Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,823

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РЕЧИ. ВОСПИТАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЙ ДВИЖЕНИЙ ОРГАНОВ РЕЧИ

Саргаева Т.А.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения являются собственно первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни ребенка. Этим намечается путь искусственного воспитания нормальных движений звукопроизносительного аппарата в случае их расстройств.

Становится очевидной необходимость гимнастики не только артикуляторной, но и мимико-жестикуляторной и вообще физкультуры. Помимо значения для воспитания произношения, развитие движений головы, лица (мимика), пантомимы в целом создает фон, обязательный для осуществления полноценной выразительной речи. Вся суть обучения правильным произносительным навыкам заключается в воспитании точных, тонко дифференцированных и осмысленных звукосочетаний с одновременным развитием фонематического слуха. Предварительно при необходимости вырабатываются четкие целенаправленные движения. Помимо дифференциации, важно развитие силы звукопроизводящих органов: для четкой артикуляции нужны сильные, упругие органы речи-язык, губы, мягкое небо. Логопедическая работа состоит из развития путем гимнастики дифференцированной работы артикулирующих органов речи, органов дыхания и голоса и комплексных речевых движений в процессе говорения.

Логопед произносит слово с подчеркиванием данного звука. Затем произносит слоги. Прием овладения звуком на фоне слова особенно рекомендуется при занятиях с малышами. Иногда здесь же можно помочь ребенку нужными движениями, включив кинестетическое ощущение-пальцем отодвинуть язык, округлить губы и т.д. При наличии нескольких неправильных звуков корригируют, прежде всего, более легкие. «Сначала дети произведут легче те звуки, которые впервые произносятся голосовыми органами малышей». (Сеген).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Хватцев М.Е. «Методика воспитания нормального произношения». М. 2003. С.128-148
  2. Хватцев М.Е. «Логопедия». М.1959. С. 85-94.
  3. Логопедия: Методическое наследие. Пособие для логопедов. / Под редакцией Л.С. Волковой; М.: ВЛАДОС.

Библиографическая ссылка

Саргаева Т.А. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РЕЧИ. ВОСПИТАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЙ ДВИЖЕНИЙ ОРГАНОВ РЕЧИ // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 6. – С. 70-71;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=10107 (дата обращения: 29.11.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074