Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,736

ЖИЗНЬ НАРОДНОЙ ПЕСНИ В СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

Филиппова Н.О. 1
1 Санкт-Петербургский государственный университет

В современной социокультурной среде проблема сохранения народной певческой культуры актуальна. Важность развития народного художественного творчества обусловлена его воздействием на духовный мир человека. Работа по сохранению народной этномузыкальной культуры способствует формированию разносторонних свойств личности, чувства принадлежности к своему народу, сохранению нравственных норм, выработанных предшествующими поколениями.

В последние годы в обществе наблюдается возрастающий интерес к изучению народного творчества, к освоению народных песен. Кроме развития творчества любительских народных коллективов, реализации образовательных программ в системе образования детей и молодежи, это проявляется через возрождение старинных праздников и обрядов. Следует отметить, что сегодня заметно увеличение количества специализированной литературы по народному музыкальному творчеству, появление на телевидении и радио специальных передач по фольклору и этнографии. Все это указывает на повышение значимости народной музыкальной культуры в развитии национальных чувств, формировании ментальности.

Нужно отметить и то, что народная культура во многом утрачивает свои позиции в регулировании социального поведения и в передаче нравственных норм и ценностей. Сейчас, в сфере культуры не редко, упор идет на коммерческое искусство, которое постепенно вытесняет традиционное народное музыкальное творчество. Наряду с самобытными народными произведениями (песня, танец, наигрыш, промыслы), в которых отразилась «душа народа», немалое место в СМИ и ТВ занимает так называемая стилизованная под старину музыка, произведения, дающие не полное представление о народной песне, костюме, орнаменте. Массовая культура все дальше уводит людей от народных традиций и фольклорных форм творчества, пения, танца, игры на народном инструменте, но, развивает низкопробные вкусы и приземляет творческие стремления человека. Кроме того, сейчас недостаточно реализуются образовательные программы, педагогические технологии, разработанные на основе традиционной певческой культуры, мало высококвалифицированных специалистов, способных обучить молодое поколение народному пению. В связи с этим, плодами научно-технического прогресса становится обеднение эмоций и чувств у современного человека, так как люди поглощены телепередачами, приобретают новейшую аудио- и видеоаппаратуру, увлекаются компьютерными играми, а не занимаются творчеством, лишены межличностного общения. И результатом данной культурной глобализации является, то, что сегодня в быту редко можно услышать русскую народную песню, даже среди старшего поколения.

И, все же, с радостью можно отметить, что сейчас в таком мегаполисе, как Санкт-Петербург, любители русского народного творчества не исчезли. Русские народные песни составляют основу репертуара многих любительских вокальных и хоровых коллективов, участники которых исполняют их с удовольствием.

Одним из таких хоровых коллективов, поддерживающих русские народные традиции, внедряющих в свою деятельность формы творчества на основе фольклорных, является «Народный» коллектив Хор русской песни Дома Культуры и Техники «Пролетарский», художественным руководителем которого много лет работает Сергей Григорьевич Гопкало. В репертуаре коллектива разножанровые народные песни Средней полосы России, песни русских и советских композиторов. Исполняются песни как a’capella, так и с инструментальным сопровождением: баян, балалайка. Русские народные песни, многоголосные, протяжные звучат убедительно, завораживая и исполнителей и слушателей, вовлекая в мир «живых» созвучий, образов, яркого музыкального полотна. Иначе исполняются хороводные, игровые и плясовые песни. Для наиболее полного раскрытия их характера, содержания, ритмического воздействия на всех участников творчества, включаются элементы народного танца, пляски, хоровода.

Главной целью творческой работы коллектива является сохранение народной песенной культуры и вокально-эстетической воспитание на ее основе. Одна из основных задач – раскрыть красоту русской песни, в которой есть и страсть, и сила, и задор, и глубокая грусть, и которая, как писал И.С. Тургенев в знаменитом рассказе «Певцы», «…так и хватает за сердце, прямо за его русские струны».

Сегодня в коллективе занимается около 30 человек. Возраст участников разный: от 27 до 65 лет. Основа хора – певцы, которые на протяжении многих лет регулярно встречаются на репетициях, концертах. В последние годы коллектив пополняется новыми участниками, которых всегда с радостью принимают и даже тех, кто не совсем уверен в своих вокальных данных. «Новички» остаются не только, чтобы «попеть», а вливаются в песню, в коллектив и во все события его жизни. Атмосфера сотворчества в хоре способствует раскрытию творческих способностей, развитию вокальных навыков, разностороннему формированию личности. Люди изменяются, и не только преображаются внешне. В результате занятий в хоре появляется оптимизм, интерес к жизни, повышается общекультурный уровень, воспитанность. Это позволяет утверждать, что народная песня помогает человеку в настоящее сложное время, способствует формированию характера, чувства меры, простоты, скромности, доброжелательности, приветливости, оказывает большое влияние на воспитание этнопевческой культуры, культуры межличностного общения.

Как одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке, как и всякое искусство, народная песня способна приносить глубокое эстетическое удовлетворение. Правдиво отражая реальную жизнь, объективную действительность, ее существенные стороны, народная песня способна оказывать активное воспитательное и моральное воздействие на людей, на их трудовую и творческую деятельность, развивать внутреннюю культуру человека, общения, дает возможность содержательно провести время, найти единомышленников. Все это указывает на социальное значение народной певческой культуры.

Русская народная песня, являясь основным видом музыкального творчества русского народа с глубокой древности, сегодня требует бережного отношения. Народную песню, народные певческие традиции нужно передавать молодому поколению, и только тогда народная культура получит развитие, и сохранится для будущих поколений. Песня рождается в недрах народа и является плодом коллективного творчества. И это одно из основных свойств фольклора следует учитывать в работе современных социальных институтов. Но сегодня она (народная песня) доступна, понятна и видна в полной мере лишь специалистам этномузыкальной культуры, деятелям культуры и искусства, и немногим любителям народного творчества. Поэтому, сейчас основной проблемой сохранения и развития русской народной певческой культуры, народной песни, является, если ни ее возвращение в быт народа, то хотя бы глубокое изучение, освоение через внедрение в сферу культуры современного человека образовательных программ, творческих проектов на основе активной самостоятельной деятельности и творчества.


Библиографическая ссылка

Филиппова Н.О. ЖИЗНЬ НАРОДНОЙ ПЕСНИ В СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 171-172;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33053 (дата обращения: 17.10.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074