Банковский маркетинг в Казахстане находится в развивающейся стадии и поэтому об эффективной и успешной работе большинства банков в этой сфере говорить еще рано. В данной статье мы рассмотрим одну из причин такой ситуации.
Западные банки уделяют значительное внимание проведению маркетинговых исследований на рынке банковских услуг, в результате которых им удается привлечь новых клиентов на выгодных для них условиях и, в конечном итоге, оказаться в выигрыше самим. В Казахстане развитие банковского маркетинга и проведение маркетинговых исследований затрудняется, прежде всего, его высокими издержками. Масштабные маркетинговые исследования отличаются дороговизной и поэтому только очень крупные и успешные банки могут позволить себе проводить их по рассмотренным в данной работе направлениям.
Основной целью исследования является раскрыть роль и значение маркетинговых исследований в банковском секторе.
Материалы и методы исследования
Значительный вклад в исследовании банковского маркетинга внесли российские и зарубежные ученые В.Т. Севрук, И.О. Спицин, Я.О. Спицин, Э.А. Уткин и другие. Исследование базируется на использовании научных методов: обобщения от частного к общему и от общего к частному, анализа, прогнозирования, экономической оценки (аналогии). В ходе написания статьи использованы различные источники литературы: научная литература, статистические данные и т.д.
Результаты исследования и их обсуждение
Целью деятельности коммерческого банка является максимизация прибыли от реализации банковских услуг. Одну из ведущих ролей на пути достижения этой цели играет эффективное использование средств банковского маркетинга [1,с. 89].
Основной задачей банковского маркетинга является продвижение продукции на рынке и занятие на нем оптимальной позиции. Эта задача реализуется через функции банковского маркетинга, например, анализ окружающей среды, планирование продуктового ряда, управление потребительским спросом, рекламу и другие. Очевидно, что для успешного осуществления своей деятельности, банку необходимо обладать как можно более полным комплексом сведений о состоянии рынка. Чтобы решить эту задачу, маркетологи применяют специальные инструменты – маркетинговые исследования и анализ полученных результатов.
Исследования охватывают весь процесс маркетинга – от поиска новых идей и видов банковских продуктов (услуг) до их использования конечным потребителем. Поэтому маркетинговому исследованию подвергаются все виды деятельности и сферы банковского маркетинга, а именно сами банковские продукты, вкладчики (инвесторы-покупатели, инвесторы-продавцы), финансовые рынки, места (пункты) реализации, реклама и т.д.
Маркетинговые исследования включают в себя целый комплекс видов деятельности: анализ возможностей финансового рынка и его секторов; изучение поведения потребителей банковских услуг; изучение банков-конкурентов на финансовом рынке; изучение банковских продуктов по их качеству, привлекательности и др.; анализ данных о реализации банковских продуктов; действие экономических, политических, технологических, культурных и других факторов, влияющих на рынок банковских продуктов и услуг; маркетинговая инфраструктура рынка, то есть наличие в достаточном количестве посредников для продажи банковских продуктов, филиалов банка в различных регионах и т.п.; средний уровень цен на банковские услуги; выбор «ниши», т.е. наиболее благоприятного сегмента рынка банковских услуг.
Рассмотрим каждое из них. Что касается первого, то здесь нужно сказать, что национальный финансовый рынок, кроме банковского сектора включает в себя: денежный рынок, валютный рынок, рынок пенсионных услуг, рынок ценных бумаг, рынок страховых услуг и рынок небанковских финансовых учреждений.
Изучение поведения потребителей банковских услуг частично пересекается с изучением рынка, в общем, конкретизируя его. Оно включает: более подробный анализ клиентуры и ее сегментирование по географическому, демографическому, психографическому и поведенческому признакам; изучение стимулов, заставляющих покупателей приобретать продукт, производимый рассматриваемым банком. При этом учитывается удобство его приобретения, цена, предоставление дополнительных услуг и т.п.; изучение возможностей воздействия на клиентов и их информирования путем использования рекламы, публикаций в СМИ, участия в выставках и т.п.; изучение реакции потребителей на выпускаемые товары и тенденций развития спроса [2, с. 67].
Для получения такой информации наиболее эффективным является личный опрос клиентов, но могут использоваться и другие формы опросов. Применяется также метод наблюдения (например, при сегментировании потребителей в пределах микрорайона с учетом наличия общественного транспорта, интенсивности дорожного движения и т.п.). В результате, банк определяет профиль своего сегмента потребителей и, ориентируясь на него, выстраивает свою дальнейшую маркетинговую стратегию, стараясь сохранить прежних клиентов и привлечь новых.
Изучение банков-конкурентов на финансовом рынке включает в себя несколько задач: выявление конкурентов, которое представляет собой анализ банков, занимающих рассматриваемый сектор рынка и их продуктов; выявление приоритетных целей конкурентов; выявление стратегий конкурентов – это поиск и анализ сведений о маркетинговом комплексе конкурентов, в том числе о характерных особенностях их банковских продуктов, особенностях обслуживания клиентов, зоне распространения услуг и т.п.; преимущества и недостатки конкурентов с точки зрения потребителей. Опрос клиентов при таком направлении исследований применяется нечасто. В основном пользуются методами наблюдения, изучения публикаций, получения информации у официальных организаций. Получаемая таким образом информация очень помогает банку в конкурентной борьбе, так как она включает точные сведения о слабых сторонах банках – конкурентов. Результатом исследований является выработка конкурентной стратегии и возможность занять наиболее благоприятное положение в своей рыночной нише. Изучение банковских продуктов по их качеству, привлекательности и др. Сюда входит анализ предоставляемых банковских, депозитных, кредитных услуг, посредническая деятельность, валютные операции банков и др.
Анализ данных о реализации банковских продуктов. На основе данных Комитета по надзору финансового рынки и финансовых организаций НБ РК представляем динамику депозитов физических и юридических лиц за 2011–2013 годы. В табл. 1 представлен рэнкинг отечественных банков по вкладам физических лиц (ТОП-20 крупнейших банков).
Безусловными лидерами по приросту депозитов являются ДО АО «Банк ВТБ» (Казахстан) и АО «Банк RBK», которые по итогам 2013 года показали прирост вкладов по физическим лицам в 2 раза по сравнению с 2012 годом, а в 2012 году по сравнению с 2011 годом эти банки увеличили вклады физических лиц в 2,2 и 2,7 раза соответственно.
Существенный прирост в 2013 году по сравнению с 2012 годом наблюдался в банках – ДБ АО «Сбербанк», АО «Жилстройсбербанк», АО «Евразийский Банк» и АО «Цеснабанк» – 87,6 %, 47,5 %, 43 % и 34,7 % соответственно, а в 2012 по сравнению с 2011 годом ДБ АО «Сбербанк», АО «Жилстройсбербанк», АО «Евразийский Банк» и АО «Цеснабанк» также показывали увеличение на 68,75 %, 79 %, 53,3 % И 60,3 % соответственно.
Следует отметить, что значительно поменял свои позиции ДО АО Банк ВТБ (Казахстан), поднявшись до 17-го места, АО «Банк RBK» с 18-го до 14-го места, ДБ АО «Сбербанк» с 9-го до 7-го места. Остальные банки претерпели незначительные изменения.
Тройка лидеров по привлеченным вкладам АО «Народный Банк Казахстана», АО «Казкоммерцбанк» и АО «БанкЦентрКредит» удерживают свои позиции в данной категории и показывают стабильный рост на протяжении последних трех лет. На рис. 1 представлена динамика структура рынка депозитных услуг для физических лиц за последние три года. Очевидно, что три лидирующие позиции на данном рынке неизменно занимали Народный Банк Казахстана (доля в среднем составляла 38,5 %), Казкоммерцбанк (в среднем -30,3 %), Банк Центр Кредит Банк (в среднем – 34,4 %).
 
Рис. 1. Динамика структуры рынка депозитных услуг для физических лиц, в %
Таблица 1
Рэнкинг банков по вкладам физических лиц (ТОП-20 крупнейших банков) млн. тенге
| Место в рэнкинге | Наименование банка | Вклады физических лиц | ||||||||
| 01.01.12 | 01.01.13 | 01.01.14 | 01.01.12 | 01.01.13 | Отклонение 2012 г./ 2011 г. ( %) | Доля вкладов физических лиц в обязательствах на 01.01.13 | 01.01.14 | Отклонение 2013 г./ 2012 г. ( %) | Доля вкладов физических лиц в обязательствах на 01.01.14 | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 
| 1 | 1 | 1 | АО «Народный Банк Казахстана» | 559 209,1 | 686 426,5 | 22,7 | 33,7 | 799 852,9 | 16,5 | 38,5 | 
| 2 | 2 | 2 | АО «Казкоммерцбанк» | 550 670,9 | 621 488,6 | 12,9 | 29,7 | 647 284,8 | 4,2 | 30,3 | 
| 3 | 3 | 4 | АО «БанкЦентрКредит» | 376 138,5 | 391 869,3 | 4,2 | 40,4 | 339 903,5 | – 13,3 | 34,4 | 
| 4 | 5 | 5 | АО «БТА Банк» | 302 213,8 | 291 932,9 | – 3,4 | 22,3 | 297 085,2 | 1,8 | 31,9 | 
| 5 | 4 | 3 | АО «kaspibank» | 222 723,8 | 319 162,0 | 43,3 | 61,1 | 408 425,4 | 28,0 | 53,3 | 
| 6 | 6 | 6 | АО «АТФБанк» | 155 200,3 | 211 478,9 | 36,3 | 27,0 | 227 934,8 | 7,8 | 27,6 | 
| 7 | 8 | 10 | АО «Альянс Банк» | 112 836,5 | 156 468,6 | 38,9 | 27,8 | 161 047,6 | 2,9 | 29,2 | 
| 8 | 7 | 8 | АО «Цеснабанк» | 99 337,7 | 159 218,6 | 60,3 | 28,0 | 214 415,5 | 34,7 | 25,2 | 
| Окончание табл. 1 | ||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 
| 9 | 9 | 9 | АО «Жилстройсбербанк Казахстана» | 73 736,4 | 131 972,5 | 79,0 | 68,8 | 194 610,4 | 47,5 | 75,8 | 
| 10 | 10 | 7 | ДБ АО «Сбербанк» | 70 566,6 | 119 053,2 | 68,7 | 18,5 | 223 374,6 | 87,6 | 24,3 | 
| 11 | 11 | 11 | АО «Евразийский Банк» | 63 659,1 | 97 570,7 | 53,3 | 23,3 | 139 570,9 | 43,0 | 26,4 | 
| 12 | 13 | 13 | АО «Нурбанк» | 54 234,9 | 46 815,6 | – 13,7 | 25,4 | 54 232,6 | 15,8 | 25,8 | 
| 13 | 12 | 12 | АО «Темирбанк» | 45 896,6 | 53 797,1 | 17,2 | 24,5 | 66 185,8 | 23,0 | 27,8 | 
| 14 | 14 | 15 | ДБ АО «HSBC БАНК КАЗАХСТАН» | 21 738,8 | 28 824,2 | 32,6 | 18,9 | 31 819,8 | 10,4 | 19,8 | 
| 15 | 18 | 18 | АО «Казинвестбанк» | 11 412,8 | 10 534,1 | – 7,7 | 10,0 | 8 187,0 | – 22,3 | 10,0 | 
| 16 | 16 | 16 | АО «ДБ»АЛЬФА-БАНК» | 10 673,7 | 15 398,6 | 44,3 | 13,3 | 23 098,1 | 50,0 | 15,8 | 
| 17 | 19 | 19 | АО «Delta Bank» | 6 239,2 | 9 567,6 | 53,5 | 7,8 | 7 362,4 | – 23,0 | 0,04 | 
| 18 | 15 | 14 | АО «Банк RBK» | 6 099,6 | 16 453,8 | в 2,7 раза ув. | 22,4 | 33 764,2 | в 2 раза ув. | 16,4 | 
| 19 | 17 | 17 | ДО АО Банк ВТБ (Казахстан) | 4 736,2 | 10 651,2 | в 2,2 раза ув. | 13,4 | 20 064,1 | в 2 раза ув. | 15,9 | 
| 20 | 20 | 20 | АО «Ситибанк Казахстан» | 4 419,7 | 5 097,4 | 15,3 | 1,9 | 4 465,1 | – 12,4 | 1,6 | 
| ИТОГО | 2 751 744,2 | 3 383 781,4 | 23,0 | 29,6 | 3 902 684,7 | 15,3 | 30,5 | |||
| ВСЕГО | 2 764 070,2 | 3 415 105,0 | 23,5 | 28,8 | 3 949 434,3 | 15,6 | 30,9 | |||
Примечание. Таблица составлена по данным из [3].
Рассмотрим рэнкинг коммерческих банков по вкладам юридических лиц (ТОП-20 крупнейших банков (табл. 2).
 
Рис. 2. Количество филиалов банков второго уровня на 01.09.2014 г.
Таблица 2
Рэнкинг банков по вкладам юридических лиц (ТОП-20 крупнейших банков) млн. тенге
| Место в рэнкинге | Наименование банка | Вклады юридических лиц | ||||||||
| 01.01.12 | 01.01.13 | 01.01.14 | 01.01.12 | 01.01.13 | Отклонение 2012 г./ 2011 г. ( %) | Доля вкладов юридических лиц в обязательствах на 01.01.13 | 01.01.14 | Отклонение 2013 г./ 2012 г. ( %) | Доля вкладов юридических лиц в обязательствах на 01.01.14 | |
| 1 | 1 | 2 | АО «Народный Банк Казахстана» | 960 069,2 | 969 614,1 | 1,0 | 47,6 | 886 069,4 | – 7,7 | 42,6 | 
| 2 | 2 | 1 | АО «Казкоммерцбанк» | 828 371,4 | 861 363,3 | 4,0 | 41,1 | 985 668,1 | 19,0 | 46,2 | 
| 6 | 4 | 5 | АО «БанкЦентрКредит» | 315 413,6 | 361 717,9 | 14,7 | 36,9 | 444 361,8 | 22,8 | 45,0 | 
| 3 | 8 | 8 | АО «БТА Банк» | 433 871,5 | 249 252,3 | – 42,5 | 19,0 | 253 670,3 | 1,8 | 19,8 | 
| 13 | 15 | 10 | АО «kaspibank» | 95 330,7 | 93 619,0 | – 1,8 | 17,9 | 179 147,6 | 91,4 | 23,3 | 
| 4 | 6 | 6 | АО «АТФБанк» | 367 471,4 | 261 985,9 | – 28,7 | 33,6 | 329 358,1 | 25,7 | 39,9 | 
| 9 | 10 | 12 | АО «Альянс Банк» | 179 667,8 | 177 936,1 | – 1,0 | 31,6 | 145 012,4 | – 18,5 | 26,3 | 
| 8 | 5 | 4 | АО «Цеснабанк» | 241 883,9 | 356 697,4 | 47,5 | 62,8 | 474 021,2 | 32,9 | 55,7 | 
| 19 | 20 | 20 | АО «Жилстройсбербанк Казахстана» | – | – | – | – | – | – | – | 
| 5 | 3 | 3 | ДБ АО «Сбербанк» | 318 345,9 | 374 716,5 | 17,7 | 58,2 | 474 200,3 | 26,5 | 51,6 | 
| 10 | 9 | 9 | АО «Евразийский Банк» | 166 272,4 | 198 099,3 | 19,1 | 47,4 | 244 951,4 | 23,6 | 46,3 | 
| 11 | 13 | 17 | АО «Нурбанк» | 105 691,2 | 100 165,5 | – 5,2 | 54,3 | 93 606,9 | – 6,5 | 44,6 | 
| 14 | 12 | 13 | АО «Темирбанк» | 89 457,4 | 102 906,4 | 15,0 | 47,0 | 121 595,0 | 18,2 | 51,0 | 
| 12 | 11 | 15 | ДБ АО «HSBC БАНК КАЗАХСТАН» | 101 736,9 | 109 437,2 | 7,6 | 71,7 | 109 9439,0 | 0,5 | 68,3 | 
| 16 | 16 | 19 | АО «Казинвестбанк» | 50 465,5 | 88 019,4 | 74,4 | 84,8 | 68 241,0 | – 22,5 | 83,1 | 
| 17 | 17 | 16 | АО «ДБ»АЛЬФА-БАНК» | 48 825,5 | 67 359,3 | 38,0 | 58,2 | 94 998,5 | 41,0 | 64,9 | 
| 15 | 14 | 14 | АО «Delta Bank» | 62 073,1 | 96 986,4 | 56,2 | 79,4 | 116 463,9 | 20,0 | 69,3 | 
| 20 | 18 | 11 | АО «Банк RBK» | – | 48 910,9 | 100 | 66,6 | 148 282,7 | в 3 раза ув. | 71,8 | 
| 18 | 19 | 18 | ДО АО Банк ВТБ (Казахстан) | 23 916,5 | 39 564,7 | 65,4 | 49,8 | 72 516,8 | 83,3 | 57,4 | 
| 7 | 7 | 7 | АО «Ситибанк Казахстан» | 311 495,1 | 257 571,8 | – 17,3 | 95,0 | 265 419,4 | 3,0 | 96,8 | 
| ИТОГО | 4 700 359,0 | 4 815 923,4 | 2,5 | 95,6 | 5 507 533,8 | 14,4 | 43,1 | |||
| ВСЕГО | 5 034 962,8 | 5 118 368,7 | 1,7 | 44,8 | 5 896 175,6 | 15,2 | 44,1 | |||
Примечание. Таблица составлена по данным из [3].
По приросту вкладов юридических лиц в 2013 году лидером является АО «Банк «RBK»: объем вкладов по сравнению с 2012 годом увеличился в 3 раза. Также значительное увеличение по вкладам в 2013 году наблюдалось у банков АО «kaspibank», ДБ АО Банк ВТБ (Казахстан), АО ДБ «Альфа-Банк» – 91,4 %, 83,3 % и 41 % соответственно. Увеличение объема вкладов в этих банках повлияло на их места в рэнкинге следующим образом: АО «kaspibank» с 15-го места поднялся на 10-е, ДБ АО Банк ВТБ (Казахстан) с 19-го на 18-е, АО ДБ «Альфа-Банк» с 17-го на 16-е. В 2012 году по сравнению с предыдущим годом снижение объема вкладов юридических лиц наблюдалось у следующих банков: АО «БТА Банк» – на 42,5 %, АО «АТФБанк» – на 28,7 % и АО «Ситибанк Казахстан» – на 17,3 %, хотя это не повлияло на их места в рэнкинге.
Действие экономических, политических, технологических, культурных и других факторов, влияющих на рынок банковских продуктов и услуг. Эти факторы составляют окружающую среду маркетинга и относятся к неконтролируемым факторам окружающей среды, влияющим на результаты маркетинговых исследований.
По результатам исследования банк предпринимает определенные действия, а дальнейший мониторинг показывает, насколько они были успешны, а значит, и насколько верно маркетинговое исследование отразило реальное положение дел.
Маркетинговая инфраструктура рынка, то есть наличие в достаточном количестве посредников для продажи банковских продуктов, филиалов банка в различных регионах.
Для получения этих сведений используются различные методы исследований. В некоторых случаях необходим опрос потребителей (в основном при анализе клиентуры), но чаще рынок изучается по различным публикациям, документам и т.п. Банк может обращаться за информацией в специальные организации, изучающие и анализирующие финансовые процессы на банковском рынке. Основным источником информации коммерческих банков выступает официальный сайт Комитета по надзору финансового рынка и финансовых организаций НБ РК (www.afn.kz), сайт казахстанской фондовой биржи (www.kase.kz), где банки публикуют ежеквартальные финансовые отчеты и ежегодная аудиторская отчетность, а также официальные вебсайты банков-конкурентов. Немаловажную роль также играет самостоятельное наблюдение за поведением потребителей, банков-конкурентов и протеканием рыночных процессов. На основе полученной информации руководство банка оценивает привлекательность рассматриваемого рынка исходя из его размеров, темпов роста, наличия входных барьеров и других критериев. В результате принимается или не принимается решение о внедрении определенного банковского продукта [4,с. 231].
Заключение
Результаты всего комплекса маркетинговых исследований используются для формирования наиболее эффективной маркетинговой стратегии банка. Она содержит два блока информации: прогноз развития целевого сегмента рынка и варианты изменения, в соответствии с ним, маркетингового комплекса банка (например, внедрение новых банковских продуктов, изменение зоны обслуживания и т.п.). При правильной разработке стратегии работа банка становится более эффективной, и он без труда может победить конкурентов, не использующих средства маркетинга или использующих их не в полной мере. В итоге банк добивается увеличения прибыли, что является его основной целью. Таким образом, маркетинговые исследования при своей кажущейся незначительности являются важным этапом в достижении генеральных целей банка, которым нельзя пренебрегать. Поэтому следует ожидать, что при глобальном внедрении маркетинговых исследований в практику казахстанских банков произойдет значительный скачок в их развитии. При этом будет улучшено как финансовое положение самих банков, так и уровень обслуживания клиентов, ассортимент банковских продуктов и прочие маркетинговые показатели.



