Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ПЕШЕХОДНО-ПРОМЕНАДНЫЙ КАРКАС КАК ЭЛЕМЕНТ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МАЛЫХ ГОРОДОВ И ПОСЕЛЕНИЙ

Конышев Е.В. 1 Турханова С.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена возрастанием значения туризма и рекреации в функциональной структуре малых городов и поселений России. Направляя значительные усилия на продвижение туристско-рекреационного потенциала, создание коллективных средств размещения и разработку туристских маршрутов, туристские администрации не уделяют должного внимания формированию комфортной городской среды, важным элементом которой является пешеходно-променадный каркас. Цель исследования – изучение предпосылок развития пешеходно-променадного каркаса большого центра в поселке городского типа и разработка рекомендаций по благоустройству городской среды на примере поселка Яйва Пермского края. Исследование проводилось с применением методологических подходов, обоснованных С.А. Меркушевым. Территорией исследования выбран пос. Яйва, который, обладая высоким туристско-рекреационным потенциалом, испытывает значительные сложности в его реализации. В ходе исследования были выделены границы большого центра поселка, определены существующие площадные и линейные элементы каркаса, дана характеристика туристско-рекреационного потенциала объектов, выявлены проблемы архитектурного облика. Подробно дается характеристика объектов существующей туристско-рекреационной инфраструктуры, опыт применения механизмов развития пешеходных пространств, в том числе путем реализации местных инициатив. Выделяются проблемные зоны, которые снижают туристско-рекреационную привлекательность населенного пункта. Разработаны рекомендации по развитию пешеходно-променадного каркаса пос. Яйва. Предлагается создание новых площадных элементов каркаса, которые будут соединяться проектируемой небольшой аллеей. Инструментами для финансирования проектов по созданию линейных и площадных элементов пешеходно-променадного каркаса могут стать федеральные и региональные программы. Результаты исследования могут найти применение в практике городского планирования и развития, а реализация предлагаемого проекта станет стимулом для дальнейшего развития населенного пункта, сделает его более привлекательным для жителей и туристов.
Пермский край
туризм
рекреация
пешеходные пространства
населенные пункты
малые города
поселок Яйва
городская среда
1. Лучников А.С., Меркушев С.А. Трансформация городского расселения и урбанизация Пермского края в XX–XXI вв. // ДЕМИС. Демографические исследования. 2022. Т. 2, № 4. С. 123–143. DOI: 10.19181/demis.2022.2.4.9.
2. Никольская Е.Ю., Семенова Л.В., Шабалина Н.В., Конышев Е.В., Алексушин Г.В., Гадимова Ф.К. Актуальные проблемы и стратегии развития туристских территорий малых городов и поселений России. М.: КНОРУС, 2021. 232 с.
3. Перцик Е.Н. Проблемы развития городских агломераций // Academia. Архитектура и строительство. 2009. № 2. С. 63–69.
4. Меркушев С.А. Пешеходно-променадные каркасы больших центров городов-миллионеров России: монография. Пермь, 2023. 137 с.
5. Яйвинский краеведческий музей. Главная. [Электронный ресурс]. URL: https://muzei-yaiva.perm.muzkult.ru/ (дата обращения: 15.02.2024)

Социально-экономическая география на сегодняшний день наиболее ориентирована на изучение социальных аспектов жизнедеятельности человека. В советское время она была направлена на разработку энерго-производственных циклов, проектирование территориально-промышленных комплексов, исследование межотраслевых комплексов, то есть была более экономической. В начале XXI в. социально-экономическая география приобрела новое амплуа – поведенческое направление. Она стала подробнее изучать жизнь человека не с точки зрения ее организации (хотя это, безусловно, тоже осталось), а с точки зрения качества. Одной из задач современной социально-экономической географии является повышение качества жизни населения. В то же время это входит в интересы градостроителей, архитекторов, социологов; по сути, данный вопрос следует считать междисциплинарным. Городская среда, являясь частью понятия «качество жизни населения», играет важную роль для каждого жителя урбанизированных систем разного уровня. Общественная география изучает все стороны урбанизации, в том числе формируя собственный понятийный аппарат. Так, вводится понятие пешеходно-променадного каркаса большого центра. Его суть заключается в том, что в городском центре существующие площадные (парки, скверы, сады) и линейные (набережные, пешеходные улицы, бульвары) объекты должны быть связаны между собой. Автор проводит исследование для городов-миллионеров России, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга [1].

Исследования, направленные на оценку и проектирование пешеходно-променадного каркаса, приобретают большую актуальность в свете задач по развитию туризма и рекреации, в том числе в малых городах и поселениях [2]. Обладая значительным историко-культурным, природным потенциалом, чаще всего небольшие населенные пункты не в силах его реализовать. В свою очередь, это может зависеть от недостатка финансирования, от отсутствия желания жителей и органов власти что-либо менять в привычном жизненном укладе. Однако, на наш взгляд, повлиять на изменение сложившейся ситуации могут реальные проекты по благоустройству городской среды.

Цель исследования – изучение предпосылок развития пешеходно-променадного каркаса большого центра в поселке городского типа и разработка рекомендаций по благоустройству городской среды на примере пос. Яйва Пермского края.

Материалы и методы исследования

Формализованная оценка пешеходных пространств является новым и уникальным направлением для исследования городской среды. Она необходима для изучения территориальных различий и опыта поселений в решении градостроительных задач. Методологическую основу исследования составляют работы Е.Н. Перцика [3], в которых автор подробно описывает пространственную структуру городов и ее функциональные зоны, выделяя историческое ядро, большой центр и внешнюю зону. При определении элементов пешеходно-променадного каркаса будем руководствоваться методикой С.А. Меркушева [4], адаптировав ее для поселков городского типа.

Результаты исследования и их обсуждение

Характеризуя территорию исследования, следует отметить, что на сегодняшний день поселок городского типа Яйва Пермского края представляет собой важный транспортно-географический центр на автомобильной и железной дорогах регионального значения. Через железнодорожную станцию Яйва проходят пассажирские поезда пригородного и дальнего сообщения (одна пара три раза в неделю), грузовые поезда. Через периферийную часть поселка проходит трасса регионального значения Кунгур – Соликамск, по которой ежедневно проходят тысячи транспортных единиц.

Экономика пос. Яйва сегодня представлена электроэнергетикой (Яйвинская ГРЭС-16), деревообработкой (ООО «Лесотранспортная компания», ООО «Грин Вуд», ООО «Ураллес», ООО «Урал-Трейд» и др.), предприятиями торговли и жилищно-коммунального хозяйства. Бюджетные учреждения включают в себя школу (2 корпуса), школу-интернат, два детских сада (5 корпусов), Дворец культуры «Энергетик», спорткомплекс «Зевс» (бассейн, тренажерный зал, стадион), библиотечно-музейный центр.

Численность населения на 2021 г. составляет 8269 чел. Тенденции демографической ситуации в пос. Яйва не особо отличаются от общероссийских. Она характеризуется естественной убылью населения, отрицательным сальдо миграций.

Несмотря на проблемы, на наш взгляд, у поселка есть перспективы. Они заключаются в модернизации производственных мощностей действующих предприятий и создании новых площадок для развития. На основе опыта других городов Пермского края возможно создание тепличного комплекса на базе Яйвинской ГРЭС. Необходимо уделить внимание переходу к более сложным стадиям переработки древесины, развитию лесохимии. Обладая особенным туристическим потенциалом, Яйва должна являться точкой в маршруте к Александровским (Голубым) озерам. Точкой притяжения для туристов является МКУ «Яйвинский краеведческий музей», в котором создано четыре зала: зал истории, зал быта, зал природы, зал истории Яйвинской ГРЭС. За пределами большого центра единственной достопримечательностью является железнодорожный вокзал станции Яйва, на территории которого находится водонапорная башня, построенная в 1879 г. Летом большое количество туристов сплавляется по р. Яйва и после окончания маршрута посещает достопримечательности поселка.

Для формирования пешеходно-променадного каркаса пос. Яйва сначала нужно определить границы его большого центра. Несмотря на то, что поселок является урбанизированной системой наименьшего размера, выделение в нем городского центра необходимо для исследования (рис. 1).

Южная граница большого центра населенного пункта проходит по ул. Энергетиков. Западная граница представлена Заводской улицей. Северная граница частично совпадает с ул. Галкинской (автомобильная трасса регионального значения Кунгур – Соликамск), ул. 6-й Пятилетки и окраиной образовательного учреждения. Восточная граница проходит по ул. Железнодорожной и ул. Лермонтова. В результате площадь большого центра поселка равна 0,9 км2.

На территории населенного пункта расположен один площадной элемент пешеходно-променадного каркаса, площадь которого составляет примерно 40 га. Линейные элементы отсутствуют. В связи этим посмотрим на поселок с точки зрения создания дополнительных пешеходных пространств.

Перед формированием элементов каркаса необходимо обратить внимание на архитектурную составляющую поселка. В связи с тем, что история Яйвы начинается с 1930-х гг., то строительство жилых домов и кварталов происходило с этого времени. Вблизи железнодорожного вокзала, по ул. Энергетиков построены дома сталинского времени. К сожалению, на сегодняшний день их состояние оставляет желать лучшего, необходимы облицовочные работы, а также благоустройство придомовой территории.

missing image file

Рис. 1. Пешеходно-променадный каркас Яйвы в 2023 г. (выполнено автором)

Аналогичная ситуация характерна для остальной части большого центра поселка, но там представлены дома хрущевской застройки.

С 2010-х гг. поселок участвует в муниципальной программе «Ликвидация ветхого и аварийного жилого фонда в Александровском муниципальном округе». Благодаря этому построен новый дом на ул. Юбилейной в 2012 г. и продолжается строительство дома по соседству.

За пределами большого центра Яйвы расположены микрорайоны «За линия» и «Завод». Название первого связано с тем, что он расположен за Луньевской железнодорожной веткой и характеризуется частной застройкой. Микрорайон «Завод» так именуют жители, потому что на этой территории ранее существовал домостроительный комбинат.

Что касается достопримечательностей пос. Яйва Пермского края, то их относительно немного, особенно в пределах большого центра. Объектом притяжения туристов является парк «Березовая роща», в котором созданы исторические скульптуры, связанные с легендой о названии поселка – красавица-река Яйва, добрый молодец Тулум и рыба-таймень, а также арт-объект «Яйва». В городском центре находится МКУ «Яйвинский краеведческий музей», на территории которого построен обелиск памяти воинам Великой Отечественной войны. В музее создано четыре зала: зал истории, зал быта, зал природы, зал истории Яйвинской ГРЭС [5].

За пределами большого центра единственной достопримечательностью является железнодорожный вокзал станции Яйва, на территории которого находится водонапорная башня, построенная в 1879 г. Главное место притяжения туристов и любимое место жителей – река, однако оборудованный пляж в пределах внешней зоны отсутствует.

На сегодняшний день из элементов пешеходно-променадного каркаса большого центра представлен только парк «Березовая роща», окончательно достроенный в 2021 г. Мотивацией для создания парка стала возникшая экологическая проблема местного масштаба. Весной 2019 г. снежный покров, находящийся на территории, растаял, но не впитался в почву. По этой причине начались первые стадии процесса сукцессии, который необходимо было предотвратить, чтобы не потерять лесной массив в центре поселка.

В результате этого в 2020 г. начался процесс благоустройства территории: создана система водоотведения, построен забор вокруг парка, заасфальтирована его окружность и проведено освещение. К осени 2021 г. по «народным тропам» сделаны дорожки, выложенные плиткой, поставлены лавочки, добавлены декоративные фонари, установлены скульптуры (описаны ранее) и система видеонаблюдения, построена детская площадка. Летом 2023 г. началось строительство нескольких спортивных площадок. Необходимо отметить, что инициативными жителями поселка каждой весной проводятся субботники, создаются клумбы, высаживаются цветы и деревья. Парк является местом проведения спортивных соревнований («Лыжня России»), встреч и прогулок жителей.

Соединив парк и главную площадь поселка, получили целое общественное пространство с детскими площадками, лавочками и достопримечательностями, которые отражают историю территории. Огражденный забором парк совместно с рекреационной выполняет транзитную функцию для жителей поселка, так как находится в центральной его части. На сегодняшний день территория постепенно благоустраивается благодаря инициативным жителям поселка, этим летом началось строительство малых архитектурных форм, представленных спортивными площадками.

Для формирования пешеходно-променадного каркаса в Яйве необходимо обратить внимание на перспективные площадные элементы (рис. 2).

Первый из них расположен между корпусом школы и жилым кварталом, а второй – между трассой регионального значения и новыми жилыми кварталами. Особенность этих территорий заключается в заболоченности и соответствующей растительности (кустарники), однако, изучив опыт решения подобных задач, можно решить эту проблему. Площадь данных территорий небольшая, поэтому более целесообразно там разбить небольшие придомовые скверы.

Для соединения проектируемых элементов с существующим парком «Березовая роща» необходимо линейное пешеходное пространство. Обратим внимание на правую сторону ул. 6-й Пятилетки до перекрестка с ул. Юбилейной. Относительно поселка автомобильное движение по этому участку улицы стоит считать интенсивным, но его ширина позволяет создать там небольшую аллею. Изначально там планировали строить жилой дом, но строительство закончилось на этапе установки свай, поэтому пространства достаточно.

missing image file

Рис. 2. Проектируемый пешеходно-променадный каркас Яйвы (выполнено автором)

От аллеи планируются выходы к скверам, а также возможен выход во внешнюю зону. Препятствием к соединению парка и аллеи является инженерное сооружение – теплотрасса. Большая часть ее лежит не под землей, как во многих городах, а над ней. Однако, изучив опыт территорий, которые сталкивались с подобной проблемой, ее определенно можно решить.

Пример строительства аллеи в поселке уже существует. Это выход во внешнюю зону в рамках продолжения ул. Парковой. Аллея построена как пешеходный объект, соединяющий центр поселка с предприятием Яйвинская ГРЭС. Однако по критериям пешеходным пространством она не является, так как находится между автомобильной трассой с интенсивным движением и промышленным объектом – пилорамой.

Восточная часть внешней зоны, расположенная за пределами выделенного большого центра, представляет собой лесной массив. Для жителей любого городского населенного пункта полезны прогулки не только в городской черте, но и за ее пределами. В связи с этим возможно создание экологических троп разной протяженности для прогулки.

Инструментами для финансирования проектов по созданию линейных и площадных элементов пешеходно-променадного каркаса могут стать федеральные и региональные программы. На наш взгляд, особенно актуален для пос. Яйва национальный проект «Жилье и городская среда», региональный проект «Управляем вместе». В случае проявления активности местным населением возможно участие в проекте поддержки местных инициатив, которые предусматривает софинансирование со стороны общественности и государства. Уже проверенным инструментом для поселка является инициативное бюджетирование, которое подразумевает сбор средств с населения в размере 10 % от расходов, понесенных муниципалитетом. Благодаря ему были установлены скульптуры в парке «Березовая роща», а сейчас началась установка спортивных площадок. Этот инструмент планируют продолжать использовать при благоустройстве главной площади поселка перед ДК «Энергетик».

Заключение

Современные урбанизированные системы России состоят из населенных пунктов разного типа и людности. Географы уделяют особое внимание подходам к их классификации и типологии по численности населения, по функциям, по экономико-географическому положению городов и поселков городского типа. На сегодняшний день общественная география более направлена на деятельность человека, поэтому вопросы изучения становятся шире и интереснее. Одним из вопросов является организация комфортной городской среды и ее составляющих, среди которых представлены пешеходные пространства. Они являются неотъемлемой частью городской среды высокого качества, так как выполняют транзитную, оздоровительную и рекреационную функции. Важное дополнение состоит в том, что пешеходные пространства присутствуют в городских населенных пунктах разного размера, а это подчеркивает общность подходов, с помощью которых их можно изучать.

Изучив общую характеристику пос. Яйва Пермского края и территорию его большого центра, важно отметить, что перспективы к созданию пешеходно-променадного каркаса у поселка городского типа есть. Более того, организация пешеходных пространств станет стимулом для дальнейшего развития населенного пункта, сделает его более привлекательным для жителей и туристов. Это подчеркивает то, что возможность создания городской среды высокого качества не зависит от численности населения урбанизированных систем. Современная наука позволяет использовать различные методы и решать возникающие проблемы, а государство предлагает полезные инструменты и помогает в реализации проектов. Остается только начать действовать.


Библиографическая ссылка

Конышев Е.В., Турханова С.Ю. ПЕШЕХОДНО-ПРОМЕНАДНЫЙ КАРКАС КАК ЭЛЕМЕНТ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МАЛЫХ ГОРОДОВ И ПОСЕЛЕНИЙ // Успехи современного естествознания. – 2024. – № 3. – С. 46-51;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=38228 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674