Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Кузлякина В.В. 1
1 Морской государственный университет им. Г.И. Невельского
1. Kuzlyakina V.V., Holina N.N. Рarticularities to extracurricular work organization when studying engineering disciplines // Материалы симпозиума IGIP 37 «Компетенции инженера – традиции и инновации. – М., 2008. – С. 67-75.
2. Кузлякина В.В., Иванов К.С., Динасылов А.Д., Койлыбаева Р.К., Теория и практика информатизации образования // Материалы 8-й Международной научно-технической конференции «Энергетика, телекоммуникации и высшее образование в современных условиях». – Алматы, 2012.
3. Kuzlyakina V.V., Integration processes in engineering education, материалы 1st International Symposium on the Education in Mechanism and Machine Science, Madrid, Spain, June 13-14, 2013, p. 92-101.

Состояние и перспективы развития образования сегодня являются наиболее обсуждаемыми темами во всем мире. Стандартный массовый характер обучения (неиндивидуализированное образование) не соответствует потребностям 21 века. Современный бизнес нуждается в квалифицированных творческих работниках [1];. Образование на современном этапе является одним из главных приоритетов общества и государства. Развитие российского образования направлено на расширение его доступности, повышение качества и эффективности.

В условиях модернизации образования требуется поиск путей совершенствования его качества. Несмотря на то, что инновации охватили в последние годы практически все проблемные направления образовательной деятельности (содержание, методы, управленческие аспекты), важнейшей проблемой остается качество обучения в образовательных учреждениях. А качество образования в настоящее время в большой степени зависит от качественных и количественных показателей использования новых компьютерных технологий.

Для обеспечения качества образования необходимо совершенствовать учебно-материальную базу образовательных учреждений, развивать новые технологии обучения, совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Реформирование образования в России идёт с большими сложностями. Возникло противостояние (противоречие) между новыми средствами и традиционными технологиями обучения. Введение ЕГЭ в России привело к резкому снижению знаний выпускников. В 2012-2013 уч. г. минимальный балл ЕГЭ был установлен: по русскому языку – 24 балла; по математике – 20 баллов, физике – 36 баллов, информатике и ИКТ – 40 баллов. По итогам 2013 г. средний балл ЕГЭ составил: по математике – 45,2, по физике – 47,3, по информатике – 60,7. Не преодолели минимальный порог по математике – 5,5 %, по физике – 13,5 %, по информатике –11,6 %. По данным Минобрнауки РФ в 2014 г по сравнению с 2013 результаты ЕГЭ ещё ниже: средний тестовый балл по математике упал с 49до 39., по русскому с 63 до 62, по физике – с 54 до 45, по информатике с 63 до 57, «стобальников» почти втрое меьше.

В результате обозначилась опасная тенденция снижения знаний по точным наукам, прежде всего по школьной программе и, как следствие, по программам среднего и высшего профессионального образования: математике, физике, начертательной геометрии, сопротивлению материалов, теоретической (прикладной) механике и соответственно по специальным дисциплинам. Студенты второго курса при решении задач, выполнение лабораторных работ по прикладной механике, теории механизмов и машин, деталям машин и другим дисциплинам не могут решить простейшие алгебраические уравнения с одним неизвестным, не знают тригонометрических функций, не могут провести параллельные и перпендикулярные линии, провести окружность, если известен её диаметр.

Технологию обучения в школах необходимо кардинально изменить. Победные реляции – информатизация школьного образования прошла успешно не соответствует действительности. В подавляющем большинстве школ имеется только по одному, в лучшем случае по два компьютерных класса, которые в основном используются только для занятий по информатике. В редких школах (передовых) имеется компьютерный класс общего пользования, доступный преподавателям и школьникам в свободное от уроков время, или установлены компьютеры в библиотеке. Большинство преподавателей не применяют (или применяют эпизодически) компьютерные технологии в своей педагогической практике. Подготовка к ЕГЭ сводится к «натаскиванию» для преодоления минимального балла, а не средством приобретения прочных знаний.

По мнению Г Канторовича – зампредседателя приёмной комиссии НИУ «Высшая школа экономики нужно поднимать уровень подготовки учителей 5-6-х классов, повышать их престиж. Менять методику и технологию обучения, т.к. ребёнок просто не воспринимает программу старших классов, начинает отключаться. Причём, важно решать проблему по всей стране, а не только а отдельных замечательных школах (газета АИФ № 29, 2014 г.).

Парадигма современного образования заключается в развитии инновационной системы во всех процедурах обучения каждой дисциплины учебных планов, которая должна быть ориентирована на воспитание человека думающего и обеспечивала бы высокий уровень социальной ответственности.

На современном этапе ощущается необходимость перехода от репродуктивной познавательной деятельности к поисковой (творческой, креативной). Реализация такого подхода возможна только при использовании современных инновационных средств и технологий обучения. При этом должна присутствовать преемственность методик и технологий обучения во всех учебных процессах и на всех этапах обучения.

По-прежнему остро стоит вопрос о создании и внедрении современных средств и методик обучения, основанных на широком использовании интерактивных систем с обратной связью в системе обучения.

Современные технологии и средства обучения

Материально-техническое обеспечение учебных заведений в настоящее время достаточно хорошее, разработано большое количество разнообразных программных продуктов. Однако в большинстве случаев применение современных компьютерных технологий обучения сдерживается тремя основными факторами [2]:

1. Отсутствие специальных средств организации процесса обучения с применением современных информационных технологий.

2. Отсутствие методик применения информационных технологий в образовании.

3. Неподготовленность работников учебных заведений к использованию современных информационных технологий в образовательном процессе.

В МГУ им. адм. Г.И. Невельского более 20 лет применяются компьютерные технологии обучения. Они реализуются с помощью автоматизированной системы организации обучения (АСОО) «КОБРА», пакетов прикладных программ VSE, DINAMIC, GCG&FQ, AutoCAD, APM Win Machine, КОМПАС и др. В настоящее время разработана и внедряется новая электронная система организации обучения (ЭСОО) СОТЕС, которая имеет дополнительные сервисы по сравнению с АСОО КОБРА. Большую часть необходимого объёма работы (около 80 %) обучающийся может выполнить самостоятельно в компьютерных классах или на домашнем компьютере.

Оставшиеся 20 % объема – это консультации преподавателя, выполнение лабораторных работ на стендах и установках, итоговое тестирование: защита курсовых проектов, работ, расчётно-графических заданий (РГЗ), сдача зачётов и экзаменов. Эта работа выполняется в компьютерных классах кафедры, в учебной лаборатории «Механика машин» во время занятий. Для студентов заочной формы обучения ─ в период сессии.

Программный продукт ЭСОО СОТЕС состоит из трех рабочих модулей:

1. VIEW.EXE – представляет обучающимся возможность работать с различными учебными материалами, проводить виртуальные эксперименты и выполнять задания самоконтроля;

2. ANALYZER.EXE – позволяет преподавателям анализировать результаты самоконтроля с учетом трудности заданий и оценивать качество тестов;

3. EDIT.EXE – позволяет преподавателям создавать, подключать и редактировать учебные материалы, виртуальные эксперименты, задания контроля и самоконтроля по любым необходимым дисциплинам и предметам, в том числе с учётом показаний модуля анализатора.

На основе ЭСОО СОТЕС созданы информационные среды по изучаемым дисциплинам. Информационную среду дисциплины образует совокупность средств организации обучения, методических материалов и пособий, выполненных как в традиционной форме, так и в компьютерной. Подобные среды могут быть созданы по любым дисциплинам, и они образуют единую информационную среду в компьютерном классе или на индивидуальном диске CD.

Информационная среда дисциплины может содержать следующие основные элементы:

  • автоматизированную систему организации обучения;
  • компьютерный учебник;
  • конспект лекций с компьютерной поддержкой;
  • лабораторный практикум с компьютерной поддержкой;
  • тестовый контроль с различными видами тестовых заданий;
  • расчетные пакеты для курсового (учебного) проектирования и индивидуальной работы;
  • организационно-методические материалы;
  • учебно-методическую литературу в традиционном виде;
  • справочные базы данных.

Разработка и внедрение информационных сред требуют внимательного подхода и четкого понимания важности использования каждого ее элемента.

В процедуре обучения студентов по инженерным направлениям большое значение имеют лабораторный практикум и курсовое (учебное) проектирование с элементами рационального проектирования для реализации конкретного задания. Известно, что практически используемые данные запоминаются надежней, чем просто заученная “бесполезная” информация. Также известно, что кроме непосредственного участия в определенном процессе наиболее полное понимание какой-либо закономерности может дать только динамическая модель с обратной связью в реальном времени. Система лабораторных и практических работ в ЭСОО СОТЕС создается как раз на основе виртуального моделирования и проведения экспериментов. А обучающая часть АСОО организована таким образом, что успешное прохождение заданий контроля и самоконтроля становится невозможным без успешного проведения виртуальных экспериментов. Для успешного проведения эксперимента необходимо не просто знание отдельных фактов, но и понимание изучаемого процесса или явления, умение применять полученные данные на практике. Таким образом, достигается не только запоминание определенной информации, но и ее понимание, формирование устойчивых практических навыков. Целесообразно для реализации этих процедур использовать автоматизированные системы проектирования (АСП). АСП позволяют автоматизировать процедуру проектирования технических объектов от замысла до выполнения рабочих чертежей элементов изделий и технологических процедур их изготовления. Расчетные модули АСП используются при проектировании новых механизмов, модернизации и проверке технического состояния после ремонта существующих. Для реализации этих процедур применяются пакеты [3]:

  • VSE – редактор структурирования схем рычажных механизмов на основе обобщённых структурных модулей;
  • DINAMIC – пакет для определения динамических характеристик механизма;
  • GCG&FQ – система для геометрического расчёта и определения показателей качества зубчатых передач;
  • некоторые модули системы APM Win Machine для конструирования и расчёта на прочность элементов машин;
  • AutoCAD, КОМПАС – системы для выполнения графических построений.

Разумное применение специальных прикладных пакетов позволяет каждому обучаемому выполнить индивидуальное задание с элементами рационального проектирования для реализации конкретного задания. Выполнение выпускных (дипломных) работ можно также реализовать с элементами научных исследований, используя специальные программные модули. Целесообразно применять их и для научной деятельности студентов.

Заключение

Современные средства обучения меняют технологию обучения, позволяют перейти от реализации репродуктивной познавательной деятельности к поисковой. Предлагаемые технологии и средства позволят организовать процесс обучения с применением современных информационных технологий, вписаться в единое информационное и образовательное пространство, создать современную IТ – насыщенную среду образования, реализовать креативное обучение, обеспечить полноценную интеграцию обучаемых с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование единого информационного образовательного пространства, в рамках которого будет реализован процесс обучения с широким использованием современных информационных технологий, будет способствовать повышению уровня знаний обучаемого, развитию творческих способностей и росту интереса к приобретению знаний. Созданные информационные образовательные среды будут соответствовать современным образовательным стандартам, обеспечат личностно-ориентированную концепцию преподавания и согласуется с новейшими достижениями в области образовательных технологий.


Библиографическая ссылка

Кузлякина В.В. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 10. – С. 48-51;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34240 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674