Одним из путей повышения качества образовательного процесса в высшей школе является научное исследование проблемы успешности обучения студентов. Что такое успешность обучения? В чем состоят причины и условия неуспешного обучения и каковы пути их преодоления? Таковы некоторые вопросы, в ответах на которые нуждается высшая школа.
При этом мы исходили из того, что учебная успешность определяется как эффективность руководства учебно-познавательной деятельностью обучаемых, обеспечивающего высокие психолого-педагогические результаты при минимальных затратах (материальных, финансовых, кадровых, физических, психологических).
Используя специально разработанную нами социологическую анкету «Студент о своей учебе» мы сделали попытку проанализировать процесс обучения студентов 2-4 курсов Казанского государственного медицинского университета на факультете менеджмента и высшего сестринского образования (МВСО) и установить зависимость успешности обучения от педагогических и социально-психологических факторов.
Всего опрошено 131 человек из 140. 41% ±4,3 принадлежат к группе неуспешных (средний балл успеваемости - 3,75 и ниже), 31% ±4 к среднеуспешным (средний балл успеваемости составляет 3,76 - 4,25), 28%±3,9 - к успешным (средний балл успеваемости составляет 4,26 - 5).
На момент опроса 82% ±3,4 не были обременены собственной семьей.
24% ±3,7 опрошенных всегда планируют свою учебную деятельность, 70%±4 делают это время от времени, 6% ±2 - вообще не планируют ее.
В течение семестра систематически занимаются 34%±4,1 опрошенных, 62%±4,2 делают это время от времени и лишь 4%±1,7 признались, что в течение семестра почти не занимаются. На вопрос «Как часто Вы приходите на занятия неподготовленными?» число лиц, ответивших, что они часто не готовы к занятиям, составляет 50% ±4,4.
Анализ параметров, характеризующих интенсивность учебной деятельности, свидетельствует о том, что на факультете МВСО очень мало лиц, которым учеба дается «с большим трудом» - всего 11%±2,7, зато 46%±4,4 ответили, что учеба дается «трудно», остальные учатся в вузе без особого труда. При этом по мнению опрошенных, 86% ±3 лиц не используют всех своих возможностей, 14% ±3 считают, что занимаются в полную силу.
Приведенные данные свидетельствуют о невысоком уровне интенсивности учебного труда студентов.
Наиболее трудно студентам даются иностранные языки (так ответили 82% ±3,4 опрошенных). Но обращает на себя внимание наибольшая степень легкости при освоении клинических дисциплин (на легкость усвоения дисциплин указали 62%±4,2). О чем это может свидетельствовать? С одной стороны, легкость освоения, возможно, объясняется тем, что все опрошенные до поступления в медицинский университет обучались в медицинских училищах (колледжах), но с другой стороны, учитывая тот факт, что 43%±4,3 опрошенных отметили, что ни учебные, ни научные интересы не связывают их с кафедрами вуза, можно предположить, что содержание программ клинических дисциплин не отражает специфики высшего сестринского образования, и, вероятно, в учебном процессе не нашли должного применения активные методы обучения, включающие в себя, например, решение ситуационных задач (задач на постановку сестринского диагноза и назначение сестринских вмешательств, составление и заполнение сестринской истории болезни и др.).
Каковы субъективные трудности, сопутствующие учебной деятельности студентов? Доминирующей является высокая загруженность заданиями (47%±4,4), на увлеченность другими делами указывают 34% ±4,1 опрошенных, на личную неорганизованность - 26% ±3,8, на отсутствие интереса к предметам, плохие жилищно-бытовые условия - 19% ±3,4.
Какие трудности, по мнению студентов, в наибольшей степени сказываются на успешности учебной деятельности? Ими оказались дефицит времени из-за внеучебных занятий (51%±4,4), необходимость зарабатывать деньги (34%±4,1), недостаточная работоспособность (30%±4). Менее выражены трудности, связанные с неуверенностью в способностях к избранной специальности (15% ±3,1), плохим здоровьем (9% ±2,5) и плохими жилищно-бытовыми условиями (3% ±1,5).
Ссылка на недостаточную работоспособность почти каждым третьим студентом в сочетании с плохим здоровьем ставят проблему более разумной организации учебного процесса. Каковы же его характер и отношение к нему студентов?
Основными его недостатками, по мнению опрошенных, являются неравномерный характер учебной нагрузки (60%±4,3), плохая обеспеченность учебниками и методическими пособиями (59%±4,3). Менее значимыми недостатками являются трудность контактов с преподавателями (18%±3,4), недостаточное количество консультаций (16%±3,2), слабый контроль в течение семестра (15%±3,1), недостаточная помощь в овладении приемами и методами учебного труда (10%±2,6).
62% ±4,3 опрошенных не удовлетворены уровнем самостоятельности на практических занятиях и семинарах.
В преподавании теоретических дисциплин основными недостатками, по мнению опрошенных, являются недостаточная связь учебного материала с будущей профессией (74% ±3,8) и преобладание в лекциях описательного материала (17%±3,3), причем первое обстоятельство является также основным недостатком в преподавании общественных дисциплин: 59% ±4,3 опрошенных студентов считают, что и общественные дисциплины могли бы быть более ориентированы на будущую профессию.
Косвенным показателем неудовлетворительного качества организации учебного процесса может служить характер психофизиологического состояния во время занятий. 49% ±4,4 студентов «довольно часто» во время занятий испытывают состояние сильного утомления, 21%±3,6 - апатии и безразличия, 21%±3,6 - чувство однообразия, 11% ±2,7 -неуверенности в себе.
Анализ отношения к будущей профессии строится на основании ответов студентов на ряд вопросов, характеризующих степень четкости представлений о тех или иных сторонах выбранной профессии, о степени ее привлекательности. Эти ответы свидетельствуют о том, что лишь четвертая часть опрошенных (27%±4) имеют «хорошие» представления о содержании будущей работы, остальные лишь осведомлены о требуемых качествах менеджера, что подтверждает невысокий уровень профессиональной ориентированности студентов.
Обратимся к сравнению социально-психологического профиля у успешно и неуспешно обучающихся студентов. Среди успешно обучающихся большее количество человек сочетают работу с учебой (49% ±8,3 и 24% ±5,9, р<0,05). Неуспешные студенты на момент опроса чаще по сравнению с успешными обременены собственной семьей (33% ±6,5 и 13% ±5,6, р<0,05).
Интерес представляет сравнительный анализ между группами различной успешности по параметрам, характеризующим стиль учебной деятельности.
Успешные по сравнению с неуспешными студентами гораздо чаще всегда планируют свою учебную деятельность (51%±7,6 и 0%, р<0,001). Они же чаще по сравнению с неуспешными систематически занимаются в течение семестра (54%±8,3 и 18%±5,3, р<0,001). Студентов, вообще не занимающихся в течение семестра, среди успешно обучающихся не выявлено, а среди неуспешных таковые составили 26%±6 (р<0,001). Успешные студенты реже по сравнению с неуспешными приходят неготовыми на занятия (30% ±7,6 и 83% ±5,2, р<0,001).
Неуспешным студентам чаще по сравнению с успешными учеба в вузе дается «с большим трудом» (17%±5,2 и 5%±3,6, р<0,05), и в то же время чаще по сравнению с успешными учеба дается «без особого труда» (48%±6,9 и 13%±5,6, р<0,001). При этом успешно обучающиеся чаще считают, что учеба в вузе им дается трудно (81%±6,5 и 35% ±6,5,р<0,001).
Анализ интенсивности учебной деятельности в сравниваемых группах показал следующую картину. Неуспешные студенты чаще по сравнению с успешными считают, что учатся «не в полную меру своих возможностей» (100% ±7,6 и 54% ±8,3, р<0,001).
Теоретические дисциплины труднее даются успешно обучающимся студентам (46% ±8,3 и 22%±5,7, р<0,05). Иностранные языки труднее даются неуспешным студентам (50% ±6,9 и 16%±6,1, р<0,001). Общественные дисциплины легче даются успешным студентам (57% ±8,2 и 20% ±5,5, р<0,001). Клинические дисциплины также легче даются успешно обучающимся (86% ±5,8 и%65 ±6,5, р<0,05). При этом неуспешные студенты достоверно чаще считают, что ни учебные, ни научные интересы не связывают их с кафедрами вуза (76% ±5,9и19%±6,5,р<0,001).
Среди причин неподготовленности к занятиям у неуспешных чаще по сравнению с успешными выявляются такие, как высокая загруженность заданиями (81%±5,4 и 35%±7,9, р<0,001) и личная неорганизованность (35%±6,5 и 0%, р<0,001). В наибольшей степени на результатах учебной деятельности у неуспешных студентов по сравнению с успешными сказываются такие трудности как необходимость зарабатывать деньги (28%±6,2 и 0%, р<0,001), недостаточная работоспособность (26%±6 и 0%, р<0,001).
Неуспешные студенты чаще по сравнению с успешными считают, что основными недостатками образовательного процесса являются плохая обеспеченность учебниками и методическими пособиями (65%±6,5 и 32%±7,8, р<0,01), трудность контактов с преподавателями (24% ±5,9 и 3% ±2,8, р<0,001), недостаточное количество консультаций (13%±4,6 и 0%, р<0,01). Что касается преподавания учебных предметов, то одинаковое число успешно и неуспешно обучающихся студентов не удовлетворены уровнем самостоятельности на практических занятиях и семинарах (р>0,05).
Успешные и неуспешные студенты с равной частотой считают, что основными недостатками в содержании программ теоретических дисциплин являются недостаточная связь учебного материала с будущей профессией и преобладание в лекциях описательного материала, причем первое обстоятельство, по мнению обеих групп опрошенных, является также основным недостатком в содержании программ общественных дисциплин (р>0,05).
Успешные и неуспешные студенты с одинаковой частотой во время занятий «довольно часто» испытывают состояние сильного утомления и чувство однообразия (р>0,05), что подтверждает неудовлетворительное качество организации учебного процесса.
Таким образом, сравнив группы успешных и неуспешных студентов, мы можем также выделить ряд факторов, которые позволяют предполагать их влияние на успешность обучения студентов в вузе.
К ним, в частности, относятся:
1. Социально-психологические факторы: недостаточная сформированность стиля учебной деятельности (несистематичность и непланомерность в учебной работе, плохая самоорганизация); неполное использование всех своих возможностей.
2. Педагогические факторы: неравномерный характер учебной нагрузки; недостаточная связь учебного материала с будущей профессией.
В целом на основании данного исследования можно сделать следующие выводы и высказать следующие рекомендации:
1. Важнейшее значение для успешного обучения в медицинском вузе на факультете МВСО имеет профессиональная направленность студентов. Поэтому необходимо ее формировать, связывать учебный материал с будущей профессией, знакомить с требованиями, которые она предъявляет к личности менеджера и педагога.
2. Необходимо обратить внимание на организацию учебного процесса, в частности на распределение учебной нагрузки, на обеспечение учебниками и методическими пособиями, поскольку это также сказывается на учебной успешности студентов.
3. И, наконец, высшие учебные достижения оказываются возможными только при высоких уровнях сформированности структуры собственной учебной деятельности студентов и их положительной мотивации. Отсюда вытекают 2 главных направления, связанных с предупреждением академической неуспеваемости и отсева студентов: формирование у них оптимальных способов самостоятельного решения учебных, а в будущем и профессиональных задач и, кроме того, высокой положительной мотивации на всех ее иерархических уровнях.
Библиографическая ссылка
Блохина М.В., Вахитов Ш.М., Сытник В.В. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ – ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 2. – С. 52-54;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=9436 (дата обращения: 10.12.2024).