специально, а в реальной жизненной деятельности семьи, общины.

Современные городские дети живут в атмосфере, отличающейся от певческой традиционной культуры. Не зная языка этой культуры, не понимая, а значит, не воспринимая ее, они не получают тех первых детских музыкальных впечатлений, которые являются фундаментом песнетворчества, этнического поведения. Поэтому сегодня остро стоит вопрос о создании педагогических условий, способствующих приобщению детей с раннего возраста к народной традиционной певческой культуре.»[1]

Научно доказано положительное влияние и воздействие крестьянского песенного искусства, певческой культуры на человека, особенно в детстве. Поэтому, применяя произведения искусства устной традиции в обучении городских детей, разрабатывая образовательные программы с учетом свойств и особенностей фольклора, мы создаем специальные педагогические условия, способствующие развитию образного мышления, музыкального слуха и чувства ритма, певческого аппарата и таких вокально-технических навыков, как правильное певческое дыхание, четкая и ясная дикция в пении, умение управлять голосовым аппаратом. Этновокальное воспитание детей в системе дополнительного образования приобретает всё большее распространение. Сегодня, во многих учреждениях дополнительного образования детей реализуются программы по народному песенному искусству, активно развиваются народные певческие коллективы. Все это способствует как гармоничному и разностороннему развитию подрастающего поколения, так и сохранению и развитию народных певческих традиций.


[1] Шастина Т.В. Основы обучения детей народному пению средствами традиционной певческой культуры. Учебное пособие для студентов кафедры русского народного песенного искусства / Т.В. Шастина. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. – СПб.: СПб ГУКИ, 2008. С. 24.


Библиографическая ссылка

Лукина Д.С. ЭТНОВОКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 170-171;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33052 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674