Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА

Нестеров В.Л. 1
1 УрГУПС
1. Нестеров В.Л. Методологические основы организации кадрового обеспечения железнодорожного транспорта: диссертация на соискании д-ра тех.наук. Москва, защищена 15.06.2005.
2. Нестеров В.Л., Радченко В.И. Методологические основы управления высшим учебным заведением: монография – М.: ВИНИТИ РАН, 2004. – 152 с.
3. Нестеров В.Л. Модель системы подготовки специалистов в отраслевом вузе. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Минобразования РФ, 2002. – 10 с.
4. Нестеров В.Л. Мониторинг профессионального становления личности в университете МПС. – Екатеринбург: УрГЭУ, 1999. – 2 с.
5. Нестеров В.Л. Управление устойчивостью функционирования вуза // Университетское управление: практика и анализ. – Екатеринбург: УрГУ, 2003. – № 5 – 6. 27 с.
6. Нестеров В.Л. Методические рекомендации по исследованию и организационно-экономической оценке содержания труда и рабочего места специалиста.: научный доклад. – Екатеринбург: УрО РАН, 2002. – 42 с.;
7. Нестеров В.Л. Организационно-экономическая оценка содержания труда и рабочего места специалиста в аспекте информатизации // Инфотранс. – РГУПС, 2001. – 7 с.
8. Нестеров В.Л. Концептуальные основы кадрового обеспечения железнодорожной отрасли в условиях реформирования. – ОмГУПС, 2000. – 8 с.
9. Нестеров В.Л. Критерии деятельности вуза // Ведомственные корпоративные сети, системы. – М.: Стройиздат, 2003. – №5. – 19 с.
10. Нестеров В.Л. Устойчивость и качество функционирования отраслевого вуза в современных условиях // Телекомтранс. – РГУПС, 2004. – 24 с.

Эффективность кадрового обеспечения транспортного комплекса во многом определяется устойчивым функционированием системы подготовки специалистов (СПС). Для проведения анализа состояния системы подготовки специалистов разработана схема мониторинга – информационно-аналитической системы наблюдений за динамикой показателей системы. Мониторинг позволяет проводить исследования в области развития подготовки кадрового обеспечения, а именно: обеспечение кадрами, организующими и осуществляющими транспортное производство, повышение квалификации и переподготовки специалистов [1].

Цели мониторинга:

  • обеспечение устойчивости функционирования и развития СПС;
  • прогнозирование развития СПС;
  • формирование политики в сфере развития СПС.

Задачи мониторинга развития СПС:

  • определение состояния системы;
  • выявление характера и степени действия дестабилизирующих факторов;
  • определение степени соответствия качества, структуры подготовки и количества специалистов требованиям развития отрасли;
  • разработка направлений и механизмов управления системой (в частности, распределение функций между центральным аппаратом управления учреждениями образования Министерства транспорта и региональными образовательными университетскими комплексами);
  • определение рациональных структурных пропорций в подготовке работников по специальностям, по территориям расположения предприятий и университетских комплексов;
  • установление содержания профессионального образования, соответствующего требованиям развития транспорта.

Процесс мониторинга и прогнозирования развития СПС включает в себя (см. рисунок):

  • формирование, прогнозирование и анализ внешних условий развития;
  • выявление и структуризацию дестабилизирующих факторов;
  • определение объектов мониторинга состояния системы;
  • создание базы данных показателей состояния системы;
  • диагностирование состояния;
  • оценку устойчивости и качества функционирования системы; разработку направлений и мер нейтрализации действия дестабилизирующих факторов для обеспечения устойчивости системы;
  • оценку потенциальных возможностей развития системы с учетом прогноза развития внешней среды;
  • разработку концепции повышения эффективности функционирования системы;
  • прогнозирование показателей развития системы;
  • разработку политики формирования и развития потенциала системы, отвечающих требованиям устойчивости.

Объекты мониторинга состояния системы профессионального образования можно подразделить на группы: объекты образовательной деятельности, объекты научной и инновационной деятельности, объекты организационно-структурной деятельности, объекты коммерческой деятельности, объекты кадрового обеспечения, объекты финансового и материально-технического обеспечения, объекты социально-экономического обеспечения.

ped1.tif

Учитывая инерционность внедрения инноваций в образовательный процесс из-за: необходимости соответствующей подготовки преподавательского состава; освоения новых научно-технических достижений работниками образовательных учреждений; разработки образовательных технологий и соответствующего методического обеспечения, а также длительного периода подготовки специалистов (3-5 лет плюс 2-3 года приобретения производственного опыта), целесообразно заблаговременное планирование структурного, материального и кадрового развития СПС с учетом перспективных требований.

Для решения этих задач, прежде всего, определяется состояние отрасли, формируются показатели ее работы. Анализ инновационного развития транспорта, совершенствования производственных процессов и организации управления позволяют осуществить прогноз структурных и территориальных пропорций развития отрасли и СПС, определить содержание будущего образования. Таким образом, обеспечивается адаптация СПС к потребностям кадрового обеспечения отрасли и их синхронное развитие.

Являясь частью образовательной системы страны, СПС находится под воздействием сферы профессионального образования Минобрнауки РФ. Учебные заведения получают государственное финансирование и заказ на подготовку специалистов. Образовательная деятельность учебных заведений должна быть организована в соответствии с нормативными требованиями Минобрнауки. Показатели функционирования и развития СПС должны соответствовать аккредитационным требованиям, в части, кадрового, материально-технического и научно-методического обеспечения образовательного процесса; организации научных исследований, обеспечения возможности получения многоуровневого непрерывного образования, включая дополнительное и послевузовское, по установленному количеству специальностей. Перспективы развития СПС должны соответствовать процессам глобализации и интернационализации системы профессионального образования. Которые состоят в повышении его универсальности. Более качественное и гибкое образование расширяет возможности трудоустройства специалистов, адаптирует их к внешнеэкономической среде. В процессе обучения у будущего специалиста должны сформироваться стремление к приобретению новых знаний и навыки системного подхода к анализу сложных проблем. Внедрение информационных технологий в транспортное и образовательное производства значительно расширяют возможности для этого. Необходимо изменить подход к содержанию образования: увеличить количество востребованных специальностей, содержание программ дисциплин должны соответствовать перспективам научно-технического прогресса в транспортном комплексе. В СПС необходимо, наряду с существующими, применять новые формы обучения и современные образовательные технологии. Все эти факторы учитываются при прогнозировании развития СПС [2, 3].

Оценивая множество дестабилизирующих факторов, воздействующих на СПС, можно выделить экономические, социальные, организационные, информационные, политические, правовые. На основании экспертной оценки и анализа источников возникновения и силы действия к основным дестабилизирующим факторам отнесены [4]:

  • социальная и экономическая нестабильность в обществе;
  • недофинансирование системы профессионального образования;
  • несоответствие нормативно-правовой базы в области профессионального образования уровню развития транспорта в рыночных условиях;
  • несоответствие структуры и организации управления СПС происходящим качественным изменениям на транспорте;
  • устаревание материально-технической базы учебных заведений;
  • социальная незащищенность научно-педагогических кадров;
  • ухудшение демографической ситуации в стране.

Схема мониторинга проработана методически, информационно, инструментально и аналитически. На данном этапе исследований, а так же в силу доминирующего влияния высшей школы на уровень устойчивости СПС, детально исследованы условия и состояние устойчивости отраслевого вуза [5].

Для оценки эффективности функционирования СПС в процессе формирования кадрового ресурса отрасли выполняется анализ значений показателей состояния объектов мониторинга по: кадровому потенциалу учебных заведений; уровню бюджетного и внебюджетного финансирования учебных заведений; обеспечению учебных заведений зданиями, сооружениями, лабораторным оборудованием; уровню научной деятельности в учебных заведениях; информационно-методическому обеспечению образовательного процесса; уровню развития структуры учебных заведений и социального обеспечения; степени развития платных образовательных услуг в учебных заведениях; правильности определения приоритетных направлений деятельности; достаточности нормативного обеспечения деятельности и выполнения его требований; соответствию результатов деятельности учебных заведений аккредитационным показателям; эффективности участия учебных заведений в реализации концепции развития профессионального образования в отрасли.

Проведение мониторинга позволяет систематизировать кадровое обеспечение предприятий транспортного комплекса региона для обеспечения количественной потребности в работниках, качества (квалификации) специалистов для инновационного развития транспорта и обеспечения безопасности движения (безаварийности).

Мониторинг позволил установить технологию прогнозирования потребности в специалистах с учетом содержания их подготовки и инновационного развития транспорта.Для выявления соответствия уровня работающего персонала предъявляемым транспортным производством требованиям может быть использована методика организационно-экономической оценки труда и рабочего места специалиста [6, 7]. Проблемы прогнозирования потребности в специалистах рассматриваются в едином контексте как с развитием транспорта, так и с прогнозированием занятости, высвобождения и трудоустройства.Решение задач основывается на анализе и использовании наиболее важных экономических, социальных, демографических факторов и показателей [8].

Было проведено обследование предприятий железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного транспорта и дорожного строительства УрФО. Исследования потребности в подготовке специалистов включают:

  • анализ внешней среды (демографическая, политическая, экономическая ситуация);
  • анализ рынка труда;
  • анализ конкурентоспособности образовательных услуг различных учебных заведений;
  • оценку внутренней среды образовательных учреждений.

Установлено число работников и потребностей в специалистах. Анализ результатов обследования транспортного комплекса региона показал, что необходима:

  • подготовка специалистов, в дополнение ведущейся учебными заведениями (УЗ) региона( по11 специальностям);
  • подготовка работников по специальностям, не открытым в УЗ (по17 специальностям);
  • подготовка по специальностям строительства, содержания и эксплуатации дорожного хозяйства; по специальности «Логистика и управление цепями поставок», по специализациям «Транспортная логистика», «Производственная логистика»;
  • повышение квалификации, переподготовка и послевузовская подготовка по всем востребованным в регионе транспортным специальностям.

Должны быть подготовлены рекомендации по профессиональному развитию персонала, направленные на построение индивидуальной профессиональной карьеры каждого работника. Для мониторинга профессионального развития специалистов составляется база данных по компетенциям и квалификации работников.

В основу профессионального развития необходимо положить систему непрерывного образования (СДО, повышение квалификации, переподготовку, послевузовское обучение, как в учебных заведениях, так и внутрифирменную подготовку).

Разработана методика численной оценки влияния качества подготовки и повышения квалификации персонала на результаты работы транспортного предприятия. Для этого:

  • используются показатели работы УЗ;
  • составляется перечень должностей предприятия;
  • формируется для каждой должности база знаний и навыков, а также психофизиологических и психологических качеств работника;
  • определяется численное значение квалификации каждого работника;
  • введено пороговое значение квалификации, ниже которой реальная квалификация быть не может.
  • (предварительная оценка доли прибыли приносимой каждым выпускником в год, равна ≈ 140 тыс руб/год.чел- валовая прибыль (в руб.), создаваемая одним работником за год работы) [9].

Методика используется также для определения рисков чрезвычайных происшествий (ЧП) на транспорте – получение математических выражений для рисков ЧП, через вероятностные характеристики предшествующих причинных событий. Методика определения рисков ЧП позволяет формировать комплексы наиболее эффективных мероприятий по снижению рисков и понесенного ущерба, определить объемы финансовых вложений в реализацию указанных мероприятий установить математическую зависимость рисков ЧП от показателей квалификации и численного состава персонала, технического состояния СПС и внешней среды, формировать критерии выбора управленческих решений по предотвращению ЧП, установить влияние рисков на прогноз безопасности движения.

По разработанной методике проведен расчет эффективности вложенных средств в подготовку и повышение квалификации специалистов по разным уровням. Предложена линейная модель величины эффективности по известным значениям квалификации вновь подготовленных специалистов и значениям приращения квалификации работников, прошедших её повышение. Эффективность имеет смысл среднего дохода (в руб), получаемого предприятием за счет работы на протяжении одного года вновь подготовленных специалистов и приходящегося на каждый рубль, вложенный в их обучение.Эффективность позволяет осуществить прогноз приращения валовой прибыли в перспективе Контроль эффективности позволяет судить о динамике использования кадровых ресурсов Величина, обратная эффективности, представляет собой время окупаемости затрат на обучение и переподготовку;Сравнивая между собой различные предприятия, можно судить об эффективности использования работников, прошедших обучение, оценить персонал и разработку технологий подбора кандидатов на работу.

Для использования результатов анализа мониторинга СПС необходимо повысить эффективность, качество и устойчивость взаимодействия с работодателями. Для этого, наряду с другими мерами рекомендуются:

  • организация целевой подготовки специалистов;
  • построение непрерывного образования;
  • интеграция процессов научных исследований, образования и производства;
  • изучение перспективных проектов развития предприятий и подготовка предложений по кадровому обеспечению;
  • привлечение ведущих специалистов предприятий для работы в УЗ;
  • инициирование привлечения работодателя к составлению профессиональных образовательных стандартов, учебных планов и программ;
  • связи с работодателями при подготовке магистров;
  • финансирование и организация индивидуальных траекторий подготовки элитных выпускников УЗ.

Рекомендуется разработка в учебном заведении и внедрение[10]:

  • методики комплексной оценки персонала;
  • базы данных по человеческим ресурсам и квалификации;
  • расчет потребностей в подготовке специалистов;
  • оценки эффективности обучения работников и вложенных средств в подготовку специалистов;
  • оценки результативности работы по управлению персоналом. Все методики основаны на использовании количественных показателей, что позволяет внедрить их в виде информационных технологий, обеспечивающих поддержку принятия управленческих решений.

Библиографическая ссылка

Нестеров В.Л. МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 10. – С. 51-55;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34241 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674