Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

REFLECTION AND INNOVATION AS ESSENSIAL PARTS OF MORDERN HR MANAGEMENT STUDENTS’ TRAINING

Krylova N.Р. 1
1 Cherepovets State University
We have done the analysis of the following notions: “reflection”, “innovation”, “reflective-innovative approach” to HR students management training. The essence of the reflective-innovative approach is under investigation, its peculiarities within management students’ training process. There are conclusions concerning the importance of this approach for modern managers, especially the skill of efficient independent problem solving in fast-changing business environment, active student’s position development, efficient reflective and communicative students’ skills.
reflection
innovation
reflective-innovative approach
HR management
training
management.

Современные условия изменяющейся бизнес среды предъявляют серьезные требования к подготовке управленческих кадров организаций. Отечественный бизнес испытывает острую потребность в эффективных, конкурентно способных управленцах, обладающих качествами конкурентоспособного лидера.

Все больше внимания в образовательном процессе уделяется управлению посредством анализа, рефлексии, которая в свою очередь рождает инновацию.

В процессе преподавания в ВУЗе помимо традиционных методов и подходов к обучению, может использоваться рефлексивно-инновационный подход, в том числе и для подготовки студентов управленческих направлений кафедры управления и экономики.

Учитывая стремительность происходящих изменений в мировом бизнес пространстве, образовательный процесс в контексте подготовки управленческих кадров выдвигает дополнительные вызовы, предъявляемые не только будущим менеджерам, но и преподавателям ВУЗов, предполагая особую гибкость в построении учебного процесса, нахождение новых эффективных путей подготовки будущих управленцев.

Таким образом, остается актуальным вопрос об использовании эффективных методов и подходов к подготовке компетентных высококвалифицированных специалистов в области управления, способных принимать оперативные решения в быстро изменяющихся условиях бизнес среды.

Важнейшими характеристиками современного менеджера выступают как профессиональные, так и личностные компетенции: не только глубокие знания в профессиональной сфере, коммуникабельность, гибкость мышления, но и рефлексивные навыки, умение находить нестандартные решения проблемных вопросов в предлагаемых ситуациях.

Целью исследования является изучение особенностей использования рефлексивно-инновационного подхода в процессе подготовки студентов вуза специальности «Менеджмент».

Методологическую основу исследования составляют труды, посвященные рефлексивно-инновационному подходу в подготовке управленческих кадров (Варламова Е.П., Маслов С.Н., Степанов С.Ю. и др.) [4, 5].

Методами исследования послужили: анализ научной литературы, теоретический анализ, синтез, наблюдение.

В начале 21 века продолжается процесс изучения нового типа объекта – самоорганизующихся и саморазвивающихся систем (Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов и др.), в рамках данной теории современное образование представляет собой саморазвивающуюся систему, в которой происходит перенос акцента с обычного процесса накопления знаний на формирование личности, активно и самостоятельно добывающей знания, личности готовой к самоорганизации своей деятельности [3].

В данной связи происходит активный переход от традиционных, стабильных способов управления к более динамичным технологиям, которые предполагают сотворчество преподавателя и обучаемых, рефлексию, самоанализ своей деятельности. На смену пассивному слушанию и заучиванию «готовых истин» студентам предлагается самим стать активным участником процесса познания и открытия нового знания. Таким образом, становится необходимым активное включение рефлексивных механизмов, процесс сотворчества, диалогового взаимодействия преподавателя и студентов.

Исследование рефлексивно-инновационного подхода в подготовке управленческих кадров представляет большой интерес и актуальность в сфере подготовки управленческого персонала в высших учебных заведениях [1], 2].

Рефлексивно-инновационный подход в подготовке будущих управленцев рассматривает образовательный процесс в вузе как технологию, в которой учебная деятельность студентов осуществляется в логике инновационной, ее неотъемлемым компонентом становится рефлексия, и инновация, а обучение приобретает характер межсубъектного диалогического взаимодействия преподавателя и студентов.

Включение рефлексивных практик в процесс обучения рождает инновацию, новый субъектный опыт обучаемого. Сама инновация в процессе подготовки управленческих кадров обеспечивается через актуализацию субъектного опыта обучаемых, включение в образовательный процесс специальных рефлексивных практик, обучение студентов – будущих менеджеров проектировочным, коммуникативным, рефлексивным умениям. Именно включение рефлексии в образовательный процесс способствует стимулированию активной позиции обучаемых, критическому осмыслению, оценке своей деятельности, активному способу решения поставленной проблемной задачи [1].

В данном контексте понятие «инновация» рассматривается не просто как создание новшеств, но как качественное изменение в образе деятельности, стиле мышления [2]. Инновация в образовательной подготовке будущих управленцев характеризуется поисковым, исследовательским стилем деятельности, выходом на получение нового субъектного опыта обучаемых.

Рефлексия и инновация выступают альтернативными технологиями в применяемых методах и формах обучения управленцев, их использование нацелено, прежде всего, на развитие активных способов освоения нового опыта, знания, креативности мышления, инициативы, создавая благоприятные условия для позитивного саморазвития будущих управленцев, формируя инициативных руководителей нового типа в условиях жесткой конкурентной среды.

Формы и методы работы в контексте данного подхода переносят акцент на познавательную, активную позицию обучаемого, открывающего знание самостоятельно, приобретающего данное знание как некий новый опыт, а не готовую транслируемую истину, способствуя становлению проектировочных, коммуникативных, рефлексивных компетенций обучаемых.

Для развития рефлексивно-инновационных навыков в качестве эффективных методов и форм, применяемых на занятиях со студентами можно привести следующие: разрешение проблемно-конфликтных ситуаций, бизнес-кейсов, ролевых игр, составление ассоциограмм, методик рефлепрактики. Данные формы работы активно используются преподавателями кафедры в ходе обучения таких дисциплин, как «Основы бизнеса», «Маркетинг», «Менеджмент», «Теория и практика ведения переговоров» и пр. Указанные методы и обучающие формы направлены на выявление субъектного опыта студентов, переосмысление прежнего и создание нового опыта деятельности субъекта через разрешение проблемно-конфликтной ситуации, созданной в условиях обучающей ситуации.

Использование рефлексивно-инновационного подхода в подготовке управленческих кадров способствует развитию аналитических, рефлексивных умений, формирует инициативную позицию студентов, повышая в итоге их уровень профессиональных и личностных компетенций на рынке кадрового менеджмента.