На наш взгляд, среди его ценностей (под которыми мы понимаем идеал, значимость явления или понятия, принятого личностью) на особом месте стоит нравственно-эстетический идеал, который включает в себя: сосуществование национального проявления личности с интернациональным, толерантность по отношению к другим народам и нациям, акцент на эстетической организации жизнедеятельности, межличностных отношениях, отражение социально-экономических задач народа (воспитание через труд) и т. д. Такой идеал был обусловлен, прежде всего, так называемым «коллективным мышлением», основной характеристикой которого следует считать традиционность, основанную на преемственности. Выработанный на протяжении многовековой истории существования музыкального фольклора и преемственно передаваемый, нравственно-эстетический идеал органично пронизывал все сферы культуры, под его влиянием происходила социализация личности. Конечно же, сам музыкальный фольклор неоднороден, и каждый его жанр имеет определенный акцент в формировании личности (в календарных песнях - на трудовой деятельности, в хороводных - на эстетических представлениях и межличностных отношениях, в семейно-бытовых - на отношениях между поколениями и т.д.). Резкая смена нравственно-эстетического идеала в музыкальном фольклоре произошла с возникновением городов и, обусловленным этим, появлением так называемого «городского фольклора». В нем акцент сместился на эстетическую сторону жизни, связанную с разделением жизни на рабочее время и досуг. Музыкальный фольклор, переместившийся в сферу досуга, стал отвечать требованиям городского общества: подчеркивалась роль труда в жизни, изменились межличностные отношения и требования к человеку (умение трудиться и веселиться, «бесшабашность» в общении и др.). И всё же, в крестьянском фольклоре сохранился исконно русский нравственно-эстетический идеал добра, справедливости, честности, межличностных отношений, толерантности, патриотизма, высокой морали, который всегда отличал русского человека.
И именно к этому идеалу возвращается, на наш взгляд, современное общество, в котором стали доминировать идеи великодержавности России, которое возможно лишь при духовном объединении всех народов, ее населяющих. Следовательно, возрождение нравственного идеала музыкального фольклора способно стать основой духовного возрождения культуры России.
Библиографическая ссылка
Каминская Е.А. НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА КАК ОСНОВА ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РОССИИ // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 2. – С. 37-38;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7988 (дата обращения: 23.11.2024).