Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

СОВМЕСТНЫЙ СО ВЗРОСЛЫМ ТРУД РЕБЕНКА ТРЕХ-ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ КАК ОБУЧАЮЩАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ТРУДА

Сайгушева Л.И. 1 Стряпухина И.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
1. Крулехт, М. В. Дошкольник и рукотворный мир / М. В. Крулехт. – СПб. : «Детство-Пресс», 2002. –160 с.
2. Сайгушева, Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду / Л.И. Сайгушева. - Магнитогорск: МаГУ, 2010. – 216 с.

В Федеральном государственном стандарте по дошкольному образованию указывается, что в дошкольном возрасте приобщение к труду по содержанию представляет собой: самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице). Необходимыми условиями трудового воспитания являются использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям; построение образовательного процесса на основе сотрудничества взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка.

В данной статье мы остановимся на проблеме организации совместной с взрослыми трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

На ранних этапах инициатива в организации трудовой деятельности ребенка принадлежит взрослому. Самостоятельная деятельность детей заканчи¬вается на этапе принятия цели предстоящего трудового процесса включения в него. Включаясь в труд, ребенок проявляет воспроизводящую или копирую¬щую активность. На основе прямого контакта с взрослыми, подражая ему, он перенимает опыт отдельных трудовых действий. Многие компоненты трудовой деятельности не обнаруживают себя [2, с.22].

Участие взрослого в труде выступает ведущим методом развития трудо-вой деятельности на подготовительном этапе. Поэтому совместный труд взрослого и ре¬бенка – это эффективная форма организации детского труда на начальных ступе¬нях овладения трудовой деятельностью.

Под совместной со взрослым трудовой деятельностью ребенка подразумевается такая деятельность педагогов (взрослых) с детьми, когда взрослые выступают не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса.

В совместном труде наблюдается партнерский стиль общения взрослого с детьми. Для младших дошкольников в данном случае взрослый становится не сторонним наблюдателем, указывающим, что и как надо делать, а "товарищем", участвующим в выполнении общего дела. Вместе с тем, включается педагогическая функция взрослого стать образцом для подражания, эталоном, на который дети будут равняться, а также организатором общения, обеспечивающего эмоционально насыщенную обстановку [1, с.64; 2,с.56].

В передовой практике ДОУ и семейной практике ведется активный поиск инновационных технологий в приобщении дошкольников к труду, в том числе, и детей трех-четырех лет. Однако в систематизированном виде интересующая нас проблема не представлена в научной литературе.

Это нас поставило перед необходимостью экспериментальным путем изучить технологические основы приобщения детей трех-четырех лет к труду.

Экспериментальная работа нами проводилась на базе МДОУ "ЦРР № 113 г. Магнитогорска" во второй младшей группе.

В целом, по итогам проведения констатирующего этапа эксперимента можно сделать следующие выводы.

Несмотря на ярко выраженный интерес детей к выполнению задания (во время подготовки к обеду помочь младшему воспитателю – накрыть на стол), 70% детей не справилось с ним. Все дети остались нейтральными к результатам предложенного педагогом задания.

Целенаправленность действий и умение самостоятельно их выполнять совместно с взрослым обнаружилась у обследуемых детей только в единичных случаях.

Обучение алгоритму доступных трудовых действий только путем словесного контакта с ребенком, а также использование инструктирования в качестве единственного метода приводит в лучшем случае лишь к внешним результатам, связанным с подражательностью детей и со способностью некоторых из них выполнять отдельные указания взрослого. Это кратковременный педагогический эффект, не имеющий подлинно образовательного значения.

На наш взгляд, это обусловлено тем, с одной стороны, закономерностями развития трудовой деятельности младших дошкольников, а с другой, - недостаточной компетентностью педагога о технологии организации совместного с взрослым труда детей.

В соответствии с этим остановим внимание на воспитании самостоятельности ребенка при обучении его навыкам дежурства по столовой (сервировка стола).

Для того, чтобы дети успешно овладели процессом накрывания на стол, им необходимо овладеть алгоритмом.

Алгоритм – четкая последовательность действий.

По своему содержанию данный алгоритм он выглядит следующим образом:

  • мыть руки перед дежурством;
  • надевать фартук;
  • ставить салфетницу, хлебницу на свой стол;
  • раскладывать ложки справа от тарелки ковшиком вверх;
  • участвовать в уборке посуды после еды: собирать чайные ложки, относить на сервировочный стол салфетницы и хлебницы.

Наиболее сложным трудовым действием в данной цепочке трудовых действий является умение правильно разложить столовый прибор. Важно показать правильный прием раскладывания ложек: ложки надо брать в левую руку (от 3 до 6 штук), затем, стоя лицом к прибору, правой рукой положить ложку с правой стороны прибора, внутренней стороной кверху; при раскладывании брать ложку непременно за ручку. Вилки раскладываются таким же образом. Ближе к прибору кладется вилка, потом ложка.

Анализируя результаты исследований ученых о педагогических возможностях совместной с взрослым трудовой деятельности (1, 3, 4) и свой собственный опыт, мы пришли к выводу о необходимости использования пошаговой технологии в обучении детей навыкам накрывания на стол на этапе младшего дошкольного возраста.

ПЕРВЫЙ ШАГ.

Цель: обучить ребёнка алгоритму выполнения сложных трудовых действий. Взрослый показывает и объясняет эти трудовые действия. В последую¬щем эти действия выполняются совместно с взрослым на основе диалога с ребенком. Воспитатель поощряет успешные действия ребенка.

Показ должен быть:

  • Четким,
  • Неторопливым,
  • Последовательным,
  • Действия выполнения доведены до автоматизма,
  • Чередовать обычную форму показа с игровой (показывать определенное действие с помощью любимой игрушки малыша),
  • После показа взять своими руками руки ребенка и проделать вместе с ним все действия.

Необходимо, чтобы педагоги (взрослые) следовали определенным правилам. Выделим их.

  1. Использовать различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец!».
  2. Моделировать образовательные игровые ситуации. Трудовой навык формируется в процессе многократного упражнения. Большие возможности для этого содержатся в игровой деятельности (в дидактических, сюжетно-ролевых играх и т.д.). В игре взрослый работает па паритетных началах с детьми, выполняя одну из игровых ролей; она стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы; позволяет использовать жизненный опыт детей.

Для оптимального овладения сложным навыком (правильно разложить ложки) мы предлагаем провести интегрированную образовательную деятельность по теме "Посуда и столовые принадлежности".

На первом этапе при организации совместной со взрослым деятельности ребенка наиболее целесообразно такое объединение как «педагог-ребенок». Значительная часть работы выполняется взрослым в общих чертах и за короткое время; вся процедура выполнения объекта комментируется взрослым как подготовка к предстоящей игре; дети вовлекаются в продуктивные действия совместно с взрослыми только на завершающем этапе выполнения объекта.

Первое участие ребенка в труде должно быть связано для него с положительными эмоциями, переживанием успеха. Это возможно при условии, если воспитатель одобряет действия ребенка, поддерживает его. Этот прием особенно эффективен относительно застенчивых, нерешительных детей.

ВТОРОЙ ШАГ. Цель: продолжать обучать сложным трудовым действиям по сервировке стола.

После освоения единичных сложных действий в совместном с взрослым труде, дети начинают более активно и в большем объеме принимать участие в дежурстве, совместно с взрослым. Ребёнок раздаёт ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками. Понимание обязанности ещё не доступно детям четырёх лет, и было бы неправильно выдвигать перед ними такое требование. В руководстве детьми педагог опирается на их интерес к процессу деятельности, создаёт эмоционально-положительное отношение к нему, объясняет необходимость потрудиться и всячески поощрять любую попытку ребёнка проявить самостоятельность. Он формирует у детей представление о значимости труда дежурных, об очерёдности в выполнении порученного дела.

Примером обучения детей навыкам дежурства может служить игра-занятие «Поможем Мишке накрыть на стол».

На втором этапе совместный с взрослыми труд младших дошкольников представляет собой развернутые действия. Наиболее целесообразно объединение «педагог-ребенок». Младший дошкольник должен овладеть алгоритмом сервировки стола в целом:

  • мыть руки перед дежурством;
  • надевать фартук;
  • ставить салфетницу, хлебницу на свой стол;
  • раскладывать ложки справа от тарелки «ковшиком» вверх;
  • участвовать в уборке посуды после еды: собирать чайные ложки, относить на сервировочный стол салфетницы и хлебницы.

Педагог обучает детей самостоятельно выполнять необходимые трудовые дейст¬вия в определенном порядке. Взрослый делит выполнение трудового процесса (сервировка стола) на циклы последовательных действий, каждый из которых имеет промежуточ¬ный результат.

Результат каждого цикла должен увязываться с конечным результатом. Взрослый показывает и объясняет сложные трудовые действия. Затем эти действия выполняются совместно с взрослым.

Чтобы у детей трех-четырех лет сформировать целостное представление о данном алгоритме (сервировка стола в целом), можно организовать наблюдение за трудом младшего воспитателя. В данном случае детей можно подключить к трудовым действиям, которые вызовут у них интерес.

ТРЕТИЙ ШАГ. Цель: Закреплять сложные трудовые действия и последовательность выполнения доступного трудового процесса (сервировать стол).

Совместный со взрослым труд выступает лишь как метод педагогической поддержки младшего дошкольника при выполнении тех действий, которые вызывают у него трудности или он теряет интерес к ним. Целесообразны объединения: «Педагог - ребенок – младший воспитатель», «младший воспитатель - ребенок».

Дети выполняют следующие трудовые действия: сначала поставить на стол хлебницу и стаканчик с салфетками на центр стола; разложить салфетки; расставить тарелки, соотнося их количество с количеством стульев, на которых сидят дети; разложить вилки и ножи справа от тарелок, черенком к себе и вогнутой стороной вверх; расставить блюдца напротив каждой тарелки и поставить на них чашки, повернув их за ручки так, чтобы чашки было удобно брать правой рукой. Младший воспитатель лишь вытирает столы и выставляет посуду из шкафа на раздаточный стол.

Эффективным приемом, помогающим дежурным самостоятельно выполнять свои обязанности, является использование предметных картинок. Их содержание должно отражать цепочку последовательных действий дежурных по столовой.

Упражнять детей трех-четырех лет умению сервировать стол помогут дидактические игры («Посуда», «Накроем на стол», «Наводим порядок» и др.).

Дежурство требует от детей большей самостоятельности, знания о последовательности работы, представлений о полном объеме ее, о требованиях к конечному результату. В процессе приобщения младших дошкольников к бытовому труду (сервировать стол) педагог использует в гармоничном сочетании адекватные возрасту и этапу методы. Среди них – игра-труд, использование алгоритмов в виде предметных картинок, создание ситуаций успеха (поощрение успешно выполненных ребенком действий, авансирование положительных результатов труда).

На первоначальном этапе овладения умением дежурства по столовой особое значение имеет совместная со взрослым деятельность ребенка как обучающая форма. На третьем этапе совместный со взрослым труд может выступить как метод.

Таким образом, в совместном труде высокоэффективным является партнерский стиль общения взрослого с детьми. Для младших дошкольников в данном случае взрослый становится не сторонним наблюдателем, указывающим, что и как надо делать, а "товарищем", участвующим в выполнении общего дела. Вместе с тем, включается педагогическая функция взрослого стать образцом для подражания, эталоном, на который дети будут равняться, а также организатором общения, обеспечивающего эмоционально насыщенную обстановку.

В своей работе мы разработали один из вариантов технологии обучения детей сервировке стола. Данная технология условно включает три шага. Первый шаг: направлен на обучение ребёнка алгоритму выполнения сложных трудовых действий. Второй шаг: продолжать обучать сложным трудовым действиям по сервировке стола. Третий шаг: закреплять сложные трудовые действия и последовательность выполнения доступного трудового процесса (сервировать стол). Поэтому мы её назвали пошаговой.

Вступая в непосредственное общение (на уровне партнерства) в процессе совместного труда, педагог (взрослый) должен выступать одновременно и как образец трудовой активности, и как личностно значимое лицо. Он при этом, отражая в своих действиях и общении с детьми свое отношение к работе, "эмоционально заражает" детей в ходе деятельности, побуждает следовать собственному примеру.


Библиографическая ссылка

Сайгушева Л.И., Стряпухина И.С. СОВМЕСТНЫЙ СО ВЗРОСЛЫМ ТРУД РЕБЕНКА ТРЕХ-ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ КАК ОБУЧАЮЩАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ТРУДА // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 8. – С. 93-96;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34054 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674