В условиях модернизации современного российского образования и повышения требований к качеству профессиональных знаний будущих специалистов все более значимую роль приобретает поиск инновационных методов и приемов обучения, а также адекватных им форм контроля достижений студентов. Научно обоснованный, тщательно спланированный и рационально организованный контроль за процессом и результатами учебно-познавательной деятельности студентов является одним из важнейших этапов учебно-воспитательного процесса в вузе.
Основное назначение контроля - это проверка усвоения пройденного материала студентами, выяснение качества знаний, умений и навыков. Регулярная проверка знаний вырабатывает у студентов навык самостоятельной работы, привычку к систематическому труду, воспитывает чувство ответственности за добросовестное выполнение работы в определенные сроки, закаляет волю в преодолении трудностей [1].
При изучении курса «Биология с основами экологии» нами применяются различные виды контроля знаний студентов. На первом занятии проводится предварительный контроль с целью диагностики исходного уровня знаний студентов перед изучением биологии с основами экологии. Это позволяет успешно планировать дальнейшую работу со студентами. Предварительный контроль проводится в виде тестирования.
Вторым видом контроля достижений студентов является текущий контроль. Он позволяет определить объем, глубину и качество восприятия учебного материала, своевременно выявить пробелы в знаниях и найти пути их устранения. Текущий контроль предусматривает проведение различных видов тестирования, индивидуальных опросов (устных и письменных), терминологических диктантов, лабораторных работ и т.п. Все это позволяет установить насколько ответственно относятся студенты к изучению дисциплины, стимулировать их интерес и активность во время обучения.
Промежуточный контроль способствует проверке прочности усвоения полученных знаний через более продолжительный период времени. Он охватывает значительные по объему разделы курса, выявляет уровень усвоения знаний темы целиком. При изучении биологии с основами экологии промежуточный контроль проводится в форме коллоквиума. Коллоквиум, как любая форма контроля знаний, выполняет обучающую, воспитывающую и развивающую функции, при этом главной остается контролирующая.
Итоговый контроль по своей сути очень близок с промежуточным контролем, проводится он в конце изучаемого курса в форме экзамена.
Возможность применения различных методов и форм контроля достижений знаний студентов при изучении курса «Биологии с основами экологии» обеспечивается использованием рейтинговой системы в учебном процессе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Лабораторный практикум по теории и методике обучения биологии / Под. ред. А.А. Семенова. Самара: Изд-во СГПУ. 2003. С. 69 - 71.
Библиографическая ссылка
Макарова Е.А. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПО БИОЛОГИИ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 2. – С. 67-68;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=9445 (дата обращения: 10.12.2024).