Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ОБЩЕЙ МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ

Шаркова В.А. Коршукова О.А.

Учебное пособие к практическим занятиям по общей микробиологии, вирусологии и иммунологии для студентов медицинских вузов подготовлено коллективом кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии Владивостокского государственного медицинского университета: В.А. Шарковой, Н.Р. Забелиной, Н.М.Воропаевой, Р.Н.Диго, О.А. Коршуковой, Н.В. Карпенко на основе многолетних прошлых разработок, построено с учётом современных требований ряда приказов ФА по ЗР СЦ, министерства высшего и среднего профессионального образования, инструктивных писем и дополнений предметной проблемной комиссии по их преподаванию. Квалификационная характеристика врача лечебного профиля, врача-педиатра и специалистов других профилей предусматривает формирование не только клинициста, но и врача, способного к организации и проведению лечебно-профилактической работы среди взрослых и детей. Помимо общих требований к специалисту: хороших знаний теории главных и смежных профилей, воспитание врача в духе патриотизма, широкой эрудиции, культуры, позволяющих стать достойным представителей российской интеллигенции, он должен иметь хорошую научную и практическую подготовку.

Специалист должен знать:

- основы общетеоретических дисциплин, в том числе и таких, как микробиология, вирусология, микология, паразитология, иммунология, аллергология в объёме, необходимом для решения профессиональных задач, связанных с профилактикой и лечением инфекционных заболеваний;

- анатомо-физиологические, возрастные особенности организма здорового и больного человека, его аутомикрофлоры, иммунокомпетентной системы с учётом её становления и зависимости от времени и экологии среды;

- иммунологической и аллергологической реактивности людей в разные возрастные периоды и в зависимости от условий проживания и труда;

- этиологию, эпидемиологию, патогенез инфекционных заболеваний, значение в их развитии и распространении первичных и вторичных иммунодефицитов, основы и условия формирования очагов болезней цивилизации, профессиональной инфекционной патологии;

- тактику диагностики, лечения, профилактики инфекционных заболеваний, этио-патоге-нетические подходы к ним;

- вопросы асептики и антисептики, оздоровления окружающей среды: основы возможной изменчивости микроорганизмов и значение условно-патогенной микрофлоры;

- значение и характер этиотропных, патогенетических препаратов и возможное влияние последних на организм человека, их иммунокомпетентную систему;

- возможные отклонения в развитии и течении инфекционных заболеваний, в том числе в процессе лечения, предусмотреть возможные осложнения типа аллергии, эндотоксического шока и предупредить их;

- руководящие принципы отечественного здравоохранения, санитарно-эпидемической службы, обеспечивающих ликвидацию, снижение, профилактику инфекционных заболеваний.

Специалист должен уметь:

- на основе имеющихся знаний осуществлять общее микробиологическое и серологическое обследование больных и здоровых людей, оценивать их состояние;

-основываясь на результатах обследования установить диагноз инфекционного заболевания;

- разработать план, стратегию и тактику этиологически и патогенетически обоснованного лечения больного и его реабилитации;

- обрабатывать инфицированные раны, квалифицированно вводить чужеродные лечебно-профилактические иммунные сыворотки и своевременно предотвращать возможные при этом осложнения;

- правильно выбрать, собрать, направить и транспортировать на исследование материал от больного и другие субстраты;

- расшифровать, оценить и правильно интерпретировать результаты современных методов обследования больного и здорового человека; правильно оценить эпидемическую обстановку, степень её опасности, при выявлении инфекционного заболевания, своевременно организовывать и проводить противоэпидемические, карантинные мероприятия, осуществлять тщательный контроль за их выполнением;

- практически добывать и использовать новую научную информацию во всех возможных областях инфектологии, иммунологии и аллергологии.

Для подготовки специалиста в указанных направлениях и предназначен комплекс методических разработок данного учебного пособия. Представленные темы занятий рассмотрены и составлены с учетом развернутой мотивационной характеристики, обозначения учебной цели, выработан алгоритм самостоятельной работы студента, разработаны вопросы самоконтроля, приведен список литературы по каждому разделу, отражены современные методы в микробиологической, иммунологической диагностике, что соответствует программе дисциплины и нормативным документам, активирует познавательную деятельность студента и проверки исходного уровня их знаний, перечня рекомендуемой литературы. Широко использованы графы логических структур по темам общего курса с детальным разбором узловых элементов в общей массе информации. Важным моментом является наличие тестовых заданий для самоконтроля усвоения изучаемого учебного материала, имеются ситуационные задачи, эталоны ответов имеющие соответственно общее теоретическое и прикладное, конкретное назначение, применительно определённым нозологическим видам инфекционной патологии.

Следует подчеркнуть, что в пособии представлен наиболее полный объем тематики по преподаваемым дисциплинам, где регламентируется содержание и процесс преподавания указанных дисциплин, что может быть рекомендовано для широкого применения в учебном процессе медицинских вузов. Пособие утверждено региональным издательским советом, учебно-методическим советом ВГМУ, рецензировано д.м.н., профессором, заведующим кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии АГМА Чубенко Г.И и профессором кафедры общей экологии с курсом микробиологии Дальневосточного Государственного университета, д.б.н., профессором Л.С. Бузолевой. Рецензентами был отмечен методический уровень представления учебного материала, адаптивность его к образовательным технологиям, соответствие материала достижениям науки и клинической практики, точность использования последних классификаций и структур, соблюдение норм современного русского языка. Учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов разных факультетов. В сборнике сочетаются вопросы как общие для всех факультетов, так и частные - для студентов отдельных факультетов. Данное учебное пособие рекомендовано к изданию и представлению к грифованию РАЕ.


Библиографическая ссылка

Шаркова В.А., Коршукова О.А. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ОБЩЕЙ МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9. – С. 18-19;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8696 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674