Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

PSYCHOLOGICAL DIAGNOSIS OF THE IMPACT OF THE INTERNET FOR TEENAGERS’ PERSONAL QUALITIES

Sabirova R.S. 1 Abilkasimova G. 1
1 Acad. E.A. Buketov Karaganda State University
2428 KB
The present study analyzes the impact of the Internet on the personal qualities of adolescent children. The choice of topic is caused by ubiquitous access to a worldwide network of children, personal characteristics of whom are in the process of formation. The purpose of research is the study of the impact of the frequent use of the Internet on the personal characteristics of children of teenage age. Study sample comprised students of 7–8 grades of secondary school № 95 of Karaganda in the amount of 60 people, 30 of whom are active users of the Internet (the experimental group), and 30 are teens who use the network relatively rare (control group). The study is based on the analysis of the use of such techniques as psychodiagnostic questionnaires, research technique of the level of communicative tolerance of V.V. Boyko, questionnaire «the Self-relation» of V.V. Stolin, FPI questionnaire. Conclusions were drawn on the basis of empirical data. The main differences between children, using the Internet often, as opposed to children who access the network rarely are the categorical assessments of people, the inability to hide unpleasant feelings for the other person, the desire to make a convenient partner for himrself, lack of interest in other people’s difficulties, at the same time – adaptability to the nature of the interlocutor, the desire to evaluate the situation arises, focus on their own feelings, some difficulties in relationships with others.
Internet
adolescent children
personal qualities
analysis
questionnaire
the relationship

Развитие Интернет-технологий в современном мире, а также их воздействие на психическое состояние подрастающего поколения стало предметом изучения исследователей разных сторон человеческой жизнедеятельности. Актуальность данной проблемы связана с широким распространением и повсеместной доступностью инструментов Интернет и виртуальных социальных сетей в тесной взаимосвязи с незрелостью структурных составляющих психики детей подросткового возраста [1]. Целью настоящей статьи является исследование воздействия интенсивного использования сети Интернет на личностные особенности детей подросткового возраста. Рассмотрение данного возрастного периода связано с активным развитием процесса социализации личности в условиях информационного общества, и, как следствие, их подверженностью влиянию (как позитивному, так и негативному) окружающей социальной среды [5].

Автор исходил из предположения о наличии устойчивой зависимости между частым использованием инструментов Интернет и личностными особенностями подростков.

Выборкой для исследования стали учащиеся 7–8-х классов СОШ № 95 города Караганды в количестве 60 человек, 30 из которых являются активными пользователями Интернет (экспериментальная группа), 30 – подростки, пользующиеся сетью относительно редко (контрольная группа).

В исследовании нами были использованы такие научные методы как анкетирование [3], методика исследования уровня коммуникативной толерантности В.В. Бойко [2], опросник «Самоотношение» В.В. Столина [4], опросник FPI.

Обработка результатов анкетирования позволили выявить, во-первых, факт использования интернет всеми испытуемыми в возрасте 13–14 лет. при этом, однако, результаты отличаются при рассмотрении вопроса о частоте использования сети. Так, в контрольной группе этот показатель составил 33 % (приьегающие к помощи Интернет один раз в неделю), в экпериментальной – 55 % (пользующиеся Интернет каждый день).

Далее мы обратились к применению методики исследования уровня коммуникативной толерантности В.В. Бойко, результаты в экспериментальной группе которого позволили выявить, что наиболее высоким показателем в контрольной группе является категоричность в оценках людей – 7 баллов (результат 14 % испытуемых). Далее следуют показатели по шкалам неумение скрывать неприятные чувства к собеседнику – 6,8 баллов (у 13 % испытуемых), а также стремление сделать партнера по общению удобным для себя – 6,9 баллов (у 13 % испытуемых). Эти результаты объясняются психологическими особенностями детей подросткового возраста, что обусловлено наличием определенной категоричнсоти в суждениях. Следующие показатели хараткеризуются наличием определенной взаимосвязи – нежелание принимать индивидуальные особенности собеседников (5,4 балла у 11 % испытуемых), а также восприятие себя как образца для оценки окружающих, равный 5,1 у 10 % оптантов. Данные свидетельствуют о приоритетености значения собственных результатов перед целями других людей, имеющей, однако, ситуативный характер, обусловленный внешними причинами. Менее низкими значениями характеризуются такие показатели как стремление к перевоспитанию собеседника, равный 4,8 баллам у 9 % опрошенных, а также нежелание мириться с дискомфортом, равный 4,5 баллам у 9 % испытуемых. Приведенные данные говорят о способности подростков контрольной группы достаточно терпеливо относиться к особенностям окружающих, а также к их проблемам.

Обратимся к рассмотрению и интерпретации результатов, полученных в ходе обработки данных экспериментальной группы. Подросткам, использующих всемирную сеть чаще, соответствуют высокие показатели по таким шкалам как стремление переделать пратнера в соответствии с собственным видением, равный 10,9 баллам у 15 % испытуемых; неумение скрывать негативные эмоции по отношению к собеседнику – 10,6 баллов у 14 % опрошенных; отсутствие умения прощать ненамеренные поведенческие ошибки, равный 10,4 баллам у 14 % подростков. Мы видим, что испытуемым экспериментальной группы свойственны такие личностные особенности как отсутствие терпимости к характерным проявлениям окружающих, неумение и нежелание приспособиться к ним. Средние показатели были выявлены по следующим шкалам: отсутствие способности терпеть дискомфорт психического или физического характера, равный 9,2 баллам у 12 % испытуемых, уровень приспособляемости к особенностям окружающих – 8,6 баллов у 12 % ребят; а также категоричность по отношению к другим – 7,4 баллов (10 % оптантов). Полученные данные позволили нам сделать вывод, что подростки экспериментальной группы отличаются нетерпимым отношением к трудностям окружающих, возможным приспособлением к установкам собеседника, стремятся дать всему происходящему соответствующие оценки. Низкими показателями характеризуются такие шкалы как нежелание принимать индивидуальные особенности других людей – 3,3 балла (4 % подростков), рассмотрение собственной личности в качестве образца при оценивании окружающих, равный 4,8 баллов у 6 % подростков.

Методика исследования самоотношения В.В. Столина, позволяющего выявить три урвня самоотношения: глобальное самоотношение; самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; уровень готовности к конкретным действиям в отношении к своему «Я».

Рассмотрим результаты обработки полученных в ходе исследования данных в контрольной группе. Так, наиболее высокий показатель, равный 11,7 баллам (у 20 % испытуемых) был выявлен по шкале самоуважения, в то время как в экспериментальной группе данный показатель оказался на низком уровне – всего 3,9 баллов (у 7 % опрошенных), что свидетельствует об уважении к себе в большей степени у подростков, редко использующих интернет, нежели у подростков экспериментальной группы. Текущее положение может быть обусловленно расширенным кругозором подростков, у которых остается больше времени на приобретение знаний в рамках школьной программы, осуществление общественно полезных функций, которые дают им возможность самореализации и обретения статуса среди друзей. Далее в контрольной группе наблюдаем следующие показатели: средний балл таких показателей как аутосимпатия, ожидаемое отношение от других, самоуверенность, отношение других, самопринятие, составил 4,9 (у 8 % оптантов); несколько более высокий средний балл – 5,1 (у 9 % оптантов) был определен по таким шкалам как саморуководство, самопоследовательность, самообвинение, самопонимание. Показатель по шкале самоинтереса оказался ниже среднего – 3,2 балла (у 5 % испытуемых). Это может свидетельствовать о направленности когнитивных процессов подростков, редко обращающихся к сеит Интернет, на освоение знаний извне, а не на самоанализ.

В группе подростков, часто обращающихся к Интернет, которые составили экспериментальную группу, были выявлены высокие показатели по шкалам аутосимпатия – 10,2 балла (18 %), ожидаемое отношение от других – 9,6 балла (17 %), самоинтерес – 6,7 баллов (12 %). Наименее высокий результат выявлен по шкалам саморуководство, самопоследовательность – 3 балла (5 %), самообвинение – 3,3 балла (6 %), самоуверенность – 3,7 баллов (6 %). Среднее значение показателей по остальным шкалам – самоуважение, отношение других, самопринятие, самопонимание, составило 4 балла (у 7 % испытуемых). Полученные данные говорят о высоком уровне самопринятия, самоизучения, самоанализа, о высоком уровне эмпатии собственных чувств, не ориентированные на другого человека. Одновременно, наблюдается высокий уровень ожидания подобного отношения к себе со стороны окружающих. Полагаем, это может быть обусловлено с выявленным неумением понимать чувства другого человека.

На следующем этапе исследования был проведен анализ уровней субъективного контроля по методике Дж. Роттера, в основу которого легли две группы утверждений. Во-первых, различие людей между собой в зависимости от образа локализации контроля над важными для них событиями. По этому показателю возможно разделение людей на два типа: экстернальный, когда человек убежден, что все явления касательно его жизни – это результат воздействия сил извне; интернальный, когда человек соотносит значимые события как результат собственной активности. Во-вторых, универсальный характер локуса контроля, характерного индивиду, ко всем проявлениям явлений и событий, имеющими место в его жизни. То есть предполагается, что как в случае неудач, так и успеха, человеку присущ один тип контроля, характеризующий его поведение.

Испытуемым было предложено принять или отвергнуть утверждения касательно разных сторон жизни.

В группе испытуемых, редко использующих Интернет (контрольная группа), был отмечен высокий показатель по шкале общей интернальности, который составил 39,1 баллов (у 44 % испытуемых), который в сравнительном аспекте выше, чем у испытуемых экспериментаьной группы, где этот показатель составил 37,3 (у 38 % опрошенных из экспериментальной группы). Это говорит о том, что испытуемые контрольной группы более, чем испытуемые экспериментальной группы, видят себя добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми. Подростки, редко обращающиеся к сети Интернет, более, чем подростки, часто использующие сеть Интернет, чувствуют уверенность в себе, достоинство, ответственность за происходящие события, что также накладывает отпечаток на самоуважение и социальную зрелость.

По другим шкалам результаты распределились следующим образом: в области достижений по шкале интернальности был выявлен высокий показатель, равный 11,5 баллам (у 16 % испытуемых). Это говорит о том, что испытуемые контрольной группы видят себя целеустремленными людьми, которые сами добились своих целей. Одновременно, был выявлен достаточно высокий показатель по шкале интернальности в области неудач, который составил 14,8 баллов (у 13 % испытуемых контрольной группы), что свидетельствует о развитом ощущении субъективного контроля касательно негативных событий, то есть, эти испытуемые склонны обвинять себя в различных неудачах, имеющих место в их жизни. Показатели по шкале интернальности в семейных отношениях оказались равны 8,1 баллам (9 %), что говорит о ключевой роли родных в возникновении ситуаций в рамках семьи. Показатели остальных шкал: шкала интернальности в сфере образования – 6,6 баллов (7 %), что свидетельствует о низкой оценки собстаенного влияния на ход событий касательно учебы, показатель интернальности в области личностных взаимоотношений составил 5 баллов (6 %), что говорит о признании неспособности самостоятельного формирования круга общения, показатель интернальности в сфере сохранения составил 4,7 баллов (5 %), что говорит о низком уровне ответстенностиза собственное здоровье.

Обратимся к анализу результатов применения этой же методики по отношению к испытуемым экспериментальной группы. Так, наиболее высокими оказались показатель интернальности в сфере неудач, составивший 16,6 (у 17 % испытуемых). Это свидетельствует о склонности к самообвинению в связи с переживаемыми неуспехами; показатель интернальности в сфере достижений, равный 14 баллов (14 %) и свидетельствующий о высокой контролируемости эмоционально положительных событий. Выше среднего оказались показатели шкал интернальности в областях семейных взаимоотношений, учебы, межличностных отношений, составившие в среднем 9 баллов, что свидетельствует возложении ответственности за возникновение проблем в перечисленных областях на окружающих. Самый низкий уровень в экспериментальной группе составил показатель интернальности в сфере сохранения здоровья – 3,7 балла (4 %). Полученные данные позволяют сделать промежуточный вывод, что как подростки экспериментальной группы, как и контрольной, не уделяют должного внимания своему здоровью, считая его состояние результатом действия внешних вил.

Завершающей методикой исследования является многофакторный личностный опросник FPI, к результатам которого мы обратимся. Так, в контрольной группе по таким показателям как невротичность, спонтанная агрессия, общительность, маскулинизм – феминизм средний бал оказался равен 10, что свидетельствует об относитльно нормальном функционировании представленных процессов. Несколько ниже оказалось среднее значение показателей раздражительности, уравновешенности, открытости, экстраверсии-интроверсии, равное 6,5. Наиболее низким оказалось среднее значение показателей депрессивности и реактивной агрессивности – по 5,4 балла.

Обратимся к анализу аналогичных показателей в экспериментальной группе. Самые высокие значения показателей были выявлены по шкалам депрессивности и общительности (9,6 и 9,8 баллов соответственно). Полагаем, это может быть связано с низким уровнем удовлетворенности собой и социальной средой, обусловившим формирование депрессивного состояния, возможность выхода из которого связана с взаимодействием с другими людьми. Остальные показатели соответствуют среднему уровню: невротичность, спонтанная агрессивность, раздражительность, уравновешенность, открытость, экстраверсия, интроверсия, эмоциональная лабильность, маскулинизм-феминизм, среднеарифметическое значение которых составляет 8,2 балла. Самые низкие показатели были определены по шкалам реактивная агрессивность и застенчивость, составившие по 6,2 балла (6 % испытуемых). Эти данные свидетельствуют об отсутствии у подростков экспериментальной группы агрессии, тревожности, неуверенности, а также их склонности к подчиненному поведению.

Таким образом, результаты исследования зависимости личностных проявлений от частоты использования сети интернет у детей подросткового возраста с применением методик измерения толерантности В.В. Бойко, «Самоотношение» Столина, опросника FPI, позволили выявить следующие характеристики подростков, часто использующих Интернет: категоричность в оценках людей, неспособность скрывать неприятные чувства к собеседнику, стремление сделать партнера удобным для себя, отсутствие интереса к трудностям других людей, одновременно – приспособляемость к характеру собеседника, стремление давать оценки возникающим ситуациям. Полученные данные также говорят о большем уровне самоуважения, самопринятия и самоанализа у подростков, часто использующих интернет. При этом отмечается ожидание аналогичного интереса к собственным чувствам со стороны окружающих, что свидетельствует о некоторой абстрагированности от социальной реальности.

Напротив, дети подросткового возраста, редко посещающие Интернет, в большей степени склонны ощущать собственную значимость в происходящих событиях, что связано с высоким уровнем самоуважения и социализации.

В противоположность высокому уровню интернальности подростков контрольной группы, подростки, часто посещающие Интернет, видят причины происходящих событий в поведении окружающих и внешних факторах, одновременно наблюдается склонность к самообвинению в неприятностях, высокий уровень субъективного контроля над эмоционально положительными ситуациями. Свойственное последним недовольство собой и социальной средой ведет к возникновению депрессивного состояния, обусловливающего, в свою очередь, еще более частое обращение к сети Интернет в поисках сочувствия виртуальных друзей. Выходом из замкнутого круга может стать возвращение подростков в среду реальных семейных и товарищеских отношений близкими людьми, что может быть принято последними в качестве рекомендаций.

Таким образом, актуальная на сегодняшний день проблема увеличения обращений к сети Интернет, требует дальнейшей разработки и освещения как в условиях семьи, так и в условиях образовательных учреждений, а также, по необходимости, разработки соответствующих психологических коррекционных мероприятий.