Эффективность кадрового обеспечения транспортного комплекса во многом определяется устойчивым функционированием системы подготовки специалистов (СПС). Для проведения анализа состояния системы подготовки специалистов разработана схема мониторинга – информационно-аналитической системы наблюдений за динамикой показателей системы. Мониторинг позволяет проводить исследования в области развития подготовки кадрового обеспечения, а именно: обеспечение кадрами, организующими и осуществляющими транспортное производство, повышение квалификации и переподготовки специалистов [1].
Цели мониторинга:
- обеспечение устойчивости функционирования и развития СПС;
- прогнозирование развития СПС;
- формирование политики в сфере развития СПС.
Задачи мониторинга развития СПС:
- определение состояния системы;
- выявление характера и степени действия дестабилизирующих факторов;
- определение степени соответствия качества, структуры подготовки и количества специалистов требованиям развития отрасли;
- разработка направлений и механизмов управления системой (в частности, распределение функций между центральным аппаратом управления учреждениями образования Министерства транспорта и региональными образовательными университетскими комплексами);
- определение рациональных структурных пропорций в подготовке работников по специальностям, по территориям расположения предприятий и университетских комплексов;
- установление содержания профессионального образования, соответствующего требованиям развития транспорта.
Процесс мониторинга и прогнозирования развития СПС включает в себя (см. рисунок):
- формирование, прогнозирование и анализ внешних условий развития;
- выявление и структуризацию дестабилизирующих факторов;
- определение объектов мониторинга состояния системы;
- создание базы данных показателей состояния системы;
- диагностирование состояния;
- оценку устойчивости и качества функционирования системы; разработку направлений и мер нейтрализации действия дестабилизирующих факторов для обеспечения устойчивости системы;
- оценку потенциальных возможностей развития системы с учетом прогноза развития внешней среды;
- разработку концепции повышения эффективности функционирования системы;
- прогнозирование показателей развития системы;
- разработку политики формирования и развития потенциала системы, отвечающих требованиям устойчивости.
Объекты мониторинга состояния системы профессионального образования можно подразделить на группы: объекты образовательной деятельности, объекты научной и инновационной деятельности, объекты организационно-структурной деятельности, объекты коммерческой деятельности, объекты кадрового обеспечения, объекты финансового и материально-технического обеспечения, объекты социально-экономического обеспечения.
Учитывая инерционность внедрения инноваций в образовательный процесс из-за: необходимости соответствующей подготовки преподавательского состава; освоения новых научно-технических достижений работниками образовательных учреждений; разработки образовательных технологий и соответствующего методического обеспечения, а также длительного периода подготовки специалистов (3-5 лет плюс 2-3 года приобретения производственного опыта), целесообразно заблаговременное планирование структурного, материального и кадрового развития СПС с учетом перспективных требований.
Для решения этих задач, прежде всего, определяется состояние отрасли, формируются показатели ее работы. Анализ инновационного развития транспорта, совершенствования производственных процессов и организации управления позволяют осуществить прогноз структурных и территориальных пропорций развития отрасли и СПС, определить содержание будущего образования. Таким образом, обеспечивается адаптация СПС к потребностям кадрового обеспечения отрасли и их синхронное развитие.
Являясь частью образовательной системы страны, СПС находится под воздействием сферы профессионального образования Минобрнауки РФ. Учебные заведения получают государственное финансирование и заказ на подготовку специалистов. Образовательная деятельность учебных заведений должна быть организована в соответствии с нормативными требованиями Минобрнауки. Показатели функционирования и развития СПС должны соответствовать аккредитационным требованиям, в части, кадрового, материально-технического и научно-методического обеспечения образовательного процесса; организации научных исследований, обеспечения возможности получения многоуровневого непрерывного образования, включая дополнительное и послевузовское, по установленному количеству специальностей. Перспективы развития СПС должны соответствовать процессам глобализации и интернационализации системы профессионального образования. Которые состоят в повышении его универсальности. Более качественное и гибкое образование расширяет возможности трудоустройства специалистов, адаптирует их к внешнеэкономической среде. В процессе обучения у будущего специалиста должны сформироваться стремление к приобретению новых знаний и навыки системного подхода к анализу сложных проблем. Внедрение информационных технологий в транспортное и образовательное производства значительно расширяют возможности для этого. Необходимо изменить подход к содержанию образования: увеличить количество востребованных специальностей, содержание программ дисциплин должны соответствовать перспективам научно-технического прогресса в транспортном комплексе. В СПС необходимо, наряду с существующими, применять новые формы обучения и современные образовательные технологии. Все эти факторы учитываются при прогнозировании развития СПС [2, 3].
Оценивая множество дестабилизирующих факторов, воздействующих на СПС, можно выделить экономические, социальные, организационные, информационные, политические, правовые. На основании экспертной оценки и анализа источников возникновения и силы действия к основным дестабилизирующим факторам отнесены [4]:
- социальная и экономическая нестабильность в обществе;
- недофинансирование системы профессионального образования;
- несоответствие нормативно-правовой базы в области профессионального образования уровню развития транспорта в рыночных условиях;
- несоответствие структуры и организации управления СПС происходящим качественным изменениям на транспорте;
- устаревание материально-технической базы учебных заведений;
- социальная незащищенность научно-педагогических кадров;
- ухудшение демографической ситуации в стране.
Схема мониторинга проработана методически, информационно, инструментально и аналитически. На данном этапе исследований, а так же в силу доминирующего влияния высшей школы на уровень устойчивости СПС, детально исследованы условия и состояние устойчивости отраслевого вуза [5].
Для оценки эффективности функционирования СПС в процессе формирования кадрового ресурса отрасли выполняется анализ значений показателей состояния объектов мониторинга по: кадровому потенциалу учебных заведений; уровню бюджетного и внебюджетного финансирования учебных заведений; обеспечению учебных заведений зданиями, сооружениями, лабораторным оборудованием; уровню научной деятельности в учебных заведениях; информационно-методическому обеспечению образовательного процесса; уровню развития структуры учебных заведений и социального обеспечения; степени развития платных образовательных услуг в учебных заведениях; правильности определения приоритетных направлений деятельности; достаточности нормативного обеспечения деятельности и выполнения его требований; соответствию результатов деятельности учебных заведений аккредитационным показателям; эффективности участия учебных заведений в реализации концепции развития профессионального образования в отрасли.
Проведение мониторинга позволяет систематизировать кадровое обеспечение предприятий транспортного комплекса региона для обеспечения количественной потребности в работниках, качества (квалификации) специалистов для инновационного развития транспорта и обеспечения безопасности движения (безаварийности).
Мониторинг позволил установить технологию прогнозирования потребности в специалистах с учетом содержания их подготовки и инновационного развития транспорта.Для выявления соответствия уровня работающего персонала предъявляемым транспортным производством требованиям может быть использована методика организационно-экономической оценки труда и рабочего места специалиста [6, 7]. Проблемы прогнозирования потребности в специалистах рассматриваются в едином контексте как с развитием транспорта, так и с прогнозированием занятости, высвобождения и трудоустройства.Решение задач основывается на анализе и использовании наиболее важных экономических, социальных, демографических факторов и показателей [8].
Было проведено обследование предприятий железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного транспорта и дорожного строительства УрФО. Исследования потребности в подготовке специалистов включают:
- анализ внешней среды (демографическая, политическая, экономическая ситуация);
- анализ рынка труда;
- анализ конкурентоспособности образовательных услуг различных учебных заведений;
- оценку внутренней среды образовательных учреждений.
Установлено число работников и потребностей в специалистах. Анализ результатов обследования транспортного комплекса региона показал, что необходима:
- подготовка специалистов, в дополнение ведущейся учебными заведениями (УЗ) региона( по11 специальностям);
- подготовка работников по специальностям, не открытым в УЗ (по17 специальностям);
- подготовка по специальностям строительства, содержания и эксплуатации дорожного хозяйства; по специальности «Логистика и управление цепями поставок», по специализациям «Транспортная логистика», «Производственная логистика»;
- повышение квалификации, переподготовка и послевузовская подготовка по всем востребованным в регионе транспортным специальностям.
Должны быть подготовлены рекомендации по профессиональному развитию персонала, направленные на построение индивидуальной профессиональной карьеры каждого работника. Для мониторинга профессионального развития специалистов составляется база данных по компетенциям и квалификации работников.
В основу профессионального развития необходимо положить систему непрерывного образования (СДО, повышение квалификации, переподготовку, послевузовское обучение, как в учебных заведениях, так и внутрифирменную подготовку).
Разработана методика численной оценки влияния качества подготовки и повышения квалификации персонала на результаты работы транспортного предприятия. Для этого:
- используются показатели работы УЗ;
- составляется перечень должностей предприятия;
- формируется для каждой должности база знаний и навыков, а также психофизиологических и психологических качеств работника;
- определяется численное значение квалификации каждого работника;
- введено пороговое значение квалификации, ниже которой реальная квалификация быть не может.
- (предварительная оценка доли прибыли приносимой каждым выпускником в год, равна ≈ 140 тыс руб/год.чел- валовая прибыль (в руб.), создаваемая одним работником за год работы) [9].
Методика используется также для определения рисков чрезвычайных происшествий (ЧП) на транспорте – получение математических выражений для рисков ЧП, через вероятностные характеристики предшествующих причинных событий. Методика определения рисков ЧП позволяет формировать комплексы наиболее эффективных мероприятий по снижению рисков и понесенного ущерба, определить объемы финансовых вложений в реализацию указанных мероприятий установить математическую зависимость рисков ЧП от показателей квалификации и численного состава персонала, технического состояния СПС и внешней среды, формировать критерии выбора управленческих решений по предотвращению ЧП, установить влияние рисков на прогноз безопасности движения.
По разработанной методике проведен расчет эффективности вложенных средств в подготовку и повышение квалификации специалистов по разным уровням. Предложена линейная модель величины эффективности по известным значениям квалификации вновь подготовленных специалистов и значениям приращения квалификации работников, прошедших её повышение. Эффективность имеет смысл среднего дохода (в руб), получаемого предприятием за счет работы на протяжении одного года вновь подготовленных специалистов и приходящегося на каждый рубль, вложенный в их обучение.Эффективность позволяет осуществить прогноз приращения валовой прибыли в перспективе Контроль эффективности позволяет судить о динамике использования кадровых ресурсов Величина, обратная эффективности, представляет собой время окупаемости затрат на обучение и переподготовку;Сравнивая между собой различные предприятия, можно судить об эффективности использования работников, прошедших обучение, оценить персонал и разработку технологий подбора кандидатов на работу.
Для использования результатов анализа мониторинга СПС необходимо повысить эффективность, качество и устойчивость взаимодействия с работодателями. Для этого, наряду с другими мерами рекомендуются:
- организация целевой подготовки специалистов;
- построение непрерывного образования;
- интеграция процессов научных исследований, образования и производства;
- изучение перспективных проектов развития предприятий и подготовка предложений по кадровому обеспечению;
- привлечение ведущих специалистов предприятий для работы в УЗ;
- инициирование привлечения работодателя к составлению профессиональных образовательных стандартов, учебных планов и программ;
- связи с работодателями при подготовке магистров;
- финансирование и организация индивидуальных траекторий подготовки элитных выпускников УЗ.
Рекомендуется разработка в учебном заведении и внедрение[10]:
- методики комплексной оценки персонала;
- базы данных по человеческим ресурсам и квалификации;
- расчет потребностей в подготовке специалистов;
- оценки эффективности обучения работников и вложенных средств в подготовку специалистов;
- оценки результативности работы по управлению персоналом. Все методики основаны на использовании количественных показателей, что позволяет внедрить их в виде информационных технологий, обеспечивающих поддержку принятия управленческих решений.
Библиографическая ссылка
Нестеров В.Л. МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 10. – С. 51-55;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34241 (дата обращения: 23.11.2024).