Качество становится одной из главных целей развития образования. Любое реформирование образования ставит своей целью повышение качества образования. Оно является одним из основных вопросов современной педагогики и общества в целом. В связи с этим в современной педагогической литературе широко интерпретируется понятие «качество образования». Оно рассматривается в контексте многих понятий. Данное понятие становится предметом обсуждения многих ученых и методистов, в том числе и педагогов. Несмотря на интенсивный поиск по выявлению сущности понятия «качество образования», часто появляются и другие вопросы, касающиеся тех или иных сторон данного понятия. Основной вопрос, рассматриваемый в данной статье, – это определение той роли качества, которая оказывает существенное влияние при обеспечении качества образования. Поэтому, прежде всего, вызывает исследовательский интерес уточнение содержания данного понятия в контексте понятий «образование», «качество», характеристика составляющих его компонентов.
Образование как система
В зависимости от обстоятельств в понятие «образование» может вкладываться различный смысл. Образование может означать: социальный феномен, процесс, результат, систему, товар (услугу).
Работники системы образования: педагоги, преподаватели, учителя – рассматривают образование как процесс и результат этого процесса. Данная точка зрения подтверждается в учебнике педагогики: «Под образованием следует понимать овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных и творческих способностей, а также мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, вследствие чего они приобретают определенный личностный облик (образ) и индивидуальное своеобразие» [18, с. 124].
В современной педагогической науке образование рассматривается как система, где происходит образовательный процесс. Образование как система характеризуется целостностью, внутренней взаимосвязанностью, организованностью, открытостью и динамичностью. Образование – это самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированных на овладение определенными знаниями (прежде всего, научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения [14, с. 82–83].
Образование как система находит свое отражение в Законе Кыргызской Республики «Об образовании», где оно определяется в совокупности взаимосвязанных между собой структур [7]:
● государственных образовательных стандартов разных уровней и направлений и образовательных программ;
● образовательных учреждений, реализующих эти стандарты и программы;
● управляющих органов и подведомственных им учреждений.
Исходя из данных, можно было бы определить понятие «качество образования» как структуру, состоящую из следующих элементов: «качество знаний, умений, навыков», «качество умственно-познавательных и творческих способностей», «качество мировоззрения обучаемых», «качество нравственно-эстетической культуры» и т.д.
Однако такой подход неуместен, так как любое качество является существенной определенностью, зависящей от закономерных связей множества составляющих компонентов и выражающей суть объекта именно в этих связях. Поэтому перед тем как рассматривать понятие «качество образования», следует рассмотреть категорию «качество».
Анализ понятия «качество»
Аристотель понимал качество как устойчивое и преходящее свойство. Демокрит, затем Галилей качества делили на субъективные (в зависимости от понимания человека) и на объективные (имеющие отношение к вещи). Английский философ Дж. Локк называл объективные качества первичными, субъективные – вторичными. Кант развил понятие категории «качество» с помощью понятий «вещь в себе» и «вещь для нас».
Развитие категории «качество» во взаимосвязи с категорией «количество» изучено Гегелем, который утверждает примат качества перед количеством [3]. Именно он сформулировал закон перехода количества в качество, используя понятие меры, где мера предстает как граница между одним качеством и другим в количественном отношении. Качество, по Гегелю, – это определенность, с потерей которой вещь перестает быть тем, что есть, когда теряет качество, то есть отождествляется с бытием. Качество не нормировано, существует предел перехода в другое качество.
В современной педагогической науке исследователи также пытаются определить понятие «качество». Так И.Я. Лернер [12] определяет «качество» как свойство объекта, которое составляет его устойчивость, постоянство и выявляет его сущностную характеристику.
С.Е. Шишов и В.А. Кальней [21] рассматривают два вида качества: абсолютное и относительное. Абсолютное качество – это наивысший стандарт, которым обладает предмет и его невозможно улучшить. Относительное качество – это, во-первых, соответствие нормам, которые могут быть определены изготовителем или в соответствии с требованиями к конкретному объекту, и, во-вторых, соответствие запросам потребителя, то есть удовлетворение реальных потребностей.
Л.Н. Давыдова [6] определяет «качество» как совокупность определенных свойств, характеризующих сущность объекта и отличие его от других.
В связи с требованиями современной методологии, категория «качество» требует своего развития и дополнения. На сегодняшний день международная организация по стандартизации ИСО дает следующее определение: «Качество – это соответствие присущих характеристик требованиям» [5].
Анализ понятия «качество образования»
Исходя из понятий «образование» и «качество», можно понять, что качество образования рассматривается как социальная, экономическая, педагогическая категория. К определению «качество образования» в методологическом аспекте следует подходить как к характеристике образовательного процесса и результата, имеющей значение не только в системе образования, но и в развитии общества в целом. В этой связи понятие «качество образования» можно определить как сложное образование с учетом всех объективных и субъективных характеристик.
Совокупность показателей образовательного учреждения (содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническая база и т.п.), обеспечивающих развитие компетенции обучаемых, определяется как качество образования у С.Е. Шишова и В.А. Кальнея [21].
А.С. Запесоцкий в своей работе рассматривает качество образования как:
1) результат, где качество образования – система знаний, умений и навыков специалиста, которые востребованы в профессиональной среде и в обществе целом;
2) процесс, в котором качество образования – совокупность свойств и характеристик образовательного процесса, обеспечивающих его способность удовлетворять потребности не только граждан, но и организации, общества и государства [8].
М.М. Поташник качество образования определяет как соотношение цели и результата, как меру достижения целей, которые заданы операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития обучаемого [17].
Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын [2] определяют качество образования как свойство, способное удовлетворить запросы потребителей разных уровней.
Обобщение подходов к определению качества образования рассматривает Л.Н. Давыдова [6], которая предлагает качество образования рассматривать как совокупность характеристик образовательного процесса, включающих в себя реализацию его целей, современные технологии, условия, необходимые для достижения положительных результатов.
А.И. Субетто [16] формирует принцип изоморфности качества человека и качества образования, так как качество образования переходит в качество человека, что является довольно актуальным, так как цели образования ставятся в документах на основе требований к личности.
Следовательно, понятие «качество образования» можно рассматривать, как совокупность множества составляющих, из которых наиболее значимыми являются свойства, определяющие уровень знаний, навыков, умений, компетенций обучаемых, уровень развития их личностных свойств, психологическая комфортность обучения. На государственном уровне качество образования – это соответствие принятой образовательной доктрины социальным требованиям и нормам (стандартам).
В связи с этим возникает необходимость изучения этих компонентов качества образования, которое представляет собой совокупность множества элементов.
В.П. Панасюк [13] в качестве образования выделяет следующие составляющие:
1) процессуальный (административно-организационная структура образовательного учреждения, методическая и психолого-педагогическая подготовка преподавателей, образовательная программа, учебные планы и программа, материально-техническая база и т.п.);
2) результирующий (образованность, состоящая из следующих блоков: информационного, культурологического, ценностно-мотивационного, ресурсного).
Эта точка зрения характеризуется тем, что процессуальное составляющее качество образования содержит в себе качество условий и качество процесса, что указывает на их более тесные взаимосвязи.
А.Е. Бахмутский [1] в качество образования включает:
● уровень учебных достижений учащихся;
● уровень развития мышления учащихся;
● мотивацию к обучению;
● психологическую комфортность образовательного процесса;
● качество содержания используемых образовательных программ;
● качество реализации образовательных программ.
При этом подчеркивается, что понятие «качество образования» непрерывно обновляется во взаимосвязи с социальными изменениями.
М.М. Поташник и др. [17, с. 42–48] для оценки качества образования рассматривают в основном качество результатов, элементами которого являются:
● знания, умения, навыки;
● показатели личностного развития;
● отрицательные последствия образования;
● изменение профессиональной компетентности учителя и его отношение к работе.
Компоненты качества образования
В.В. Лаптев [11] в понятии «качество образования» все данные предлагает разбить на три взаимосвязанные части:
1) относящиеся к качеству структуры;
2) к качеству процесса;
3) к качеству результата.
С учетом этих трех составляющих и интегрируется понятие качества образования, хотя даются определения, частично охватывающие эти составляющие.
В исследовании С.В. Хохловой [19] качество образования представлено как иерархическая система, состоящая из качества результатов, качества функционирования, качества условий. Качество результата занимает вершину иерархии, так как оно обуславливается качеством процесса и качеством условий.
Если говорить о качестве образования, в вершине которого стоит качество результата, то качеству процесса и качеству условий отводится второстепенная роль. Также для определения качества образования многие исследователи изучают качество результатов, выбирая из его составляющих те, которые наиболее оптимальны для конкретных образовательных учреждений. Другие подходят к качеству образования в его широком понимании, включающем в себя: качество результатов, процесса и условий, хотя выделить компоненты этих трех составляющих значительно сложнее. Но основные компоненты, влияющие на качество образования в большей степени, можно выделить и изучить, несмотря на то, что динамичность компонентов затрудняет четкое отделение одного компонента от другого.
Динамичность качества образования обусловлена тем, что меняются требования общества, рынка труда, потребителей, цели образования, то есть меняются условия, в зависимости от этих условий перестраивается и сам процесс. В этой связи и из-за структурности и взаимосвязанности системы качества образования более приемлемо рассматривать ее по другой схеме.
Компоненты качества образования и их взаимосвязь
Мы рассматриваем качество образования как взаимосвязанную структуру из трех главных компонентов: качество результата, качество процесса, качество условий. Так как оценка качества результата обуславливает изменение качества условий и качества процесса, или же оценка качества процесса обуславливает развитие качества условий и влияет на качество результатов. Следовательно, качество одного компонента влияет на качество других компонентов. Таким образом, идет взаимообратный процесс (спиралеобразный процесс развития) в целях повышения качества всей системы образования.
К качеству условий можно отнести следующие элементы (свойства):
● уровень материально-технической базы;
● качество деятельности преподавателей;
● активность органов управления;
● личностные качества студентов;
● уровень учебно-методической обеспеченности;
● качество внутренней и внешней оценки.
Основными составляющими качества процесса являются:
● качество содержания образования образовательных программ;
● менеджмент образовательного процесса;
● качество учебно-методической и материально-технической обеспеченности;
● технология образовательного процесса;
● качественный состав преподавателей;
● качество обучающихся.
Качество результата можно рассматривать как систему, состоящую из следующих элементов:
● качество знаний студента;
● качество учебно-познавательной деятельности студента;
● развитие личности студента;
● уровень подготовленности выпускника;
● компетентность выпускника;
● конкурентоспособность и трудоустройство выпускников;
● достижения и динамика карьерного роста выпускников;
● развитие личности студента.
Данное разделение компонентов и элементов качества образования можно считать условным, так как все они взаимосвязаны и переплетены между собой.
Взаимосвязанность элементов обуславливается характером взаимосвязи самих компонентов качества образования. В то же время эти элементы взаимозависимы. Одни элементы, оказывая существенное влияние на другие, способствуют в определенном отношении формированию качества этих элементов.
Компоненты качества образования имеют своеобразную структуру, влияя на формирование последующих компонентов. Так, качество знаний, качество учебно-познавательной деятельности и развитие личности студента оказывают влияние на формирование качественного уровня подготовленности и компетентности выпускника, а компетентность и уровень подготовленности выпускника повышает конкурентоспособность и сказывается на трудоустройстве выпускников. Достижения и дальнейший карьерный рост выпускников показывают качество результата и вместе с тем качество образования.
Качество образовательного процесса
Методологическое положение о взаимосвязи и взаимозависимости компонентов и элементов качества образования позволяет выявить роль качества образовательного процесса. Вопрос об изучении одного из компонентов качества образования – качества образовательного процесса – является важным в структуре изучения понятия «качество образования». Образовательный процесс – сложный, в то же время многокомпонентный процесс. В нем осуществляется взаимодействие ученика с учителем, ученика с учеником, ученика с окружающим миром, различные виды деятельности (учебная, творческая, интеллектуальная и т.д.), условия организации процесса, обратная связь, различные факторы и т.д. Данное понятие шире, чем понятие «процесс обучения». Поэтому А.В. Хуторской определяет образовательный процесс как педагогически обоснованное, последовательное, непрерывное изменение состояния субъектов обучения в специально организуемой среде с целью достижения ими образовательных результатов [20, с. 48]. Субъекты обучения – это преподаватели и учащиеся, поэтому более правильным, на наш взгляд, можно считать следующее определение: образовательный процесс – это система учебно-воспитательной деятельности преподавателя в единстве с учебно-познавательной и самообразовательной деятельностью учащихся, направленная на достижение поставленных целей и задач.
Образовательный процесс составляет центральное звено педагогической системы, где и происходит процесс усвоения знаний, развитие и воспитание учащихся. Образовательный процесс имеет свои компоненты. А.В. Хуторской выделяет следующее:
● целевой компонент;
● содержательный компонент;
● деятельностный компонент;
● организационный компонент;
● технологический компонент;
● временной компонент [20, с. 48–49].
Однако в характеристику качества образовательного процесса включаются другие составляющие, влияющие на эффективность протекания процесса. Они, параллельно с компонентами образовательного процесса, составляют компоненты качества образовательного процесса. Такими компонентами качества образовательного процесса могут стать:
1. Содержание образовательных программ.
2. Менеджмент образовательного процесса.
3. Учебно-методическая и материально-техническая обеспеченность образовательного процесса.
4. Технология образовательного процесса.
5. Качественный состав преподавателей.
6. Качество учащихся.
Эти компоненты качества образовательного процесса могут стать объектами мониторинга. Однако эти объекты имеют свои уровни, критерии и показатели, по которым можно отслеживать состояние объекта и его изменение.
Каждый компонент качества образовательного процесса имеет различные проявления, поэтому в большинстве случаев не поддается непрерывному отслеживанию и оценке в его целостном виде, а только в виде конкретных показателей. Критерий – это признак, на основании которого производится оценка [15, с. 663], который конкретизируется в показателях и индикаторах – совокупности характеристик, позволяющих отразить уровень достижения критерия.
Критерии и показатели качества образовательного процесса
Проблема отбора критериев, показателей является одной из существенных в подготовке и организации мониторинга качества образовательного процесса. В исследованиях по проблеме качества образования приводятся различные критерии и показатели мониторинга и оценки. В работе М.М. Поташника в качестве критериев и показателей качества образования приведены [17, с. 42–48]:
● знания, умения и навыки;
● показатели личностного развития;
● изменение профессиональной компетентности учителя и его отношения к работе;
● рост престижа школы в социуме.
В.И. Зверева разработала целую систему показателей качества образования, в которой нашли отражение качества результатов и качества процесса. Показателями качества образовательного процесса она предлагает считать [9, с. 16–17]:
● качество преподавания и уровень профессионального развития учителей;
● качество воспитательной работы и уровень профессионального: развития педагогов-воспитателей;
● уровень организации и эффективности педагогического и ученического труда в образовательном учреждении и др.
Кроме этого, нами проанализированы работы, связанные с отбором критериев и показателей качества образования [4; 10]. Анализ работ показывает, что в вопросе определения критериев и показателей качества образовательного процесса следует учитывать следующие моменты. Первый момент: показатели и критерии качества могут быть определены по образовательным результатам. В этом случае качество образовательного процесса отслеживается по качеству результатов. Второй момент: в определении качества образовательного процесса могут быть использованы критерии и показатели, характеризующие как результат, так и процесс, и условия функционирования образовательного процесса. Этот второй момент, по нашему мнению, может привести к точной и разносторонней оценке качества образовательного процесса.
С учетом этого нами были разработаны критерии и показатели качества образовательного процесса.
Компоненты, критерии и показатели качества образовательного процесса
Компоненты |
Критерии |
Показатели |
1. Содержание образовательных программ |
Нормативная база |
● Наличие документов вышестоящих управленческих структур ● Качество учебных планов ● Наличие и характер образовательных программ |
Цель образовательных программ |
● Умение ставить цель ● Умение планировать ● Умение отразить результаты в целях ● Достижимость цели |
|
Приоритетные направления |
● Наличие плана ● Приоритеты в образовательной программе ● Эффективность составленных планов |
|
Качество учебного плана |
● Наличие и качество базисных учебных планов ● Наличие и качество вариативных учебных планов |
|
Набор программ дополнительного образования |
● Количество программ дополнительного образования ● Механизмы реализации |
|
2. Менеджмент образовательного процесса |
Структура школы |
● Управленческий аппарат ● Службы, отделы, комиссии ● Классы, сменность |
Качество управленческого персонала |
● Умение разработать перспективный план ● Умение доводить план до сведения структур ● Умение реализовать и контролировать образовательный процесс |
|
Документация по руководству |
● Наличие функциональных обязанностей ● Наличие регламента деятельности ● Стиль руководства |
|
2. Менеджмент образовательного процесса |
Обратная связь |
● Наличие системы внутришкольного контроля ● Механизм и характер получаемой информации об образовательном процессе ● Наличие коррекционных действий |
3. Учебно-методическая и материально-техническая обеспеченность |
Описание учебно-методической базы |
● Наличие книг, пособий, измерительных инструментов, аудио- и видеоматериалов, программного обеспечения ● Интернет-ресурсы ● Эффективность |
Описание материально-технической базы |
● Наличие лабораторий, компьютерных классов, аудиторий и т.д. ● Эффективность их использования |
|
4. Технология образовательного процесса |
Качество плана-конспекта преподавателей |
● Характер поставленной цели ● Методические составляющие ● Система контроля ● Планирование методики обучения |
Современные методы обучения |
● Наличие используемых современных методов обучения ● Их эффективность |
|
Система оценивания |
● Контроль и диагностика в учебном процессе ● Наличие измерительных инструментов ● Механизм оценки знаний ● Механизм коррекции знаний учащихся |
|
Механизм анализа результатов и коррекция учебного процесса |
● Подведение итогов диагностирования ● Механизм коррекции учебного процесса ● Наличие планов дальнейших действий |
|
5. Качественный состав преподавателей |
Профессиональный уровень преподавателей |
● Образование, квалификация ● Степень овладения методикой обучения ● Степень овладения технологией обучения |
Мотивация преподавателей |
● Отношение к собственной деятельности ● Система поощрения |
|
Наличие системы повышения квалификации |
● Планы повышения квалификации ● Количество преподавателей, повысивших квалификацию |
|
Компетентность в инновационных методиках |
● Знание об инновационных методиках обучения ● Умение использовать инновационные методики в учебном процессе |
|
Укомплектованность штатами |
● Количество штата ● Качество |
|
6. Качество учащихся |
Достижение образовательного результата |
● Уровни знаний ● Достигнутые умения и навыки ● Участие в олимпиадах |
Ценностные ориентации |
● Соответствие общепринятым человеческим нормам ● Умение оценивать ситуации, высказать свою точку зрения ● Уровень взаимоотношений в классе и семье |
|
Воспитанность учащихся |
● Поведение и деятельность воспитуемых ● Воспитательное влияние школы, коллектива и окружающей среды |
Данные критерии и показатели не являются совершенными. Они могут быть дополнены новыми содержаниями и компонентами. Содержание некоторых критериев и показателей может быть изменено в соответствии с поставленными задачами и условиями.
Библиографическая ссылка
Калдыбаев С.К., Бейшеналиев А.Б. КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СТРУКТУРЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 7. – С. 90-97;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35495 (дата обращения: 14.10.2024).