Состояние здоровья населения является одним из показателей общекультурного развития и важнейшей ценностной ориентацией, имеющей большую социальную значимость. Сегодня растет потребность в людях, умеющих быстро приспосабливаться к любым изменениям внешней среды и способных владеть собой в стрессовых ситуациях.
Воспитание у будущих специалистов осознанной необходимости отношения к здоровому образу жизни является значимым в связи с тем, что это позволит им самостоятельно на должном уровне поддерживать свое здоровье, здоровье членов семьи, пропагандировать здоровый образ жизни среди молодого поколения через комплекс выполняемых ими социальных ролей. Формирование отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности – это формирование такого отношения, которое является мощным и эффективным стимулом, побуждающим самого человека без принуждения регулярно и систематически заботиться о своем здоровье, физическом совершенствовании, используя для этой цели активные занятия физическими упражнениями, спортом и другие средства.
Важнейшей задачей нашего исследования явилось построение модели педагогического процесса, направленного на формирование у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности.
Основанием для конструирования модели процесса формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности выступили: теория целостного педагогического процесса (Н.М. Борытко, В.С. Ильин, А.М. Саранов, Н.К. Сергеев); деятельностный подход к организации педагогического процесса (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, М.И. Скаткин, Н.Ф. Талызина); концепция личностно ориентированного образования (Е.А. Крюкова, В.В. Сериков); ценностный подход в образовании (А.В. Кирьякова, Л.П. Разбегаева).
В педагогической литературе накоплен опыт по выявлению механизмов формирования ценностных отношений (Д.А. Леонтьев, А.В. Кирьякова, В.А. Разумный и др.). Так, в качестве механизмов формирования данного личностного образования называют: поиск (Г.И. Щукина, Л.П. Аристова), оценку (М.Г. Казакина, Р.И. Тидинис), выбор (Я.А. Йовайша, А.Е. Голомшок), а также обобщенный ценностный механизм: «поиск – оценка – выбор – проекция» (А.В. Кирьякова).
В нашем исследовании первым элементом обобщенного ценностного механизма является поиск. Главной функцией поиска как ценностного механизма является «осознание потребности в приобретении знаний об объекте, привлекшем внимание в процессе его восприятия» [3]. Это стимулирует личность на активное познавательное освоение неизвестного, так называемое когнитивное отражение объекта. Именно поиск обеспечивает обретение личностью знания о здоровом образе жизни как ценности.
В качестве объекта поиска рассматривался здоровый образ жизни как профессиональная ценность, его сущностные черты. Диапазон и степень самостоятельности поиска зависят от педагогической стратегии преподавателя, избираемой во взаимодействии со студентами в учебной деятельности.
Благодаря поиску происходит приобретение личностью новых (иногда только для нее значимых) знаний, личность меняется, в процессе познания ставятся более сложные задачи, углубляется поиск и одновременно обогащается личность в процессе ценностного освоения действительности.
Поиск тесно связан со следующим элементом обобщенного ценностного механизма – оценкой. Ведущая функция оценки заключается в выявлении «ценности объектов для субъекта» [1].
Оценка имеет для развития личности фундаментальное значение, потому что является не только знанием, но и отличием. Индивид становится личностью не столько потому, что он познает, а потому, что он вырабатывает отношение к познанному через его оценку.
Оценка соединяет в себе знание и долженствование, проявляясь в субъективных эмоционально-волевых реакциях.
Акт выбора сводится к акту принятия решения. Чтобы совершить акт выбора, человек должен знать возможные альтернативы, оценить их ... и предпочесть одну из них. Необходимо учитывать тот факт, что при формировании отношения к здоровому образу жизни «учебно-познавательные ситуации должны обеспечить студенту возможность определения оснований собственного выбора» [6].
Период юношеского возраста ряд исследователей именуют «временем выбора и решений» [5]. Этот возраст предполагает наличие возможностей и способностей к осознанному решению, «варианта здорового образа жизни».
Таким образом, функции выбора как элемента обобщенного ценностного механизма заключаются в выяснении эмоционально-оценочного отношения студента к здоровому образу жизни как к ценности.
Выбор связан с проекцией – заключительным элементом ценностного механизма.
Проекция как элемент обобщенного ценностного механизма «опирается на диалогичность самосознания, на его обращенность как наружу, так и вовнутрь» [3], в результате чего соотносятся внешние объекты и собственное состояние. Результатом соотношения внешнего объекта и собственного состояния, т.е. проекции, является построение личностной перспективы своего будущего. Именно в юношеском возрасте эмоционально-мотивационные установки все больше связываются с перспективами на будущее.
Рассмотренный обобщенный ценностный механизм является универсальным. Однако, учитывая особенности функционирования каждого из компонентов механизма и уровни сформированности отношения к здоровому образу жизни, выделяем следующие этапы формирования отношения к здоровому образу жизни: мотивационно-информационный, оценочный, деятельностно-практический.
На каждом из этапов наибольшую нагрузку несет какой-либо элемент механизма. На мотивационно-информационном этапе таким элементом является поиск, на оценочном – оценка, выбор; на деятельностно-практическом – проекция. Целевая структура каждого из этапов направлена на достижение определенного уровня исследуемого личностного образования.
Результатом конструируемого процесса является формирование у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности. Структурные компоненты исследуемого личностного образования формируются одновременно в системе целостного педагогического процесса, однако каждый этап данного процесса ориентирован на определенный уровень сформированности отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности. Таким образом, в разработку процесса формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности включено проектирование всех его системообразующих компонентов: целей, содержания, средств, предполагаемых результатов. Динамика процесса выражает взаимосвязь его компонентов на всех выделенных этапах и отражена в схеме.
Модель процесса формирования отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности
Механизм |
|||||
Поиск |
Оценка |
Выбор |
Проекция |
||
Этапы |
|||||
Мотивационно-информационный |
Оценочный |
Деятельностно-практический |
Подэтапы (блоки) |
|||||||
Содержательный блок |
Обобщающий блок |
Содержательный блок |
Обобщающий блок |
Содержательный блок |
Обобщающий блок |
||
Цели |
|||||||
Достижение низкого (безразлично-потребительского) уровня сформированности отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности |
Достижение среднего (нейтрально-пассивного) уровня сформированности отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности |
Достижение высокого (осознанно-действенного) уровня сформированности отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности |
|||||
Дидактические средства |
|||||||
Личностно-значимые педагогические ситуации, в которых используются репродуктивные задачи ценностно-смыслового характера, направленные на установление взаимосвязи между человеком и здоровьем, осознание здорового образа жизни как профессиональной ценности |
Личностно-значимые педагогические ситуации, в которых используются частично-поисковые задачи ценностно-смыслового характера, направленные на установление студентом личностного и общественного смысла здорового образа жизни как ценности |
Личностно-значимые педагогические ситуации, в которых используются задачи ценностно-смыслового характера, направленные на принятие личностного смысла ценности здорового образа жизни |
|||||
Методы и приемы |
|||||||
Объяснительно-иллюстративное, проблемное изложение, обобщающая беседа, рассуждение |
Объяснительно-иллюстративное, проблемное изложение, обобщающая беседа |
Проблемное изложение, обобщающая беседа, имитация жизненных ситуаций |
|||||
Результат |
|||||||
Когнитивный |
Эмоциональный |
Смысловой |
Деятельностный |
||||
Компоненты отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности |
Выявление содержательного наполнения когнитивного, эмоционального, смыслового и деятельностного компонентов позволило определить отношение к здоровому образу жизни как профессиональной ценности как интегративное, личностное образование, характеризующееся связью личности с ценностью «здоровый образ жизни», включающее в себя знания о здоровом образе жизни как профессиональной ценности, эмоциональное отношение к нему, осознание здорового образа жизни как личностно, социально значимой и профессиональной ценности и проявляющейся в реализации деятельностных аспектов отношения.
Библиографическая ссылка
Сорокина В.М., Сорокин Д.Ю. МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 12. – С. 112-114;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33183 (дата обращения: 23.11.2024).