На современном этапе в отечественной психологии имеется значительный опыт исследования проблемы способностей и деятельности учителя. В Пермской психологической школе В.С. Мерлина - Б.А. Вяткина в русле системного подхода изучаются профессиональные способности учителей различных предметов: математики, русского языка и литературы (Т.М. Хрусталева, Ю.С. Шведчикова), музыки (Т.И. Порошина), биологии и химии (Е.Е. Доманова), физической культуры (Н.Ю. Бурлакова). Нами предпринята попытка изучения способностей школьного учителя изобразительного искусства, которые до настоящего времени практически не рассматривались.
Как показал анализ литературы, в работах отечественных и зарубежных психологов основной акцент делается на исследование проблемы собственно художественных способностей. При этом наиболее последовательно изучаются личностные особенности художников-профессионалов (Д. МакКинон, Х. Гоу, Т. Амабайл, Ф. Баррон, Ю.П. Хаюрюнен, К. Мартиндейл, К. Джеймисон, Э. де Боно, Ф. Мартин, Х. Алонзо, Г. Ревеч, В.Н. Мясищев, Е.А. Басин, О.А. Кривцун, Е.Л. Яковлева, Л.И. Сидоренкова и др.). Анализируются структура способностей к изобразительной деятельности и причины неспособности к ней (Х. Мануэль, Н. Мейер, К. Тибу, К. Роджерс, М. Кшикжентмихалый, Р.М. Милграм, В.И. Киреенко, Е.И. Игнатьев, А.Г. Ковалев, В.С. Кузин, Л.А. Ивлева, Ю.А. Полуянов, А.А. Мелик-Пашаев, В.Л. Дранков, Н. Селиверстова и др.). Исследуются процесс рисования и его эволюция в онтогенезе (Г.Кершенштейнер, Ф. Ейер, Э. Мейман, Х. Живкова, Р. Кадью, Д. Купчик, И.М. Соловьев, Г.В. Лабунская, Н.П. Сакулина, М.С. Чернявская, Н.В. Гончаренко и др.). Рассматриваются проблемы программного обеспечения уроков изобразительного искусства и их места в системе общеобразовательных дисциплин (Ф.И. Шмит, И.Г. Оршанский, Б.Ф. Ломов, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, И.П. Волков, Н.М. Молева, Н.С. Лейтес, М.П. Карпенко, Т.В. Назарова и др.). Изучаются проблемы подготовки и государственной аттестации учителей - художников (А.Н. Лук, С.П. Ломов и др.). Обозначенные исследования в большинстве своем ориентированы либо на период детства, когда только постигаются законы рисования, либо на художников - профессионалов. Значительно меньше работ посвящено учителю изобразительного искусства. Только в немногих исследованиях обобщается опыт развития творческой личности художника-педагога в процессе профессиональной подготовки (Г.А. Поровская), вычленяются его профессионально значимые качества (Н.А. Федорова), обосновывается необходимость выработки критериев оценки художественно-педагогической деятельности (И.А. Бирич, М.Т. Ломоносова). Таким образом, профессиональные способности учителя изобразительного искусства, их структура, характер детерминации индивидуальными свойствами, особенности проявления на разных этапах профессионального становления остаются недостаточно изученными.
Психологическая структура профессиональных способностей изучалась нами на выборках учащихся выпускных групп художественно-графического отделения Пермского педагогического училища № 4 (этап овладения профессией, 65 человек), учителей изобразительного искусства (ИЗО) средних образовательных учреждений г. Перми со стажем работы 5-10 лет (этап профессионального совершенствования, 65 человек) и 15-20 лет (этап профессиональной зрелости, 65 человек). Всего 195 испытуемых.
Установлено, что структура педагогических способностей учителей со стажем работы 5-10 и 15-20 лет, по сравнению со структурой педагогических способностей выпускников, обладает большим сходством, в том числе в плане возможности взаимной компенсации ее отдельных компонентов. В структуре педагогических способностей существуют как стабильные компоненты, характеризующие педагогическую направленность, педагогическую чувствительность, способности к процессу педагогической деятельности, так и специфичные компоненты, связанные с этапом профессионального становления учителя ИЗО. У выпускников это удовлетворенность педагогической профессией, а у опытных учителей - педагогическая эффективность. В ходе профессионального становления учителя в структуре его педагогических способностей усиливается выраженность средних значений показателей педагогической компетентности, эмпатии, педагогического такта, уровня развития педагогических способностей, удовлетворенности педагогической профессией, успешности педагогической деятельности и уменьшается выраженность показателей коммуникативных и организаторских склонностей.
В структуре художественно - графических способностей учителя ИЗО существует стабильный компонент - художественная впечатлительность и компоненты специфичные, связанные с этапом профессионального становления. Например, у молодых учителей это противоположная по знаку обозначенной впечатлительности моторно-образная творческость, у опытных - разнонаправленные показатели пространственно-логического мышления и образной творческости. Общим фактором успешности предметной деятельности для всех трех групп испытуемых является чувство пропорции; для выпускников и опытных учителей - чувство линии, степень адекватности натуре; для молодых и опытных учителей - способность к воспроизведению натуры по памяти. Специфичным фактором успешности для выпускников является чувство симметрии, молодых учителей - образная память, опытных - уровень развития художественно-графических способностей. Изменение структуры художественно-графических (предметных) способностей учителя ИЗО проявляется в увеличении количества взаимосвязей между ее компонентами на этапах овладения профессией и ее совершенствования и в уменьшении на этапе профессиональной зрелости. На этапе профессионального совершенствования учителя ИЗО (стаж 5-10 лет), по сравнению с этапом овладения профессией, в большей степени выражены средние значения показателей пространственно - логического мышления, образной творческости, уровня развития художественно-графических способностей и изобразительно-моторной чувствительности. На этапе профессиональной зрелости учителя ИЗО (стаж 15-20 лет), по сравнению с этапом овладения профессией, в большей степени выражены средние значения показателей образной памяти, пространственно-логического мышления и изобразительно-моторной чувствительности. В то же время в выборках молодых и опытных учителей значимые различия средних значений показателей предметных способностей не обнаружены, что указывает на их стагнацию.
Изменение структуры профессиональных способностей учителя ИЗО проявляется в увеличении количества взаимосвязей между ее компонентами. Стабильными компонентами структуры профессиональных способностей учителя ИЗО являются педагогическая чувствительность, способности к процессу педагогической деятельности, художественная впечатлительность. В то же время выявлены и специфичные компоненты, связанные с этапом профессионального становления педагога. В структуре профессиональных способностей опытных учителей ИЗО, в отличие от выпускников и молодых учителей, имеет место интеграция ее педагогического и предметного компонентов. При этом выпускник в большей степени реализует себя как педагог, молодой учитель - как художник (предметник), а опытный - как педагог - художник.
Работа представлена на II научную конференцию студентов, молодых ученых и специалистов с международным участием «Современные проблемы науки и образования», 19-26 февраля 2005г. Хургада (Египет)Библиографическая ссылка
Харламова Т.М. ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 5. – С. 89-90;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8577 (дата обращения: 23.11.2024).