Учебно-методическое пособие содержит учебно-методические планы (количество часов - для каждой специальности по соответствующему ГОСТу), темы лекций, планы семинарских занятий, варианты индивидуальных заданий и контрольных работ, рекомендуемую литературу. Кроме того, в него включены тестовые задания итогового контроля по теоретической части курса.
Открывает учебно-методическое пособие первый раздел «История и перспективы развития региональной культуры и искусства», состоящий из двух лекций: «Динамика культурной жизни Тюменского региона» и «Изобразительное искусство в Тюменской области». Содержание обеих лекций дает ответ на 10 вопросов из предлагаемых 91-го в списке контрольных вопросов к экзамену (зачету). Авторы сочли нужным поместить в учебно-методическое пособие именно этот материал, поскольку в многочисленных антологиях, энциклопедических словарях, учебниках и учебных пособиях, хрестоматиях по культурологии (в книге студентам предлагается 37 источников самой современной основной и дополнительной литературы по курсу) отсутствует именно региональный аспект современных подходов к изучению культуры. Основное внимание авторы пособия уделили в этом разделе проблемам истории и перспектив развития региональной культуры, развитию театральной и музыкальной культуры Тюменской области, роли библиотек и музеев в развитии культуры Тюменской области, становлению профессиональной живописи Тюменского региона, своеобразию стилистических линий в живописи Тюмени ХХ века и стилям искусства в деревянной резьбе Тюмени.
Своеобразие культуры Тюменской области связано как с климатическими и этнографическими, так и с социальными особенностями нефтегазоносного края, поскольку интенсивное развитие культуры и искусства шло параллельно с освоением ее газовых и нефтяных богатств, где главной задачей культурной политики является предоставление государственных гарантий культурной идентификации проживающим в Тюменской области представителям более 125 национальностей.
Развитие художественной жизни в регионе тесно связано с общими для всей страны поисками новых приемов и методов оформившегося еще в середине XIX столетия стиля «реализм». Для этого же периода характерно усиление авторской манеры и, соответственно, появление крупных мастеров-профессионалов в существующих народных промыслах (И.А. Калганов, М.С. Знаменский и др.). Искусство резьбы по кости в Тобольске (наряду с чукотским и холмогорским косторезными промыслами) прославило Тюменскую художественную школу (Г.Г. Терентьев, В.И. Денисов, Г.Р. Песков, Г.А.Хазов и др.). Заказы на изделия из кости мамонта поступали из Москвы, Петербурга, Киева и др. городов России. Традиционным для Тюменского региона, как и для большинства зауральских русских городов, было украшение домов деревянными резными панелями. Прославились своим искусством мастера-резчики В.Н. Привалов, П.Г. Лебедев и др. Образование творческих союзов в первой половине ХХ века, организация выставок тюменских мастеров на протяжении всего ХХ века во многих городах России - свидетельства поиска субъективного выразительного языка, новых концепций творчества. Получая эмоциональный импульс во внешней действительности, тюменские деятели искусства отталкивались от реальных народных форм (Г.В. Вершинин, А.С. Чугунов, А.С. Новик, В.П. Овчаров и мн. другие).
Во вступительных лекциях к учебно-методическому пособию, уделяя внимание региональному аспекту, преподаватели дают понятия общей и профессиональной культуры специалиста, предлагают студенту определить, что есть культурный человек и человек культуры.
Отличает данное пособие от многих других, кроме углубления в региональный аспект при пристальном внимании к тематике, обусловленной государственным стандартом, предлагаемые задания по самостоятельной работе студентов. Таких заданий всего четыре:
- Общественно-историческая школа культурологии;
- Натуралистическое толкование культуры;
- Семиотическое направление в культурологии;
- Русские философы XIX века о культуре.
Каждая из предлагаемых тем имеет задания и вопросы для самостоятельного изучения. Например, четвертая тема имеет два задания. Первое: идея Человекобога; Искусство и религия; О предназначении художника. Это задание должно быть выполнено после ответа на вопрос: Бердяев Н.А. О назначении человека. «Человек. Микрокосм и макрокосм». И второе задание: Истина, Добро и Красота в эстетике В.Соловьева; Общий смысл искусства; Нравственная миссия художника. Задание выполняется при ответе на вопрос: Соловьев В.С. Красота в природе.
Для выполнения четвертой темы предлагается следующая литература:
- Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990.
- Бердяев Н.А. Судьбы России. - М., 1990.
- Русская идея / сост. М.А. Маслин. - М., 1992.
- Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. Т.1-2. - М., 1994.
- Русское православие: вехи истории. - М., 1989.
Все четыре предложенные темы предполагают самостоятельное изучение студентами историко-философских трудов представителей основных направлений в культурологии. Задача студента заключается в том, чтобы уметь кратко сформулировать концепцию прочитанной статьи, произведения. Вопросы к темам позволяют точнее сориентироваться и выбрать верное направление размышлений. Преподаватель нацеливает студента не только интерпретировать взгляды каждого автора, но также находить сходства и различия воззрений философов в рамках одной школы. Студент должен назвать принципы и методологические основания, характерные для различных направлений.
Данное учебно-методическое пособие рекомендовано к изданию печатным способом учебно-методической комиссией филологического факультета и одобрено учебно-методической секцией Ученого совета Тюменского государственного университета.
Учебно-методическое пособие отрецензировано доктором филологических наук, доцентом Г.И. Данилиной и кандидатом философских наук, доцентом М.Г. Чистяковой.
Библиографическая ссылка
Борко Т.И., Сушкова В.Н. КУЛЬТУРОЛОГИЯ (учебно-методическое пособие) // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 2. – С. 23-25;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7659 (дата обращения: 23.11.2024).