Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,653

STATE REGULATION OF MIGRATORY PROCESSES AND INTERNATIONAL POLICY AS FACTORS OF ENSURING STABILITY IN THE MODERN WORLD

Abramov R.А. 1
1 Russian economic university of G.V. Plehanova
Рассматривается российский и зарубежный опыт Государственного регулирования миграционных процессов и межнациональной политики. Автор акцентирует внимание на решении проблем обеспечения стабильности в современной мире путем коллективной деятельности мирового сообщества, расширения эффективности партнерских связей со всеми субъектами, причастными к международной миграции.
Regarded Russian and foreign experience of State regulation of migration processes and ethnic politics. The author focuses on the problems of stability in the modern world through the collective activity of the world community, the extension of the effectiveness of partnerships with all stakeholders involved in international migration.
migration
сitizenship
migration policy

Гражданство является одним из наиболее надежных условий стабильного существования. Если человек имеет гражданство, он имеет права. Основными принципами, по которым предоставляется гражданство в различных странах, являются «право крови», т.е. этнической принадлежности, независимо от места рождения и проживания, а так же право земли.

В большинстве Западных и Северных Европейских стран право крови гарантирует гражданство в соответствии с национальностью отца, как, например, программа репатриации в Германии: после подтверждения лицом его принадлежности к немецкой культуре, так называемый «поздний переселенец» автоматически получает немецкое гражданство, ему засчитывается трудовой стаж, оплачиваются курсы немецкого языка и интеграции, он имеет право на интеграционную помощь или оплаченное переобучение. Для России подобный опыт проведения миграционной политики особенно актуален, т.к. основная категория лиц мигрирующих в нашу страну – это этнические русские из стран СНГ.

Право земли, в отличие от права крови, не предоставляет автоматического права на жительство, имеет ограниченный характер и предполагает предоставление гражданства человеку, рожденному в пределах границ государства, даже, если его мать является иностранкой. Например, Соединенные Штаты Америки, как страна эмигрантов, полностью признает право земли. Канада также признает право земли. Эти страны считают, что такой способ получения гражданства помогает формированию их общества.

На практике многие страны применяют комбинацию двух указанных принципов:

в Великобритании автоматически гражданство присваивается только тем детям, которые рождаются на территории Великобритании, но, по крайней мере, один из родителей должен был быть британцем;

во Франции дети французских граждан, рожденные за рубежом, автоматически становятся французскими гражданами, а дети, рожденные во Франции от родителей-иммигрантов, могут получить французское гражданство, только по достижении совершеннолетия и при условии, что они проживали во Франции в течение предыдущих 5 лет, не сидели в тюрьме и не отказывались от получения гражданства;

в Бельгии автоматически предоставляется гражданство иммигрантам в третьем поколении в возрасте до 18 лет, а те, кто старше 18 лет – получают гражданство при очередной регистрации населения по заявлению. Иммигранты во втором поколении в возрасте до 12 лет получают бельгийское гражданство по просьбе их родителей;

В Российском законодательстве о гражданстве так же сочетаются эти два принципа, хотя доминирующим является принцип «права крови»: ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является гражданином России независимо от места рождения, а ребенок, один из родителей которого на момент его рождения состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации независимо от места рождения.

Существует еще одна редкая форма, имеющаяся в законодательстве нескольких стран Европы – это гражданство по наследству, так лица, бывшие гражданами Латвийской Республики до 17 июня 1940 года, передают свои права на гражданство потомкам.

С того момента, как возникло само понятие гражданства, появилась и понятие миграция. Более того, именно она, вернее, связанные с ней запреты, во многом определяют сейчас ценность гражданства той или иной страны.

Миграция населения – это перемещение населения в связи с переменой места жительства. Миграция – сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. В истории человечества миграция населения сыграла большую роль: это и процессы заселения, и хозяйственного освоения земли, а так же развитие производительных сил. В результате миграции образовывались и смешивались расы и языки. Со второй половины двадцатого столетия миграционные процессы обрели поистине глобальные масштабы, охватив все континенты, социальные слои общества, различные сферы общественной жизнедеятельности.

Причины миграции – это, как правило: перемещение людей в поисках лучшей жизни, бегство от мест ведения боевых действий, бегство от правосудия, политические взгляды и многие другие. Другими словами, миграция – стремление к благополучию и безопасности, что между собой неразрывно связано. Политические, национальные или религиозные факторы зачастую, в зависимости от периода, переживаемого страной, выдвигаются на первое место, но все же, преобладающее значение принадлежит социально-экономическим. Именно экономическая миграция в наибольшей степени отражает миграционную картину мира.

По данным ООН, количество мигрантов в мире составляет 232 миллиона человек, что составляет около 3 процентов населения всей планеты [1]. Для сравнения это приблизительно население такой страны, как Бразилия. ООН констатирует, что 90 % международных мигрантов проживают в 55 странах. Факт концентрации международных мигрантов в определенных странах и регионах мира обусловлен социальными изменениями: миграционный поток направлен от менее развитых к более развитым странам.

Таблица 1

Численность иностранцев в процентах к общему населению западноевропейских стран и России 1980–2013 (тыс. чел.) [2]

   

1980

1985

1990

1995

1998

2008

2010

2013

1

Австрия

3,7

4

5,9

9

9,1

17,4

15,2

15,7

2

Бельгия

8,6

9,1

9

8,7

9,1

10,2

10,4

3

Дания

2

2,3

3,1

4,2

4,8

5,5

9,2

9,9

4

Финляндия

0,3

0,3

0,5

1,3

1,6

2,5

4,6

5,4

5

Франция

6,8

6,3

5,8

11,4

11,6

6

Германия

7,2

7,2

8,2

8,8

8,9

8,8

11,7

11,9

7

Греция

2,2

2,3

2,3

1,5

1,5

8,1

8,6

8,9

8

Ирландия

0,8

2

3

12,6

12,7

15,9

9

Италия

0,5

0,7

1,4

1,7

2,2

5,8

7,9

9,4

10

Люксембург

25,8

26,7

28,6

32,6

34,9

42,6

32,1

43,3 %

11

Нидерланды

3,7

3,8

4,6

5

4,2

4,2

11,1

11,7

12

Норвегия

2

2,4

3,4

3,7

3,7

5,6

11,2

13,8

13

Португалия

0,5

0,8

1,1

1,6

1,8

4,2

8,1

8,4

14

Испания

0,5

0,6

1

1,2

1,5

11,6

13,5

13,8

15

Швеция

5,1

4,6

5,6

6

5,9

9,2

14,8

15,9

16

Швейцария

14,1

14,5

16,3

19,3

19

21,1

26,5

28,9

17

Великобритания

3

3,3

3,6

3,8

6,6

11,3

12,4

18

США

   

9,1

   

12,2

14,2

14,3

19

Россия

   

7,8

 

8,1

 

7,8

7,7

Таблица 2

Численность иностранцев в процентах к общему населению западноевропейских стран и России 1980–2013 (тыс. чел.) [3]

   

1980

1985

1990

1995

1998

2008

2010

2013

1

Австрия

3,7

4

5,9

9

9,1

17,4

15,2

15,7

2

Бельгия

8,6

9,1

9

8,7

9,1

10,2

10,4

3

Дания

2

2,3

3,1

4,2

4,8

5,5

9,2

9,9

4

Финляндия

0,3

0,3

0,5

1,3

1,6

2,5

4,6

5,4

5

Франция

6,8

6,3

5,8

11,4

11,6

6

Германия

7,2

7,2

8,2

8,8

8,9

8,8

11,7

11,9

7

Греция

2,2

2,3

2,3

1,5

1,5

8,1

8,6

8,9

8

Ирландия

0,8

2

3

12,6

12,7

15,9

9

Италия

0,5

0,7

1,4

1,7

2,2

5,8

7,9

9,4

10

Люксембург

25,8

26,7

28,6

32,6

34,9

42,6

32,1

43,3 %

11

Нидерланды

3,7

3,8

4,6

5

4,2

4,2

11,1

11,7

12

Норвегия

2

2,4

3,4

3,7

3,7

5,6

11,2

13,8

13

Португалия

0,5

0,8

1,1

1,6

1,8

4,2

8,1

8,4

14

Испания

0,5

0,6

1

1,2

1,5

11,6

13,5

13,8

15

Швеция

5,1

4,6

5,6

6

5,9

9,2

14,8

15,9

16

Швейцария

14,1

14,5

16,3

19,3

19

21,1

26,5

28,9

17

Великобритания

3

3,3

3,6

3,8

6,6

11,3

12,4

18

США

   

9,1

   

12,2

14,2

14,3

19

Россия

   

7,8

 

8,1

 

7,8

7,7

 

В 2013 году половина всех международных мигрантов приходилась на 10 стран, из которых на первом месте США, где проживает 45,8 миллиона мигрантов, на втором – Российская Федерация (11 миллионов), затем идут Германия (9,8 миллиона), Саудовская Аравия (9,1 миллиона), Объединенные Арабские Эмираты (7,8 миллиона), Соединенное Королевство (7,8 миллиона), Франция (7,4 миллиона), Канада (7,3 миллиона), Австралия (6,5 миллиона) и Испания (6,5 миллиона).

Самые большие группы мигрантов – это выходцы из стран Азии, из которых в 2013 году около 19 миллионов человек проживает в Европе, примерно 16 миллионов в Северной Америке и около 3 миллионов в Океании.

Вторая по численности группа мигрантов – это уроженцы стран Латинской Америки и Карибского бассейна, причем большинство из них (26 миллионов человек) проживает в Северной Америке. Международные мигранты из Центральной Америки, включая Мексику, – это еще одна большая группа мигрантов, около 16,3 миллиона человек.

Большинство мигрантов живет в Европе – в 2013 году на нее пришлось 72 миллиона человек, а в Азии эта цифра составила 71 миллион.

За период с 1990 года самый быстрый рост абсолютного числа международных мигрантов был отмечен в Северной Америке, которая приняла 25 миллионов человек, а в Азии их число увеличилось примерно на 20 миллионов человек. Это объясняется преимущественно ростом спроса на иностранную рабочую силу в нефтедобывающих странах Западной Азии и в странах Юго-Восточной Азии с быстрорастущей экономикой, таких, как Малайзия, Сингапур и Таиланд.

США столкнулись с наибольшим приростом числа международных мигрантов в период между 1990 и 2013 годами – почти на 23 млн человек, что составляет один миллион мигрантов в год. В Объединенных Арабских Эмиратах был зарегистрирован второй по величине прирост, который составил семь миллионов человек, а на третьем месте – Испания с приростом в шесть миллионов мигрантов.

Миграционные потоки влияют на демографическую ситуацию, санитарно-эпидемическую и экологическую обстановку, на уровень преступности, межнациональные и межгосударственные отношения, а так же на формирование рынков труда и их сегментацию.

Положительным моментом в миграции является расселение народов: численность и плотность населения. С помощью миграции могут решаться демографические проблемы, восполняться недостаток трудовых ресурсов в тех или иных отраслях производств или районах страны. Миграция – явление в основной своей части молодежное, поэтому, как правило, приток мигрантов улучшает половозрастную структуру принимающего сообщества, возрастают темпы воспроизводства населения. Иммигранты, как правило, предприимчивы и инициативны. Многие из них открывают свои предприятия, создавая тем самым дополнительные рабочие места. Вместе с тем, миграция всегда несет в себе угрозу стабильному развитию тех стран, куда прибывают мигранты, т.к. миграция, как яркий пример стремления людей к поиску любых форм дохода и получения материальной выгоды, сопровождается преступной активностью и может оказать неблагоприятное воздействие на внутреннюю обстановку.

Общая проблема всех стран – нелегальная миграция. Стимулируют ее, как правило, экономическая нестабильность, теневая экономика, несовершенство законодательства.

В настоящее время нелегальная миграция стала устойчивым и масштабным явлением, оказывающим значительное влияние на социально-экономические и политические процессы, а так же на обеспечение национальной безопасности государства. Рост нелегальной миграции ведет к образованию общин с большой культурной и этноконфессиональной дистанцией по отношению к местному населению, которые часто не интегрируются в принимающее общество. Все это повышает вероятность открытых конфликтов на межнациональной, межрасовой и межконфессиональной почве.

В нашей стране очень много говорится о пользе трудовых мигрантов для экономики, потому что они занимают низкооплачиваемые должности, но стоит посмотреть любые объявления работодателей о работе и обнаруживается, что оплата труда не такая уж и низкая (по Москве от 30 тысяч). Мигранты уверенно повышают цену своего труда, в том числе аутсорсингом или усилиями посредников, и в результате работодатели тратят большие суммы на низкоквалифицированный труд мигрантов: 40 % трудовых мигрантов не имеют профессионального образования, а 20 % вообще не имеют никаких специальных навыков. А вот, кто получает выгоду от использования нелегальной рабочей силы – это бизнес, который снижает издержки на налоги.

Таблица 3

Темпы изменения численности мигрантов [4]

 

%

страны

1990–2000

2000–2010

2010–2013

1. В мире

1,2

2,3

1,6

2. Россия

0,3

– 0,6

– 0,4

3. Дания

4,6

3,2

2,9

4. Финляндия

7,7

6,0

5,6

5. Ирландия

5,2

3,8

8,8

6. Норвегия

4,3

6,1

7,9

7. Швеция

2,4

3,2

3,1

8. Великобритания

2,5

4,0

3,7

9. Греция

5,7

2,7

1,1

10. Италия

4,0

8,2

5,9

11. Португалия

3,8

3,0

1,5

12. Испания

6,9

13,2

1,2

13. Австрия

2,3

2,5

1,5

14. Бельгия

– 0,1

2,4

1,2

15. Франция

0,6

1,4

1,1

16. Германия

4,2

0,8

0,4

17. Люксембург

2,1

1,5

11,4

18. Швейцария

1,2

2,8

3,9

19. Нидерланды

2,9

1,5

2

20. США

4,0

2,4

1,2

 

На мировом уровне миграционная политика осуществляется международными организациями, такими как ООН (в лице ЮНФПА, УВКБ ООН и других ее подразделений), МОМ, МОТ и проявляется в действующих актах, и в тех документах и рекомендациях, которые ими принимаются на различных заседаниях и конференциях. На уровне государства контроль по регулированию миграции осуществляется государственными органами исполнительной власти. Как правило, миграционные службы, выполняющие функции по организации миграционного контроля на территории страны, сосредоточены в одном ведомстве и являются самостоятельными органами власти, либо действуют в составе различных органов исполнительной власти, Миграционная служба в США (Department of Homeland Security) входит в состав Министерства внутренней безопасности, в Германии – в состав Министерства внутренних дел (Bundesinnenministerium), в Великобритании – в состав Министерства внутренних дел (Ноте Office). В Канаде вопросами миграции ведает самостоятельный орган государственной власти – Министерство по делам гражданства и иммиграции (Citizenship and Immigration Canada). Управление миграцией в Российской Федерации разделено на несколько уровней: федеральный, региональный и местный. Основным органом, осуществляющим миграционную политику и координирующим действия в этой области, является Федеральная Миграционная служба.

В целом каждая страна разрабатывает свои меры по регулированию миграции в зависимости от внутриэкономического положения данной страны, но у всех имеются общие черты, в частности: жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности, к состоянию здоровья – для наркоманов, больных, страдающих психическими расстройствами и заразными болезнями, представляющими опасность для окружающих, въезд закрыт, а так же для лиц, чей социальный или политический портрет, вызывает недоверие (имеющие судимость, члены профашистских организаций, сторонники тоталитарных режимов). Возрастной ценз колеблется в пределах 20–40 лет в зависимости от предполагаемой сферы деятельности. Еще одной общей чертой является количественное квотирование. Суть его – в установлении максимальной доли иностранной рабочей силы на макро- и микроуровне (предприятие, отрасль, национальная экономика), а также общего числа иммигрантов, которые могут быть приняты страной, Например, соотношение численности иностранцев и местных работников на предприятиях в Греции должно составлять 1:10. Но существуют и некоторые различия в национальных миграционных законодательствах: для Франции, Бельгии, Великобритании, например, характерна «семейная миграция». Для США и Канады, – «Ассимилированная иммиграция».

США

В настоящее время Миграционное законодательство США нацелено на привлечение в страну такого рода мигрантов, который обеспечивает «утечку умов» из других государств мира. Это стало государственной политикой США. Хотя иногда «утечка мозгов » – это не так уж и плохо, потому что часть «мозгов», которая всё-таки возвращается домой, привозит с собой современные обогащенные знания и накопленный опыт. Например, половину новых высокотехнологичных компаний Тайваня и самые крупные IT-компании Китая организовали китайцы, окончившие университеты в США.

Кроме того, большое значение в миграционной политике США имеют: создание новых рабочих мест и привлечение инвестиций; защита внутреннего рынка труда; борьба с нелегальной иммиграцией и ограничение въезда лиц, представляющих опасность для благополучия страны. Так, президент Торговой палаты США Томаса Донахью отметил: «Мы должны знать, кто въезжает в нашу страну, где они живут, и быть уверены, что они не террористы» [5].

Испания

Испания – единственная страна Европы, осуществляющая легализацию нелегальных мигрантов, прожившим на ее территории 3 года. Сотни тысяч мигрантов уже воспользовались этой возможностью, подали заявления в администрации по месту жительства .и получили европейский вид на жительство.

Великобритания

Великобритания ориентирована на прием иммигрантов, привозящих с собой денежные средства или свои знания и навыки, которые необходимы для развития британской экономики. Ее миграционная политика основывается на признании того факта, что находящаяся под контролем миграция приносит пользу не только экономике государства, но и его общественным и частным сферам услуг. Другой элемент этой политики – достаточно строгий подход к предоставлению статуса беженца. Так,бывший Министр внутренних дел Давид Бланкетт отмечал: «Мы предоставим убежища преследуемым, но не станем домом для лжецов и мошенников».

Китай

Суть миграционной политики Китая заключается в том, что на фоне широкомасштабной экспансии за рубеж сравнительно дешевой рабочей силы, в самом Китае ведется активное привлечение из-за границы высококвалифицированных специалистов для использования их в разных сферах науки, техники, производства: Китайское Правительство активно призывает к возвращению в страну тех своих граждан, которые учились за границей, а так же стимулирует иммиграцию иностранных специалистов. Другим важным направлением миграционной политики Китая является борьба с незаконной миграцией: активно развивается международное сотрудничество по предупреждению незаконной миграции; жестко пресекаются малейшие попытки увеличить народонаселение Китая за счет несанкционированного въезда в него нежелательных мигрантов. Проблема заключается в том, в Китае не существует специального органа, который занимался бы исключительно проблемами миграции. Все это снижает эффективность реализации миграционной политики.

Канада

Канада, также как и США, является страной, созданной в основном мигрантами из Европы. Иногда в отношении Канады применяют метафору «миска салата», т.к. культуры здесь сосуществуют и перемешиваются, при этом они не растворяются в доминирующей англосаксонской культуре.

Миграционная политика Канады направлена на решение демографической проблемы в стране, привлечение инвестиций и высококвалифицированной рабочей силы и специалистов. Также, Канада способствует воссоединению семей, участвует в гуманитарных программах и оказывает политическое убежище беженцам. Канадой достигнуты заметные успехи благодаря улучшению социального обслуживания и условий для высокообразованных иммигрантов.

Франция

С 1945 по 1975 год Франция принимала мигрантов совершенно бездумно и безответственно. Привлечение иностранной рабочей силы практически не регламентировалось, требования к мигрантам были минимальными. После 1975 года массовый поток мигрантов прекратился, но началась активная «семейная» миграция, политическая миграция, нелегальная миграция С ростом количества мигрантов Франция столкнулась с обострением внутренних проблем, таких как рост безработицы, повышение уровня преступности, утечка государственных средств на помощь мигрантам, что отрицательно сказывается на экономике страны. Сейчас государственная политика направлена на то, чтобы воспрепятствовать созданию «мусульманских анклавов» с французской спецификой, где этническая и религиозная общность становится зоной, в которой перестают действовать государственные законы, т.к. межэтнические отношения во Франции весьма конфликтны, а половина французских мусульман – это граждане Франции.

Голландия

Голландию многие называли образцом успешности политики мультикультурализма, «гуманитарной гаванью» т.к. она до недавнего времени была одной из наиболее толерантных к иностранным мигрантам стран. Но в 90-e годы уже около пятой части населения страны было неголландского происхождения, а все крупные города стали похожи на этнические гетто, и многие заговорили о перспективах полной исламизации страны.

С 1 июня 2013 года в Нидерландах вступила в силу миграционная политика, направленная на привлечение в страну квалифицированных специалистов и людей, которые потенциально способны ими стать. Базовым принципом современной миграционной политики Нидерландов стало ограничение притока иностранцев. Новая миграционная политика озвучила ценности, которые должны стать общими для всех жителей Голландии: знание нидерландского языка, признание и соблюдение основных норм жизни, традиционных для Нидерландов, следование существующим законам и правилам. Голландия провозгласила идею общего гражданства, которое должно строиться на ценностях, которые разделяют все члены общества. Оно предоставляет права и гарантирует свободы, однако оно также устанавливает обязательства, подразумевая сознательную ответственность всех граждан.

Россия

Современная миграционная политика России направлена на совершенствование нормативно-правовой базы Российской федерации в области миграции, включающее в себя соответствие законов России нормам международного права; создание эффективной системы иммиграционного контроля (в том числе и депортацию); разноуровневое оказание финансовой помощи вынужденным мигрантов (использование средств как федерального бюджета, так и бюджета субъектов); создание достойной инфраструктуры социального назначения (детских садов, школ, больниц) и рабочих мест для мигрантов. Основные положения государственной политики в сфере миграции Российской Федерации заложены в федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации на период до 2025 года, а также в «Стратегии 2020». Совершенствование миграционной политики становится одними из приоритетных направлений государственной политики.

Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. В настоящее время Россия до сих пор переживает демографический кризис, при этом нужно заметить, что он уже минул фазу своего пика. Так по предварительной оценке Федеральной службы государственной статистики (Росстата), численность населения России на начало 2014 года увеличилась на 318,8 тысячи человек (на 0,2 %) и составило к началу 2014 года 143,7 миллиона человек. [6] Несмотря на это, по мнению аналитиков, учитывающих современные миграционные тенденции, население России к 2050 году уменьшится предположительно на 20 % и составит всего 112–119 млн человек. Кроме того, наблюдается еще одна неутешительная тенденция: в стране неизменно возрастает доля пожилых людей в январе 2013 года эта цифра составила 13 % и в ближайшем будущем наша страна столкнётся с проблемой нехватки трудоспособного населения. Увеличение доли квалифицированных работников из-за рубежа и перемещение рабочей силы внутри государства с целью регулирования данной проблемы в отдельных районах страны – наиболее очевидный выход из сложившейся ситуации. В связи с этим, перед государством встают такие задачи как создание условий для привлечения в Российскую Федерацию квалифицированных легальных трудовых ресурсов, упорядочение и совершенствование миграционного учета, противодействие нелегальной миграции. В рамках решения поставленных задач в 2014 году Правительство Российской Федерации установило ограничения количества иностранцев в сфере розничной торговли и спорта. При этом квоты не распространяются на квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по своей специальности. По закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 4 апреля 2014, иностранным гражданам необходимо подтвердить знание русского языка в случае, если они хотят получить вид на жительство, разрешение на временное проживание и работу в России. Освобождаются от сдачи высококвалифицированные специалисты, несовершеннолетние и недееспособные граждане, а также достигшие возраста 60 лет, участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ, или, у кого уже есть документ об образовании, выданный в СССР до 1 сентября 1991 года.

Россия также реагирует и на внешние изменения. Так, вскоре после присоединения Крыма и Севастополя были приняты нормативные документы об установлении дополнительных льготных условий въезда и пребывания в Российской Федерации в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, признанных носителями русского языка.

Однако есть проблемы, которые не позволяют максимально эффективно реализовать положения миграционной политики. Одним из таких показателей является не привлекательность страны для мигрантов. На сегодняшний день преимущественно мигранты – это граждане СНГ, имеющие низкий уровень образования, в недостаточной мере владеющие русским языком, с невысокой профессиональной подготовкой или вообще без нее. Одной из причин является и то, что достаточно слабо используется потенциал российской системы образования: миграция с целью обучения могла бы позволить получить не только высококвалифицированных но и отлично интегрированных в РФ работников.

Таблица 4

Международная миграция Российской Федерации в 2013 году [7]

Таблица 2.6

Городская и сельская местность

Число прибывших

Число выбывших

Миграционный прирост

Всего по всем странам

482 241

186 382

295 859

в том числе:

     

Страны СНГ

422 738

147 853

274 885

Азербайджан

23 453

6 207

17 246

Армения

42 361

10 182

32 179

Беларусь

15 748

12 031

3 717

Казахстан

51 958

11 802

40 156

Кыргызстан

30 388

10 576

19 812

Молдова, республика

28 666

8 038

20 628

Таджикистан

51 011

17 362

33 649

Туркменистан

5 986

2 165

3 821

Узбекистан

118 130

50 864

67 266

Украина

55 037

18 626

36 411

Другие страны

59 503

38 529

20 974

 

По результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения о том что представляет угрозу нашей стране опрос показал, что население озабочено двумя главными опасностями – это «заселение России представителями других национальностей» и « упадок культуры, науки, образования». При этом очевидно, что не сама миграция трудовых ресурсов является проблемой, а ее структура. Из этого можно сделать вывод, что в силу отдельных субъективных и объективных обстоятельств, госструктуры, созданные для решения выше обозначенных проблем, не вполне справляются с поставленными задачами. Миграционная политика в России может привести к последствиям еще более тяжелым, чем в Норвегии и Великобритании, считают эксперты. По их мнению, необходимо создать новое единое ведомство, которое занималось бы этими проблемами, в связи с тем, что к деятельности ФМС сегодня назревает все больше вопросов и претензий.

Изменится ли ситуация в ближайшие годы?

Согласно данным Международной организации труда, сегодня в мире остаются без работы 200 млн человек трудоспособного возраста. Большинство из них живет в Юго-Восточной Азии и Африке. Кроме того, отмечается рост количества безработных: в 2013 г. на 5,1 млн человек, в 2014 г. на 3 млн. [8] (ILO, 2013). По мнению экспертов в рамках «Стратегического глобального прогноза 2030» формируется группа стран, не способных найти внутренние ресурсы для модернизации, т.е. местная рабочая сила не будет обеспечена даже минимально приемлемым трудовым доходом – это государства Африки и Латинской Америки, часть Южной и Юго-Восточной Азии. [9] Эти люди будут стремиться попасть, в наиболее развитые страны, поэтому очевидно, что в ближайшее время масштабы и направления миграционных потоков не изменятся и это может стать реальной угрозой национальной безопасности и западноевропейских государств, и России. Поэтому можно предположить, что в таких условиях страны Западной Европы и Россия, стремясь обезопасить себя от негативных последствий миграции, начнут все больше и больше ужесточать свою иммиграционную политику. Для любого народа существует пороговое количество гостей, за которым рост численности «чужих» начинает восприниматься как угроза самой этнической идентичности. Если количество мигрантов превышает этот порог, проблемы неизбежны.

Однако стоит отметить, что миграция – это не региональная и тем более не национальная проблема. Эта проблема носит глобальный характер, и эффективными могут оказаться только попытки мирового сообщества коллективно справиться с поставленными задачами. Международная миграция является комплексным явлением, к которому следует подходить согласованно и взвешенно с учетом социальных, экономических и экологических аспектов и в духе уважения прав человека. Необходимо повышение эффективности партнерских связей со всеми субъектами, причастными к международной миграции в целях реагирования на проблемы и возможности, порождаемые международной миграцией, а так же необходимы надежные статистические данные по международной миграции, которые могли бы содействовать выработке обоснованной политики и принятию решений по всем актуальным аспектам устойчивого развития. Уместны здесь будут слова автора в своей предыдущей статье «…Мы не сможем их вылечить, мы не сможем их всех трудоустроить, но мы можем сделать их счастливыми, помогая быть социально активными, занятыми и в счастливой семье, а не в интернате» [10]. Иначе говоря всех проблем не решить, но сделать шаг и попытаться улучшить в наших силах и мы обязаны им воспользоваться.