Учебно-методическое пособие «Инновационный маркетинг», разработанное сотрудниками Сибирского Федерального Университета г. Красноярска: д.э.н., деканом факультета управления и бизнес-технологий ИГУРЭ З.А. Васильевой и заведующей кафедрой маркетинга, к.э.н. И.В. Филимоненко предназначено для магистров, обучающихся по направлению 080500.68 - «Менеджмент», программы: 080500.68.25 - «Маркетинг», 080500.68.29 - «Инновационный менеджмент».
Цель учебно-методического пособия состоит в том, чтобы сформировать у выпускника теоретические знания и практические навыки, необходимые для выбора направлений развития фирмы путем постоянного обновления и совершенствования ассортимента продукции и услуг, разработки системы маркетинговых решений и построения стратегических рыночных карт для инновационных продуктов, что позволит им осуществлять эффективное управление деятельностью компании в соответствии с современными требованиями мировых и региональных рынков.
В результате освоения материалов учебно-методического пособия выпускники углубляют знания, умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности в области марекетинга и менеджмента.
По окончании изучения курса выпускники приобретают следующие виды компетенций:
Общенаучные компетенции: способность выявлять и научно анализировать факторы, влияющие на инновационное развитие организации, способность определять текущие и перспективные сферы деятельности организации.
Общепрофессиональные: умение учитывать тенденции развития и конъюнктуру мировых и региональных товарных рынков при разработке инновационной стратегии развития организации; умение проводить разработку новинок для усиления потенциала роста организации на основе анализа факторов внешней и внутренней среды; способность выделять для организации основные источники инноваций; умение управлять инновационным развитием организации.
Инструментальные: умение исследовать (оценивать и прогнозировать) тенденции развития и коньюнктуры мировых и региональных товарных рынков; умение анализировать потенциал инноваций на базе изучения внешней и внутренней среды организации; умение разрабатывать стратегии развития на основе иерархии целевых установок в области производства, финансов, ценообразования, сбыта; умение оценивать потребности рынка в новых видах продукции и услугах; умение формировать товарный портфель компании с учетом жизненного цикла изделий и услуг и конкурентной позиции на рынке.
Специальные профессиональные: умение прогнозировать развитие спроса, продаж, товарооборота на новые виды продукции; умение разрабатывать стратегические мероприятия, лежащие в основе инновационной стратегии компании; умение оценивать степень новизны предлагаемых рынку товаров и услуг; умение разрабатывать стратегии продвижения идей, новых товаров и услуг, оценивать уровни новизны продукции.
Социально-личностные: умение организовывать, проводить и контролировать инновационный проект организации; знание современных направлений инновационного маркетинга и развития маркетинговой деятельности ведущих компаний на российском и международном рынках; умение обосновывать и аргументировано доказывать необходимые маркетинговые изменения в компании с использованием навыков презентации маркетинговых решений.
Актуальность учебно-методического пособия
Продвижение на рынок новых продуктов является необходимым условием для достижения разнообразных целей и динамичного развития компании: роста прибыли, непрерывности деятельности, наращивания конкурентных преимуществ.
Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка производители продукции или услуг постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами.
В быстро меняющейся среде компания должна постоянно пересматривать направления своей деятельности, т.е. принимать решения о прекращении выпуска одних товаров, модификации других и выпуске новых. Решения о выпуске новых товаров сложны и рискованны, но они чрезвычайно важны для выживания и развития фирмы.
Логика развития бизнеса требует повышения рентабельности производства и расширения ассортимента. Обе эти цели или одну из них можно достичь, разрабатывая новые продукты. Успехи ведущих фирм мира в создании конкурентоспособных изделий, прежде всего, зависят от их инновационной деятельности, направленной на создание принципиально новых изделий. В мировой практике хозяйствования прочно укрепился специальный термин, отражающий эту особенность - «товар рыночной новизны». По оценкам западных специалистов, товар рыночной новизны обеспечивает прибыль, большую на 28%, по сравнению с традиционным. В то же время создание товаров рыночной новизны сопряжено с известным риском. Зарубежная статистика свидетельствует, что только 31 % новых товаров выходит на рынок и лишь 12 % из них получает признание у потребителей.
В процессе создания новинок существует множество проблем, связанных с правильной организацией ее разработки, оценкой спроса, разработкой концепции нового продукта, проведением серии рыночных тестов и т.д.
В настоящее время на рынке научно-образовательной литературы при многообразии источников, посвященных принципам и идеям инновационного менеджмента, наметилось практически полное отсутствие литературных источников, ориентированных на комплексное изложение материалов «инновационного маркетинга».
Структура учебно-методического пособия
Учебно-методическое пособие «Инновационный маркетинг» состоит из 10 тем, последовательно раскрывающих базовые элементы концепции инновационного маркетинга: от видов и источников инновационного развития компании до процесса управления инновациями, включая технологии поиска новых идей, предварительной оценки соответствия, разработки концепции, оценки адекватности и других прикладных инструментов инновационного маркетинга.
В конце каждой темы учебно-методического пособия для проверки уровня усвоения теоретических знаний и умений их практического использования, представлены контрольные вопросы и тестовые задания. В среднем 10 контрольных вопросов и не менее 20 контрольных тестовых заданий по каждой теме.
Изучение материалов пособия базируется на знаниях предшествующих общих математических и естественнонаучных дисциплин, таких как «Математика», «Статистика», «Информатика», «Экономическая теория», а также общепрофессиональных дисциплин «Экономика организации», «Управление проектами», «Маркетинговые исследования», «Ценообразование», «Стратегический маркетинг». Учебная дисциплина «Инновационный маркетинг» дает основу для последующего изучения дисциплин: «Поведение потребителей», «Принятие маркетинговых решений», «Маркетинг услуг» и выполнения научно-исследовательской работы.
Библиографическая ссылка
Васильева З.А., Филимоненко И.В. ИННОВАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ (учебно-методическое пособие) // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9. – С. 91-93;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8817 (дата обращения: 23.11.2024).