Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

О СООТНОШЕНИИ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СУБЪЕКТОВ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Жекибаева Б.А. 1
1 КГУ «Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова»
В статье рассматривается проблема нравственного становления личности в процессе нравственно-эстетического взаимодействия субъектов педагогического процесса, где особое внимание уделяется формированию потребностно-мотивационной сферы личности, развитие которой зависит, по мнению подавляющего большинства психологов и педагогов, от соотношения компонентов данного феномена: интересов, мотивов, потребностей и др. Характеристика компонентов потребностно-мотивационной сферы позволяет авторам выявить механизм ее формирования и обосновать вывод о том, что знание соотношения компонентов потребностно-мотивационной сферы и особенностей их развития с учетом возрастных и индивидуальных показателей субъектов педагогического процесса помогают учителю успешно использовать их для решения задач целенаправленного нравственно-эстетического воспитания личности.
потребности
мотивы
интересы
потребностно-мотивационная сфера
формирование личности.
1. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1976. – С.21.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1963. – С. 271.
3. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1983. – С.213.
4. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания. – М., 1983. – С.138.

Введение

Для определения ключевых понятий нашего исследования, выявленных на основе анализа их трактовок в философии, психологии, педагогике, позволяет сделать вывод о том, что нравственно-эстетическое взаимодействие – это согласованные действия участников общения, в результате которых формируются нравственно-эстетические, или ценностные отношения. Следовательно, нравственно-эстетическое взаимодействие учителя и ученика – это согласованные действия субъектов педагогического процесса, направленные на формирование ценностных отношений.

Именно это положение является исходным в анализе особенностей развития потребностно-мотивационной сферы субъектов нравственно-эстетического взаимодействия.

Материалы и методы исследования

Психологический аспект проблемы формирования и развития потребностно-мотивационной сферы личности в отличие от социального аспекта, связанного преимущественно с анализом внешних воздействий, предполагает анализ внутренних воздействий, то есть самовоздействий, а также изменений, определяемых психологическими процессами и механизмами, которые обеспечивают нравственно-эстетическое развитие личности. Оба эти аспекта взаимообусловлены, поскольку внутренние психологические механизмы функционируют под влиянием внешних сил. В связи с этим С.Л. Рубинштейн применительно к психологическому развитию ребенка подчеркивал, что в нем имеет место социально обусловленное саморазвитие (1).

Чтобы понять механизм взаимодействия морального и социально-психологического регулирования, необходимо исследовать мотивационную сферу человека, которая наиболее полно раскрывает, насколько нравственно-эстетические оценки превратились во внутренние побуждения поведения, как они преломляются через «внутренние условия».

Результаты исследования и их обсуждение

А.И. Божович, анализируя взаимодействие внешних и внутренних форм, рассматривает «внутренние факторы» как своеобразную «систему», структуру или иначе, как «внутреннюю позицию ребенка»; которая обуславливает «структуру отношения ребенка к действительности, к окружающему, к самому себе. Ученый пишет: «Какие бы воздействия не оказывала среда на ребенка, какие бы требования она к нему не предъявляла, до тех пор, пока эти требования не войдут в структуру собственных потребностей ребенка, они не выступают действенными факторами ее развития» (2). Эти общие психолого-педагогические позиции имеют прямое отношение и к проблеме формирования потребностно-мотивационной сферы субъектов нравственно-эстетического взаимодействия.

При характеристике источников нравственно-эстетического развития личности исследователи подчеркивают, что движущими силами в становлении личности являются противоречия между формами сознательной деятельности на уже достигнутом уровне развития и тем новым содержанием, которым она овладевает. Противоречия порождают потребности, которые и являются источником активности личности. Вместе с тем дело не в существующих противоречиях, а в том какие потребности удовлетворяются, и при каких условиях это происходит. Здесь уже в работу включаются нравственные качества. Вот поэтому так важно в нравственно-эстетическом взаимодействии поставить учащихся перед выбором способов удовлетворения высоких духовных потребностей, требующих большого напряжения сил, оказать им помощь в этом.

Задача субъектов нравственно-эстетического взаимодействия в обеспечении успешного, эффективного и оптимального протекания этого процесса заключается в том, чтобы субъекты, формирующие потребности других, направляли бы действия познающих субъектов на превращение внешних, выработанных обществом стимулов, таких как долг, честность, стремление к добру и красоте, ответственность, трудолюбие, дисциплина, во внутренние движущие силы, а также вооружили бы их реальными способами деятельности, универсальными социальными механизмами проявления и реализации своих сущностных сил, их реального нравственно-эстетического развития.

По мнению А.В. Петровского, нравственно оправданная потребность личности – потребность, отвечающая требованиям общества, в которой человек живет, соответствующая принятым в этом обществе вкусам, оценкам, а главное, мировоззрению (3).

Основным в нравственно-эстетической потребности является осознание зависимости от социального целого, добровольное подчинение его воле как необходимое условие собственного развития, которое формируется в результате оценочного взаимодействия с другими людьми и проявляется как стремление человека соотносить и соизмерять свое поведение с признанными обществом моральными и эстетическими нормами и оценками. Личность руководствуется в своих действиях определенными нравственно-эстетическими ценностями и сообразно им оценивает свое поведение и поведение других участников социального взаимодействия. Потребность в положительной моральной оценке становится внутренним стимулятором и регулятором поступков.

Мотивы и стимулы, побуждая ребенка к деятельности, заставляют его искать самые разнообразные способы достижения своих целей, удовлетворения интересов и потребностей (это возможно во взаимодействии с другими людьми). Когда ребенок реализует намеченные, принятые им способы достижения поставленных задач, обоснованные внутренними мотивами, его деятельность приобретает определенные формы поведения. В зависимости от характера потребностей, осознанных мотивов и стимулов его поведение принимает нравственно-эстетические или безнравственные, то есть безобразные формы проявления.

Поведение человека в обществе является «стержневым видом человеческой деятельности» (4). Удовлетворение нравственно-эстетических потребностей всегда выступает как целенаправленная деятельность, однако потребности и целенаправленная деятельность у учащихся зависят от их возраста и общего уровня воспитанности, а динамика нравственно-эстетической потребности заключается в переходе от осознания нравственно-эстетической цели к мобилизации средств для достижения этой цели.

Мотивы нравственно-эстетического поведения личности непосредственно и/или опосредованно связаны с потребностями, которые могут быть низшими, в основном биологическими, и высшими – духовными. Мотив как нравственное обоснование выбора варианта поведения, как источник поступков является совокупностью причин и доводов, итогом сложного комплекса побуждений и переживаний. Если впечатления нравственно-эстетического характера стали стойкой потребностью поведения личности, то в его внутреннем мире нравственно-эстетическое начало заняло существенное место, поскольку они отвечают ее запросам, возникающим при размышлениях о жизни, о себе, о своем будущем,. Это приводит к изменению структуры интересов, к изменению мотивации поведения, так как действия и поступки, отношения с окружающими людьми в известной мере определяются тем, в какой степени это служит удовлетворению нравственно-эстетических потребностей.

Мотивы как идеальные побудительные силы формируются на основе потребностей, но если потребности раскрывают общую направленность деятельности, то мотивы непосредственно регулируют поведение, конкретизируют цель и ожидаемый результат, которого человек стремится достигнуть в процессе удовлетворения возникших потребностей. Что касается форм проявления потребностей, то согласно А.В. Петровскому эмоциональной формой их проявления являются интересы.

Заключение

Таким образом, рассмотрение соотношения основных компонентов (интересы, мотивы, потребности), определяющих сущность потребностно- мотивационной сферы личности, в контексте нравственно-эстетического взаимодействия субъектов педагогического процесса позволяет выявить механизм формирования и развития данной сферы. Этот механизм соответствует схеме, предложенной Б.Т.Лихачевым, а именно: интерес – потребность – мотив – отношение и действие, направленные на удовлетворение потребности, – свойства и качества личности, закрепляющиеся как привычка в привычном сознании и действии.

Эта схема может быть принята за основу механизма формирования потребностно-мотивационной сферы субъектов нравственно-эстетического взаимодействия.

Выводы

Итак, в процессе развития потребностно-мотивационной сферы субъектов нравственно-эстетического взаимодействия необходимо учитывать, что:

− во-первых, основные составляющие компоненты потребностно-мотивационной сферы личности (интересы, мотивы, потребности) формируются в зависимости от воздействия внешних факторов;

− во-вторых, сформированные потребности, интересы, мотивы, превращаясь в приобретенные привычные формы поведения, способны рождать новые интересы и потребности;

− в-третьих, нравственно-эстетическое взаимодействие зависит от духовного содержания прямого и обратного движения от интересов к нравственно-эстетическому поведению субъектов данного взаимодействия.

Таким образом, знание особенностей формирования и развития потребностно - мотивационной сферы и соотношения ее компонентов с учетом возрастных и индивидуальных показателей субъектов педагогического процесса помогают учителю успешно использовать их для решения задач целенаправленного нравственно-эстетического развития личности.


Библиографическая ссылка

Жекибаева Б.А. О СООТНОШЕНИИ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СУБЪЕКТОВ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-1. – С. 129-131;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34794 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674