Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

В российской психологии, прежде всего трудами С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова сде­лана попытка, дать классификацию понятий "способности", "одаренность" и "талант" по еди­ному основанию - успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуаль­но-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание спо­собностей (индивидуально-психологических осо­бенностей), от которого также зависит возмож­ность успеха в деятельности. Многолетние ис­следования творческой деятельности, в частно­сти, структуры одаренности, дают определенные основания для попытки построения некоторых новых теоретических положений относительно динамики и организации творческого процесса, сущности творчества.

В целом же можно представить одарен­ность как систему, включающие следующие ком­поненты: биофизиологические, анатомо-физиологические задатки; сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышен­ной чувствительностью; интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оце­нивать новые ситуации и решать новые пробле­мы; эмоционально-волевые структуры, предопре­деляющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание; высокий уровень продуцирования новых образов, фанта­зия, воображение и целый ряд других.

В нашем исследовании участвовали 78 че­ловек, учащихся 10-11-х классов, 15-16 лет, об­следованных по полной психологической про­грамме. Исследование состояло из двух разделов: в первом изучали показатели креативности; во втором - разноуровневые свойства индивидуаль­ности учащихся.

В современной психологии разработан многоуровневый подход интегрального, систем­ного исследования индивидуальности (Б.Г. Ананьев, 1980; В.С. Мерлин, 1986; Б.А. Вяткин, 2003). В блок личностных свойств вошли: тесты Кэттелла, Леонгарда-Шмишека, Нейротип по З. Фрейду, СМОЛ. Темпераментные свойства: тес­ты ОСТ В.М. Русалова, Айзенка

В соответствии с целью работы и первой задачей, для исследования отличительных ка­честв в особенности мышления, учащиеся были разделены на две группы по степени возрастания креативности. Первая группа названа нами «твор­ческой группой» (в среднем общий балл креатив­ности составлял 66 %), вторая группа - «стерео­типная группа» (22%).

Дисперсионный фактор выявил для твор­ческих способностей, значимость фактора бес­печность - серьезность (p<0.05). То есть серьез­ные лица, умеющие размышлять над последст­виями своих поступков, являются в тоже время творческими. Лица творческой группы нуждают­ся в постоянной опоре, поддержке окружающих, в совете и одобрении (фактор самостоятельности - зависимости, р<0.05). Считается (В.М. Мельни­ков, Л.Т. Ямпольский, 1985), креативность фор­мируется на основе семейной традиции и для его развития требуется эмоциональная стабильность. Для творческой активности ребенка существен­ным является наличие исследовательского ин­стинкта, значение показателя которого обратно пропорционально инстинкту самосохранения (р<0,05).

Полученные результаты работы имеют информационную ценность и могут быть полез­ными как при построении актуальной обобщен­ной теории творческого мышления, так и при разработке различных вариантов системы разви­вающего обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Венгер Л.А. О роли познавательных способностей в процессе обучения дошкольников
    // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, - М, 1998. - С. 203-248.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творче­ство в детском возрасте. М.: Просвещение,1991. -С.3-25.
  3. Дунекр К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышле­ния. - М., 2002. - С. 69-87.
  4. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе // Хрестоматия по общей психоло­гии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петровского. - М.: МГУ, 1981. -С.71-77.