Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,736

ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Ретракция публикации произведена на основании протокола Комиссии по публикационной этике журнала "Успехи современного естествознания" № 1 от 14.08.19г. на основании выявления дублирующей публикации Есиркепова И.Е. МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 12-5. – С. 653-656
Есиркепова И.Е. 1
1 КазНПУ имени Абая
В статье рассматривается модульно-рейтинговая технология, которая является одной из главных технологий обучения русскому языку как иностранному в настоящее время. На занятиях русского языка как иностранного в качестве основных элементов модульной технологии выступают: представление учебного материала с опорой на знаковые модели, схемы, таблицы; на разных уровнях сложности многократный возврат к теме по «нарастающей» (работа с учебным материалом в комплексе, не по частям); дифференциация упражнений (предкоммуникативных, условно-коммуникативных, собственно-коммуникативных) и заданий; применение интерактивных форм, инновационных приемов и методов обучения; внедрение системы работы с учебным материалом с использованием терминологических словарей, справочной литературы по специальности и т.п.; ориентация на достижение каждым обучающимся результата; предметное общение, диалог; на занятиях диалогической части субъект-субъектное отношение. Обучение русскому языку как неродному – это такой процесс, в котором должно быть два активных участника – преподаватель и обучающийся, где успех обучения во многом зависит от их отношения к предмету.
модуль
модульное обучение
модульная программа
1. Ахметова Н.А. Модульно-рейтинговая технология обучения: Научный подход. – А., 2001.
2. Азанова А. Модульное обучение на уроке русского языка в профессиональных школах. – 2006. – № 3.
3. Даркембаева Р.Д. Модульная технология обучения русскому языку учащихся профессиональной школы. – А., 2007.
4. Жанпеисова М.М. Модульная технология обучения как развития ученика. – А., 2002.
5. Чан Дин Лам. Русский речевой этикет. – Алматы, 2008.
6. Формановская Н.И. Русский речевой этикет. Лингвистический и методический аспекты. – М., 1982.

Огромное внимание в высшем образовании уделяется модульной технологии, построенной на основе принципов модульного обучения. Слово «модуль» пришло из латинского языка – modules – мера, способ.

Принцип модульности обучения предполагает более тщательное планирование учебного процесса, а также позволяет сопоставить различные системы контроля и определить эффективность обучения, уровень самостоятельности и темп учебно-познавательной деятельности.

Учебный материал в рамках модуля как структура, состаящая из нескольких элементов, строится на принципе структуризации содержания и подчиняется конкретной деятельностно-дидактической цели. Одной из особенностей технологии модульного обучения является ориентация не на усвоение знаний, а на развитие познавательных способностей личности и познавательных процессов: различных видов памяти ( слуховой, зрительной, моторной и т.д.), мышления, внимания, восприятие посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций, а также удовлетворения потребностей личности в безопасности, самоактуализации, самоутверждении, в общении, игре, в познании творчества: на развитие активного словарного запаса [1].

Модульная технология введения в процесс обучения русскому языку в системе филологического образования дает возможность заранее запланировать обучающее действие на основе составленной модульной программы, т.е. рационализирует процесс обучения.

Целью модульного обучения являются значимые результаты деятельности, принцип осознанной перспективы направлен на глубокое понимание обучающимися близких, средних и отдаленных перспектив. Основным средством модульного обучения является модульная программа (МП) , состоящая из отдельных модулей. Модульная программа представляет собой систему средств, приемов, с помощью и посредством которых достигается интегрирующая дидактическая цель в совокупности всех модулей учебной дисциплины – русский язык. Модульная программа должна разрабатываться каждым преподавателем на основе определения основных идей курса «Русский язык».

Данная технология озакомит иностранных студентов с техникой и методикой, относящимися к разговорно-литературной речи русского языка. Иностранные обучающиеся могут изучать выборочно по модульному принципу в зависимости от потребности, возникающей в ходе изучения русского языка и реального общения. В речевом этикете любого народа существуют определённые формулы приветствия и ритуалов. У всех народов приветствие является необходимой частью этикета [2].

В речевом этикете приветствия при помощи модульный технологии можно разделить на четыре модуля.

1 модуль. В начальный момент общения – приветствие.

2 модуль. Поддержать контакт в желательной тональности.

3 модуль. Служебное модульное обращение.

4 модуль. Бытовое модульное обращение.

В начальном моменте общения наиболее употребительным выражением является приветствие:

– Здравствуйте! Как ваше здоровье? Как дела? Приветствую!

В контакте желательной тональности часто произносится при встрече утром, днем, вечером (дома, на работе, на улице). Радость при встрече может быть передана при помощи некоторых реплик:

– Доброе утро! Добро пожаловать! Добрый день! Как я рад вас видеть! Мое почтение!

Добрый вечер! Рад вас приветствовать!

Служебное модельное обращение определяет тональность последущего общения. Именно речевой этикет призван регулировать в языковых формах отношения типа старший/младший, начальник/подчиненный, учитель/ученик.

– Уважаемый (-ая)! Товарищ (гражданин) + фамилия – Мария Николаевна;

Товарищ + наименование профессии, должности! Господин! Покорнейше благодарю! Нижайший поклон!

В бытовом модульном обращении употребительным выражением является приветствие:

– Привет! Салют! Что нового? Как жизнь? Как ты живешь? Хорошо! Не жалуюсь! Все по-старому [3].

Многие исследователи используют восемь принципов модульной технологии, сформулированных П.Я. Юцявичене:

1. Модульность (обучение строится по модулям).

2. Деление содержания каждого модуля на обособленные элементы, которые требуют деления материала на небольшие, тесно взаимосвязанные части.

3. Динамичность, которая требует обеспечения свободного изменения содержания модуля с учетом динамики социального заказа или изменения программы обучения.

4. Метод деятельности.

5. Гибкость.

6. Осознанная перспектива, которая представляет собой принцип глубокого осознания обучающимся близких, средних и отдаленных перспектив обучения.

7. Разносторонность методического консультирования.

8. Паритетность, которая представляет собой взаимодействие двух субъектов: педагогов и обучающегося. На основе принципов и правил конструирования МП, сформулированных П.Я. Юцявичене, исследователем Р.Д. Даркембаевой, была построена модульная программа по русскому языку для иностранных студентов:

1. Целевое назначение информационного материала.

2. Сочетание комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей.

3. Полнота учебного материала в модуле.

4. Относительная самостоятельность элементов модуля.

5. Реализация обратной связи.

6. Оптимальная передача информационного и методического материала [4].

В данное время в зависимости от цели выделяют типы модулей:

1. Познавательные (для изучения основ науки).

2. Операционные (для формирования навыков, умений и способов деятельности).

3. Смешанные.

Также при разработке модульных программ операционного типа рекомендуется придерживаться принципа деятельностного подхода к формированию комплексной дидактической цели и принципа функциональности содержания обучения, нацеленных на подготовку обучающихся к конкретной сфере деятельности и развития умений и навыков по реализации конкретной функции профессиональной деятельности специалиста.

Модульная программа по русскому языку как иностранному по содержанию и характеру является системно-операционной, целью которой является выделение конкретных знаний, умений и навыков обучения русскому языку, как языку специальности, отбор и организация учебного материала, адекватно базовому компоненту типовой программы и требования высшего профессионального образования.

Эффективность обучения возможна при высокой мотивации. Обучение неродному языку – это такой процесс, в котором должно быть два активных участника – преподаватель и обучающийся, где успех обучения во многом зависит от их отношения к предмету. Изучать факторы, возбуждающие интерес к учению, – значит обратиться к мотивации, а для формирования положительной мотивации к изучению русского языка как неродного необходимо подбирать значимый для обучающихся учебный материал.

Речевая деятельность при обучении иностранцев в процессе изучения профилирующих дисциплин осуществляется на материале научной речи. Основными мотивами изучения русского языка является необходимость использования языка в будущей профессиональной деятельности, где исследователь показывает нам, что содержательный блок состоит из конкретных способов презентации учебно-языкового материала с определенным нужным объёмом лингвистической информации, необходимой в рамках курса русского языка, а операциональный блок должен основываться на познавательной деятельности обучающихся, в котором центральное место занимает система упражнений, базирующаяся на личностно ориентированном подходе к обучающимся [5].

Таким образом, надо творчески подходить к отбору приемов, чтобы организовать обучение, основанное на прямом взаимодействии преподавателя и обучающегося, т.е. использовать интерактивные приемы обучения. В основе такого структурирования в основном лежит эвристический метод, с опорой на который организуются такие его разновидности, как частично поисковый, поисковый, исследовательский. Составными частями данных методов являются беседа, наблюдение над языковым материалом, анализ грамматических явлений, лингвистический эксперимент, метод проблемного изложения материала.

Технология модульного обучения и рейтинговая система контроля образует сложный комплекс единого целого. Каждая технология в структурном аспекте – полифункциональная система, включающая иерархию ряда подсистем. В педагогической технологии можно выделить семь основных подсистем:

1. Концептуальная основа.

2. Целеполагание – подсистема цели; миссия целей, ведущих линий, промежуточные цели и т.д.

3. Проектирование содержания учебного материала.

4. Организация технологического процесса.

5. Подсистема форм , методов обучения;

6. Подсистема средств, реализующих технологию в учебном процессе.

7. Подсистема контроля и мониторинга качества обучения [3].

В целом модульная технология обучения русскому языку как неродному, по мнению ученых, должна также строиться с учетом интерактивных методов.

На занятиях по русскому языку как иностранному в качестве основных элементов модульной технологии выступают:

– представление учебного материала с опорой на знаковые модели, схемы, таблицы;

– на разных уровнях сложности многократный возврат к теме по «нарастающей» (работа с учебным материалом в комплексе, не по частям);

– дифференциация упражнений (предкоммуникативных, условно-коммуникативных, собственно-коммуникативных) и заданий;

– применение интерактивных форм, инновационных приемов и методов обучения;

– внедрение системы работы с учебным материалом с использованием терминологических словарей, справочной литературы по специальности и т.п.;

– ориентация на достижение каждым обучающимся результата; предметное общение, диалог;

– на занятиях диалогической части субъект-субъектное отношение.

Итоговой частью завершается обучающий цикл конкретной темы, где производится проверка знаний, умений и навыков обучающихся, сформированных в процессе учебной деятельности в диалогической части. Предусматривается несколько видов контроля: тестирование, письменная работа, составление аннотации, реферата, информативного сообщения.

В методике обучения иностранным языкам, в том числе и русскому как неродному, выделяют два уровня: концептуальный (теоретический) и уровень технологии (методический).

Модульная стратегия освоения курса русского языка в системе филологического образования выдвигается в качестве концептуальной основы, совокупности методических и психолого-педагогических приемов, ориентированных на реализацию избранной стратегии обучения составляет технологию модульного обучения.

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по способам контроля и самоконтроля [6].

Заключение

Модульная технология по русскому языку как иностранному по содержанию и характеру является системно-операционной, целью которой является выделение конкретных знаний, умений и навыков обучения русскому языку, как языку специальности, отбор и организация учебного материала, адекватно базовому компоненту типовой программы и требования высшего профессионального образования.