Введение
Уже более полувека айтрекинг – регистрация параметров взора человека – активно используется как одна из инструментальных составляющих экспериментальной психологии. Если на первых порах айтрекинг не отличался высокой точностью и был чрезвычайно трудоемким, то сегодня он входит в число удобных и надежных инструментов как фундаментальных, так и прикладных исследований. В последние годы айтрекинг стал широко применяться не только в нейро-когнитивных науках, но и в маркетинге, эргономике, спорте, образовании и дизайне [1-10].
Как и во многих сферах нашей жизнедеятельности, стремительный прогресс в применении айтрекинга связан с качественным изменением аппаратной базы в результате широкомасштабного внедрения цифровых технологий. Высокочастотные средства регистрации различных геометрических параметров глаза и его местоположения в пространстве, мощные компьютерные средства обработки таких данных радикальным образом изменили исследовательский потенциал айтрекинга. Надо также учесть, что производство необходимого для айтрекинга оборудования в последнее время приобретает массовый характер. Высокий уровень автоматизации обработки данных уже позволяет справиться с ролью оператора айтрекера практически любому владельцу персонального компьютера. Тем не менее, изучение возможностей этого метода и последствий его применения все еще носит фрагментарный характер. Из-за этого исследователи зачастую не в состоянии распорядиться имеющимися ресурсами, а лишенные научно-методического фундамента практики вынуждены ориентироваться на интуициюи жизненный опыт.
С учетом наметившихся тенденций можно предположить, что в ближайшие годы одним из направлений массового использования айтрекеров может стать психодиагностика. Об этом свидетельствует успешное применение айтрекинга в качестве инструментального средства изучения психологических процессов и состояний человека, а также активное патентование методов регистрации глазо-двигательных реакций как составляющей комплексной оценки личности в качестве субъекта различных видов активности [1-10].
Однако в связи с этим возникает естественный вопрос: в какой степени полученные с помощью айтрекинга результаты тестирования характеристик личности соотносятся с данными традиционных психодиагностических методик?
Материалы и методы исследования
Для проведения сопоставительного анализа в качестве традиционных тестовых опросников нами была использована батарея методик, в отношении которых многократно получено подтверждение их содержательной, конструктной и критериальной валидности как средств оценки субъектных характеристик личности, ее способности и готовности к детерминации собственной активности. В эту батарею вошли такие методики, как шкала для определения общей самоэффективности Р. Шварца и Р. Ерусалема в адаптации В. Ромека; тест жизнестойкости С. Мадди (переработанная и адаптированная версия методики Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой); тест Маддукс-Шеер для дифференцированной оценки самоэффективности в деятельности и в общении (СЭФ); тест для оценки уровня субъективного контроля Е.Ф. Бажина и Е.А. Голынкина (УСК). Батарея была дополнена бланковым вариантом вербального семантического дифференциала, в качестве полярных шкал которого были использованы те же характеристики, что и при подборе указанных ранее визуальных стимулов. Тестирование с помощью указанных методик проводилось согласно стандартным процедурам по единым для всех испытуемых инструкциям.
Для изучения диагностических возможностей айтрекинга была использована высокочастотная система SMIHi-Speed 1250. Анализ перемещения взора проводился по штатным протоколам программы BeGaze™. С ее помощью выделялись области фиксации взгляда, строились «тепловые» карты, отражающие локализации внимания испытуемых. Кроме того, нами проводился параметрический анализ выделенных «зон повышенного интереса» в предусмотренном программой режимеAOI с оценкой суммарного времени сосредоточения внимания испытуемых и общего числа возвратов взгляда к каждой из таких зон (указанные величины определялись согласно заложенным в программе BeGaze™ протоколам «DwellTime» и «FixationCount» соответственно). В нашем случае в качестве таких зон были выбраны отдельные изображения, иллюстрирующие полюса описанного выше семантического дифференциала.
Ключевыми особенностями проведенного исследования были:
- анализ параметров взора при одновременном предъявлении нескольких визуальных стимулов;
- многократно повторяющееся одновременное предъявление стимулов с изменением их взаимного расположения на экране;
- выведение на экран айтрекера вместе с визуально-вербальными иллюстрациями полюсов семантического дифференциала (универсальная для всех тестируемых часть стимулов) собственной фотографии тестируемого (индивидуальная часть стимулов).
Во всех описанных тестовых процедурах в общей сложности приняло участие 132 человека (студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели московских вузов) в возрасте от 17 до 56 лет. Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью стандартного пакета SPSS. Основные результаты этой обработки представлены в таблице.
Результаты исследования и их обсуждение
В таблице приведены коэффициенты корреляции по Пирсону, позволяющие оценить характер связей между установленными с помощью айтрекера параметрами взгляда и результатами психодиагностических опросников.
Кроме того, в результате корреляционного анализа статистически значимые положительные связи были установлены между общим показателем жизнестойкости по тесту С. Мадди (переработанная и адаптированная версия методики Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой) и самоэффективностью, определявшейся по шкале Р. Шварца и Р. Ерусалема в адаптации В. Ромека (коэффициент корреляции по Пирсонуr = 0,58**, при р ≤ 0,01), самоэффективностью по тесту Маддукс-Шеер (r = 0,43**, при р ≤ 0,01), общим уровнем субъективного контроля по тесту УСК(r = 0,47**, при р ≤ 0,01). Корреляция по Пирсону между показателями самоэффективности по шкале Р. Шварца и Р. Ерусалема в адаптации В. Ромека и по тесту Маддукс-Шеер составила 0,49**, что, как и во всех предыдущих случаях, значительно превышает уровень статистической значимости 0,01. Значения коэффициентов корреляции по Пирсону между показателями с одной стороны, самоэффективности по шкале Р. Шварца и Р. Ерусалема, а также по тесту Маддукс-Шеер, и с другой – по тесту УСК составили величины 0,34** и 0,25** соответственно, при уровне статистической значимости р ≤ 0,01.Для структурной классификации взаимосвязей между полученными результатами и выявления обобщающих переменных был использован факторный анализ с последующим Варимакс вращением и дальнейшей минимизацией факторов по критерию Кайзера.
Как видно из представленной таблицы, наиболее тесные положительные связи образуют результаты опросников и временные параметры взгляда. В наших работах была показана возможность выявления с помощью айтрекера ассоциативных связей между вербальными и визуальными стимулами. Так, если на экране сохранять неизменным изображение какого-либо объекта, но при этом через равные интервалы времени менять возможные краткие словесные характеристики таких объектов, то более длительная фиксация взора на объекте возникает в периоды демонстрации наиболее подходящих для его описания слов.
Например, на экране одновременно демонстрируются дружелюбные и враждебные персонажи – люди и животные. В те периоды, когда на экране (мониторе) вместе с такими изображениями присутствует слово «враждебный», наибольшее время занимает фиксация взора на изображениях агрессивного поведения. Смена слова «враждебный» на слово «дружелюбный» приводит к статистически значимой переориентации внимания. В этом случае айтрекер регистрирует более длительную фиксацию внимания на изображениях дружелюбного характера.
Аналогичная закономерность наблюдается и тогда, когда к числу изображений добавляется фотография самого испытуемого. Результаты описываемых исследований показывают, что наибольшую длительность фиксация взгляда на собственном изображении достигает в период присутствия на экране наиболее подходящей характеристики. Как видно из таблицы, длительность и число таких фиксаций имеет статистически значимые корреляции с результатами оценки аналогичных характеристик с помощью указанных выше психодиагностических методик.
Корреляционные связи результатов бланковых опросников и параметров трекинга глаз при использовании визуально-вербального субъектогенетического дифференциала (ВВСД)
Шкалы ВВСД |
Тест Мадди |
Шкала Ромека |
СЭФ |
УСК |
|
ответсвенный |
бланк |
0.17 * |
0,16 |
0,18 ** |
0,12 |
фиксации взгляда |
0,44 ** |
0,50 ** |
0,39 ** |
0,29 ** |
|
время рассматривания |
0,45 ** |
0,45 ** |
0,37 ** |
0,28 ** |
|
оптимист |
бланк |
0,40 ** |
0,39 ** |
0,30 ** |
0,38 ** |
фиксации взгляда |
0,41 ** |
0,39 ** |
0,36 ** |
0,28 ** |
|
время рассматривания |
0,37 ** |
0,31 ** |
0,34 ** |
0,32 ** |
|
дружелюбный |
бланк |
0,25 ** |
0,29 ** |
0,20 * |
0,25 ** |
фиксации взгляда |
0,15 |
0,20 * |
0,26 ** |
0,46 ** |
|
время рассматривания |
0,23 ** |
026, ** |
0,24 ** |
0,14 |
|
победитель |
бланк |
0,42 ** |
0,36 ** |
0,47 ** |
0,31 ** |
фиксации взгляда |
0,42 ** |
0,33 ** |
0,41 ** |
0,21 ** |
|
время рассматривания |
0,57 ** |
0,48 ** |
0,47 ** |
0,32 ** |
|
привлекательный |
бланк |
0,12 |
0,22 ** |
0,20 * |
0,16 |
фиксации взгляда |
0,17 * |
0,36 ** |
0,26 * |
0,16 |
|
время рассматривания |
0,23 ** |
0,39 ** |
0,25 ** |
0,09 |
|
успешный |
бланк |
0,23 ** |
0,39 ** |
0,21 ** |
0,04 |
фиксации взгляда |
0,33 ** |
0,25 ** |
0,27 ** |
0,22 ** |
|
время рассматривания |
0,36 ** |
0,29 ** |
0,34 ** |
0,31 ** |
|
счастливый |
бланк |
0,05 |
0,03* |
0,01 |
0,14 |
фиксации взгляда |
0,21 ** |
0,26 ** |
0,14 |
0,11 |
|
время рассматривания |
0,34 ** |
0,33 ** |
0,19 * |
0,18 * |
|
целеустремленный |
бланк |
0,14 |
0,24 ** |
0,67 ** |
0,11 |
фиксации взгляда |
0,25 ** |
0,30 ** |
0,40 ** |
0,29 ** |
|
время рассматривания |
0,28 ** |
0,30 ** |
0,49 ** |
0,30 ** |
|
жизнестойкий |
бланк |
0,52 ** |
0,36 ** |
0,39 ** |
0,30 ** |
фиксации взгляда |
0,48 ** |
0,42 ** |
0,37 ** |
0,31 ** |
|
время рассматривания |
0,57 ** |
0,53 ** |
0,38 ** |
0,37 ** |
|
организованный |
бланк |
0,26 ** |
0,23 ** |
0,65 ** |
0,21 ** |
фиксации взгляда |
0,32 ** |
0,22 ** |
0,24 ** |
0,23 ** |
|
время рассматривания |
0,32 ** |
0,28 ** |
0,23 ** |
0,19 * |
|
сильный |
бланк |
0,32 ** |
0,24 ** |
0,12 |
0,21 ** |
фиксации взгляда |
0,29 ** |
0,28 ** |
0,23 ** |
0,26 ** |
|
время рассматривания |
0,41 ** |
0,39 ** |
0,27 ** |
0,26 ** |
Примечание: коэффициенты линейной корреляции Пирсона, представленные в виде 0,17*, соответствуют р ≤ 0,05, представленные в виде 0,21 ** соответствуют р ≤ 0,01.
Как видно из таблицы, параметры взгляда, измеренные в период демонстрации испытуемым их фотографий вместе со словом «жизнестойкий» имеют статистически значимую корреляцию с показателями по тесту жизнестойкости С. Мадди. Подобные корреляции с результатами теста жизнестойкости имеют параметры взгляда, полученные в периоды демонстрации таких словесных стимулов, как «победитель», «сильный», «ответственный» и «целеустремленный». Аналогичные корреляционные связи выявлены между параметрами взгляда испытуемых и их результатами по шкале самоэффективности, тесту Маддукс-Шеер и методике УСК. Как известно, подобные связи входят в число показателей конструктной валидности психодиагностических тестов.
Заключение
Обобщая полученные результаты, прежде всего, отметим, что в данной публикации впервые представлены результаты оценки валидности психодиагностических процедур, выполненных с помощью айтрекера. На материале персонологической психодиагностики показана принципиальная возможность и высокая продуктивность использования для валидизации айтрекинговых вариантов тестирования приемов и методов, широко применяющихся для оценки валидности опросников.
Полученные результаты также позволяют утверждать, что использование айтрекинга как средства инструментальной психодиагностики существенно расширяет возможности для валидизации других психодиагностических методик. Индивидуальное тестирование с использованием айтрекера – процедура чрезвычайно оперативная (общая продолжительность тестирования вместе с индивидуальной калибровкой прибора и протоколирование эксперимента занимает около 10 минут). Имеющиеся в стандартной комплектации программные средства позволяют в считанные минуты обрабатывать полученные данные и представлять итоговые результаты в очень наглядной форме. Использование благодаря интернету практически безграничного числа визуальных стимулов позволяет без особого труда в предельно сжатые сроки создавать и легко модернизировать необходимые наборы визуальных стимулов.
В заключении следует еще раз подчеркнуть, что открывающиеся благодаря использованию айтрекеров в персональной диагностике возможности трудно переоценить. Дело в том, что существенная особенность выполняемых с их помощью процедур – наличие всех тех условий, которые требуются для проведения полноценных экспериментов без необходимости использовать так часто встречающуюся в научных работах по психологии приставки «квази».
Другой важной особенностью такой валидизации и диагностики является использование в производимых измерениях шкал отношений с характерными для них объективно существующими фиксированными нулевыми значениями и равномерным изменением измеряемых величин. Соответственно существенно расширяются возможности для математической обработки экспериментальных данных. Все это позволяет психологам расширить области применения данных методов исследования в рамках своей науки, а самой психологии дает возможность встать в один ряд с такими науками, как химия, биология и физика.
Библиографическая ссылка
Огнев А.С., Лихачева Э.В. ВАЛИДНОСТЬ АЙТРЕКИНГА КАК ИСНТРУМЕНТА ПСИХОДИГНОСТИКИ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-8. – С. 1311-1314;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35389 (дата обращения: 23.11.2024).