Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ИПАТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Кипа Л.В. 1 Одинцов С.В. 1 Лошаков А.В. 1 Стукало В.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет»
В работе приводится анализ аспектов территориального развития Ипатовского городского округа за 2009 и 2016 гг. Проводится анализ земельного фонда Ипатовского городского округа в разрезе категорий с актуализацией земель по формам собственности. В статье проведены исследования по выявлению основных видов экономической деятельности округа. Также представлена динамика изменения численности населения, проанализированы на территории Ипатовского городского округа объемы жилищного строительства. Актуальность темы территориального развития территории административного района приобрела особую значимость с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 23.03.2008 г. № 198 «О порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации», особую актуальность приобрели проблемы согласования, проверки на соответствие документов территориального планирования, подготовленных различными уровнями власти. Повышению эффективности пространственного структурирования территории должно способствовать развитие системы территориальных объектов с установлением положений об их видах и типах. По их видам это объекты, выделяемые по отраслевому признаку. По их типам это точечные, линейные и планарные (по их картографическому отображению) объекты, на каждом из уровней их значения – федеральном, региональном и муниципальном. Среди них в качестве объектов особой значимости выделяются объекты особого федерального, регионального и муниципального значения. Принятие положений о статусе объектов особой значимости должно способствовать решению задач формирования пространственного каркаса на каждом из уровней их значения. Представляется целесообразным выделять три градации объектов федерального значения и допускать установление своих градаций на региональном и муниципальном уровнях.
земельный фонд
состояния мелиоративной сети
демографический ресурс
сельские территории
1. Рукин В.А. Совершенствование системы управления устойчивым развитием сельских территорий // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2008. № 4. С. 393–402.
Rukin V.A. Perfection of control system of rural territory steady development // Tambov University Review. Series Humanities. 2008. № 4. Р. 393–402 (in Russian).
2. Торгаев М.А. Влияние городов на использование прилегающих территорий // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2018. № 1. С. 180–188.
Torgaev M.A. Influence of cities on the use of adjacent territories // International journal of applied Sciences and technologies «Integral». 2018. № 1. P. 180–188 (in Russian).
3. Гиенко Д.Г. Система управления земельными ресурсами. Описание проблем и вариантов их решения (обзорная статья) // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2012. Т. 1. № 3. С. 104–108.
Gienko D.G. Control system of ground resources. Description of problems and versions of their decision (review) // Interexpo geo-Siberia. 2012. V. 1. № 3. P. 104–108 (in Russian).
4. Российская Федерация. Материалы территориального планирования. Схема территориального планирования муниципального образования Ипатовского района Ставропольского края [Электронный ресурс]. URL: https:// fgistp.economy.gov.ru/ (дата обращения: 05.12.2018).
Russian Federation. Materials of territorial planning. Scheme of territorial planning of municipal formation of Ipatovsky district of Stavropol krai [Electronic resource]. URL: https:// fgistp.economy.gov.ru/ (date of access: 05.12.2018) (in Russian).
5. Российская Федерация. Статистическая отчетность. Отчет по наличию и распределению земель по категориям и угодьям Ипатовского района Ставропольского края за 2009 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rosreestr.ru/site/about/struct/./upravlenie-rosreestra-po-stavropolskomu-krayu/ (дата обращения: 05.12.2018).
Russian Federation. Statistical report. Report on the availability and distribution of land by category and land Ipatovsky district of Stavropol territory for 2009 [Electronic resource]. URL: https://rosreestr.ru/site/about/struct/./upravlenie-rosreestra-po-stavropolskomu-krayu/ (date of access: 05.12.2018) (in Russian).
6. Российская Федерация. Статистическая отчетность. Отчет о наличии и распределении земель по категориям и угодьям по Благодарненскому району Ставропольского края за 2016 год, форма 8, утвержденная Постановлением Росстата от 06.08.07 № 61 [Электронный ресурс]. URL: https://rosreestr.ru/site/about/struct/./upravlenie-rosreestra-po-stavropolskomu-krayu/ (дата обращения: 05.12.2018).
Russian Federation. Statistical report. Report on the availability and distribution of land by category and land in the Blagodarnensky district of the Stavropol territory for 2016, form 8, approved by the resolution of Rosstat from 06.08.07 № 61 [Electronic resource]. URL: https://rosreestr.ru/site/about/struct/./upravlenie-rosreestra-po-stavropolskomu-krayu/ (date of access: 05.12.2018) (in Russian).
7. Письменная Е.В., Татаринцева А.А Современные подходы к территориальному планированию ставропольского края // В сборнике: Экология и устойчивое развитие сельской местности. 2012. С. 128–134.
Pismennaya E.V., Tatarintseva A.A. Modern approaches to spatial planning of the Stavropol territory // Proceedings: Ecology and sustainable rural development. 2012. P. 128–134 (in Russian).

Территориальное планирование является одним из видов градостроительной деятельности, основной задачей которого является планирование развития территории административного образования, установление функциональных зон, зон планируемого капитального строительства и зон с особым условием использования территории. Главной его целью является рассмотрение социальных, экономических, экологических и иных факторов и их влияния на устойчивое развитие территорий, а также инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, принятие интересов граждан, администраций муниципальных образований, субъектов Российской Федерации, на уровне Российской Федерации в целом [1]. Территориальное планирование напрямую связано с механизмами землепользования и застройки на основе правил, содержащихся в части 4 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ [2].

Цель исследования: анализ данных территориального планирования в целях регулирования использования земельных ресурсов.

Рациональное использование земель относят к числу важнейших принципов земельного права. Как принцип права, рациональное использование земель выражается в требовании их эффективной эксплуатации землевладельцами, землепользователями и собственниками земли [3].

Проведенный в настоящее время анализ показывает низкий уровень развития земельных отношений, необходимо решить задачи по их совершенствованию, что, несомненно, повысит эффективность управления земельными ресурсами, а также более рациональное их использование. Данные исследования будут способствовать целесообразным решениям в области государственного управления земельными ресурсами.

Материалы и методы исследования

В рамках исследований применялся метод сравнительного анализа, анализ изменения земельного фонда по категориям земель по материалам схемы территориального планирования [4]. При сборе данных и изменений земельного фонда в структуре земельных отношений Ипатовского городского округа, применялись данные за 2009 и 2016 гг. [5, 6].

Объектом исследования является анализ территориального развития Ипатовского городского округа за 2009 и 2016 гг.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате сбора информации получены следующие данные характеризующие структуру земельного фонда (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика земельного фонда Ипатовского городского округа по категориям земель

Показатели

2009

2016

Разница +,–

Земли сельскохозяйственного назначения

Площадь

Площадь

388801

388568

– 233

Земли поселений

7547

7742

+ 195

Земли промышленности транспорта и др.

1595

1633

+ 38

Земли лесного фонда

2170

2170

Земли особо – охраняемых территорий

Земли водного фонда

3462

3462

Земли запаса

Из приведенного исследования установлено увеличение земель поселений на 195 га. Изменения произошли из-за перевода земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель поселений. Это связано с целью расширения границ населенных пунктов, в том числе города Ипатово, с учетом корректировки генерального плана. В результате исследований мы приходим к выводу о том, что необходимость развития территории Ипатовского городского округа вызвана документами по расширению границ населенных пунктов и в то же время возникают предпосылки к снижению сельскохозяйственных угодий, в условиях сокращения земель сельскохозяйственного назначения.

При изъятии не учтены: проблема сохранения плодородия почв, как ключевого элемента в системе повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения, критерии изъятия земель сельскохозяйственного назначения без учета балла плодородия. В документах ЕРГН не отражены сведения о почвенных характеристиках, балле бонитета, сведения о качестве почв, их плодородии. При условии включения его в границы населенного пункта и изменении его разрешенного использования земельные участки становятся объектом гражданского оборота и объектом рыночных отношений. При изъятии для государственных и муниципальных нужд земельные участки, включенные в черту населенного пункта имеют стоимость рыночную в десятки раз выше, чем ее первоначальная стоимость [7].

Увеличение земель промышленности на 38 га тоже произошло за счет расширения границ населенных пунктов посредством увеличения территории промышленных предприятий: под строительство кирпичного завода, под строительство объекта производства мяса птицы, а также строительство цеха изоляционных материалов, в основу которого положено базальтовое волокно ООО «Ойлтехнострой», развитие производственных мощностей ООО «Агротехсервис», строительство нового цеха импортной техники Ипатовским ОЭМЗ.

Промышленный комплекс района является основой экономики района. Это дает возможность получения новых рабочих мест, привлечения инвестиций.

Земли лесного и водного фонда по сравнению с 2009 г. в 2016 г. остались без изменений.

Земельная реформа в Российской Федерации предоставила возможность правомочия владения земельными участками разными формами собственности. В исследовательской работе представлены данные по видам собственности на территории Ипатовского городского округа за период 2009 и 2016 гг. (табл. 2) [5, 6].

Таблица 2

Показатели использования земельного фонда Ипатовского городского округа по видам собственности

Показатели

2009

2016

Разница +,–

%, 2009 к 2016

Земли сельскохозяйственного назначения в том числе

Площадь

Площадь

388801

388568

– 233

99,1

В собственности граждан

202824

185296

– 17528

91,3

В собственности юр. лиц

40631

60556

+ 19925

148,1

В государственной собственности

145346

142716

– 2630

98,2

Земли нас. пунктов в т. ч.

7547

7742

+ 195

102,6

В собственности граждан

3024

3035

+11

100,4

В собственности юридических лиц

43

69

+ 26

160,5

В государственной собственности и муниципальной собственности

4480

4638

+ 158

103,5

Земли промышленности транспорта и др.

1595

1633

+ 38

102,4

В собственности граждан

4

4

В собственности юридических лиц

15

+ 15

В государственной собственности

1591

1614

+ 23

101,4

Земли лесного фонда

2170

2170

В государственной собственности РФ

2170

2170

Земли водного фонда

3462

3462

В государственной собственности

2562

2652

В собственности РФ

810

810

Из приведенного исследования мы приходим к выводу о том, что в градации видов собственности на землях сельскохозяйственного назначения произошли изменения: в сторону уменьшения на 233 га, что составляет 8,6 % от общего количества сельскохозяйственных угодий территории района.

Произошло перераспределение собственности граждан, которая уменьшилась на 17258 га, что составило 6,7 % по сравнению с 2009 г., а вот собственность юридических лиц увеличилась на 19925 га, что составило 49 % по сравнению с сельскохозяйственными угодьями в собственности юридических лиц 2009 г.

В государственной собственности произошло уменьшение на 2630 га, что составляет 1,8 % по сравнению с 2009 г. Изменения в сторону увеличения площади юридических лиц связаны с выкупом земельных долей в составе сельскохозяйственных предприятий.

С 2009 г. площадь земель населенных пунктов увеличилась на 195 га, это произошло вследствие внесении земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов, что составило 102,6 %.

Доля собственности граждан увеличилась и составила 100,4 %. Большую часть составляют предназначенные под выкуп земли и находящиеся на них объекты недвижимости. В собственности юридических лиц увеличение составило 160,5 % за счет выкупа земельных участков под предприятиями. В государственной собственности и муниципальной собственности увеличение составило 103,3 % по сравнению с 2009 г.

Земли водного и лесного фонда остались без изменений.

Исходя из исследований, проведенных на основании статистического материала Росреестра по Ставропольскому краю, мы приходим к выводу о том, что изменение земель по видам собственности влечет за собой налогообложение и экономико-социальные факторы.

Основу территориального планирования составляет численный состав население. На 2009 г. численность населения Ипатовского городского округа составила 65,4 тыс. человек, из них городское население насчитывает 28,1 тыс. человек, что составляет 42,9 % от общей численности населения, сельское население насчитывает 37,3 тыс. человек, что составляет 57,1 % от общего количества населения Ипатовского городского округа.

На 2016 численность городского округа составила 61,7 тыс. человек, из них на долю городского население приходится 27,6 тыс. человек или 44,7 %, а сельское население составляет 34,1 тыс. человек или 55,3 %.

Количество населения Ипатовского городского округа снижается по сравнению с 2009 на 3,7 тыс. человек или на 5,6 %. В том числе количество городского населения снизилось по сравнению с 2009 г. на 0,5 тыс. человек или 1,8 %. В динамике исследования сельского населения прослеживается снижение количества населения по сравнению с 2009 г. на 3,2 тыс. человек или 8,6 %.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что при общем снижении количества населения Ипатовского городского округа количество сельского населения уменьшилось по сравнению с городским на 2,7 тыс. или на 13,6 %. Отток населения связан с социально-экономическими факторами, рынком труда, высокой степенью моноспециализации экономики, сельскохозяйственные предприятия потеряли прежнюю функциональную специализацию.

Отток населения приводит в выигрышное положение краевой центр и крупные города РФ, в которых присутствует рынок труда, образовательные учреждения с более высоким уровнем образования, уровнем здравоохранения и других социально-значимых факторов. Среднегодовые объемы строительства в Ипатовском городском округе ориентировочно должны составить около 8,0–11,0 тыс. кв. м в год [5, 6].

Таблица 3

Объемы жилищного строительства в Ипатовском городском округе

Территории

2009

2016

% 2016 к 2009

Показатели в ед. м2

Тыс. кв. м

Тыс. кв. м

Ипатовский район

244

254,5

104,3

Сельская местность

118

121,4

102,9

Г. Ипатово

126

133,1

105,6

Из представленной табл. 3 установлено, что на территории Ипатовского городского округа объемы жилищного строительства составили рост в 7,4 % по сравнению с 2009 г., при этом в сельской местности объемы составили 6,8 % увеличения и в городе Ипатово 7,9 % увеличения.

Строительство в Ипатовском городском округе предполагает среднегодовые объемы которые будут составлять около 30 тыс. кв. м в год.

Следующим фактором исследования развития территории является сельское хозяйство и производство по переработке и обработке сельскохозяйственной продукции. В общей структуре экономики занимает 70 % от общей суммы оборота по экономическим видам деятельности [5, 6].

Таблица 4

Динамика оборота по видам экономической деятельности

Наименование показателей

2009 г.

2016 г.

2016 г. к 2009 г.

сумма

%

сумма

%

по видам экономической деятельности, млн руб.

1793,7

100

3248,1

100,0

181 %

в том числе:

         

сельское хозяйство

626,9

35,0

1308,3

40,3

в 2,1 раза

обрабатывающие производства

600,0

33,5

900,2

27,7

150 %

производство и распределение электроэнергии, газа, воды

201,7

11,2

518,8

16,0

в 2,6 раза

транспорт и связь

101,4

5,6

276,4

8,5

в 2,7 раза

Строительство

125,6

7,0

77,2

2,4

61 %

прочие отрасли

138,1

7,7

167,2

5,1

121 %

Процент доли сельского хозяйства в сравнении с 2009 г. повысился в 2,1 раза, уровень обрабатывающих производств возрос на 150 %, и при этом доля сельскохозяйственного производства является приоритетной для Ипатовского городского округа (табл. 4).

kipa1.wmf

Характеристика экономических видов деятельности Ипатовского городского округа

Из представленной диаграммы (рисунок) установлено, что преобладающим видом деятельности на территории Ипатовского городского округа является сельское хозяйство и обрабатыващие производства сельскохозяйственной продукции.

Особенность планировочной структуры и планировочной ситуации Ипатовского городского округа составляет их взаимная связь и взаиморасположение.

Развитие транспортной инфраструктуры городского округа ограничивается слабопересеченным рельефом Предкавказья в сочетании с однородным уровнем сельскохозяйственного освоения территории.

Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы о том, что в развитии автомобильного транспорта в 2016 г. планируется увеличение на 30 % за счет строительства объездной дороги с. Октябрьское; Реконструкция подъездов к населенным пунктам: Родники, Подъездной дороги к х. Вавилон, х. Веселый, строительство моста г. Ипатово через балку Чемрек.

В части развития трубопроводного транспорта планируется увеличение на 35,5 % за счет строительство подводящих газопроводов к следующим населенным пунктам: Малый Кундуль, Средний Кундуль, Красный Кундуль, Васильев, Восточный Вавилон (табл. 5).

Таблица 5

Состояние развития транспортной сети Ипатовского городского округа

Транспорт

2009

2016

% 2016 к 2009

Автомобильный в км

398,6

517,8

130

Железнодорожный в км

46,3

46,3

Трубопроводный в км

91,2

123,6

135,5

Важным фактором, влияющим на инвестиционную привлекательность территории, является создание благоприятных институциональных условий (наличие законодательно-правовых и нормативных правовых актов, в том числе наличие утвержденных документов стратегического планирования, включая документы территориального планирования, а также генеральные планы и правила землепользования и застройки для каждого муниципального образования).

Без базовых градостроительных документов невозможно развитие стратегически важных объектов транспортной и инженерной инфраструктуры.

Для обеспечения благоприятных условий по привлечению инвестиций, развития малого и среднего бизнеса необходимо также наличие объектов инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторы и индустриальные парки, отраслевые кластеры, объекты информационно-консультативной службы для обслуживания сельских товаропроизводителей всех форм собственности).

В соответствии с целями муниципальной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Ипатовского городского округа на 2010–2017 годы» приоритетами политики администрации Ипатовского городского округа по привлечению инвестиций является социальное развитие – наиболее приоритетными являются инвестиционные проекты, обладающие большим социальным эффектом, проявляющимся в равномерном росте благосостояния, улучшения качества жизни и здоровья населения Ипатовского городского округа; экологическая безопасность – наиболее приоритетными являются инвестиционные проекты, не оказывающие в своем составе положительное отношение на состояние окружающей среды (табл. 6) [5, 6].

Таблица 6

Показатели привлечения инвестиций

Наименование

2009

Площадь в кв. м

2016

Площадь в кв. м

+,– 2016 к 2009

Строительство птицефабрики с содержанием 77 тыс. голов индеек в с. Первомайское

6,0

+6,0

Строительство многоквартирного жилого дома в г. Ипатово

1,2

–1,2

Строительство комплекса по производству мяса птицы в г. Ипатово

136,7

+136,7

Строительство маслоэкстракционного завода по переработке маслосемян подсолнечника и рапса в с .Октябрьское

21,0

+21,0

Строительство завода глубокой переработки зерна пшеницы на сухую клейковину, крахмал и комбикорма в г. Ипатово

57,0

+57,0

Итого

1,2

220,7

219,5

Выводы

Для решения проблем, связанных с комплексным развитием сельских территорий, необходимо решить несколько задач. Этот вопрос решается в целях устойчивого развития сельских территорий который состоит из:

1) достижение благосостояния населения состоит в развитии отраслей сельского хозяйства в области овцеводства и помощи в реализации государственных программ в части финансирования, создания на территориальном уровне саморазвивающейся социально-экономической системы;

2) социальной сферы села с низкоуровневым развитием является основой отсутствия организованной сферы управления процессами проходящими в развитии сельского общества и сельской территории в целом.

Опыт многих стран показывает, что наиболее важным фактором при определении устойчивого развития территории, является наличие богатых природных ресурсов, а также передовых технологий и совершенство социальную направленность которых необходимо применять в практиком действии системы управления.


Библиографическая ссылка

Кипа Л.В., Одинцов С.В., Лошаков А.В., Стукало В.А. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ИПАТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ // Успехи современного естествознания. – 2019. – № 3-1. – С. 56-61;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=37071 (дата обращения: 14.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674