Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,653

О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ВЕТЕРАНОВ, ИНВАЛИДОВ И ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Куршаева Ф.М. Хациева Л.У.
В статье авторами рассмотрены региональные особенности социальной защиты ветеранов, инвалидов и пожилых граждан, в частности, меры социальной поддержки и социальное обслуживание.

На современном этапе развития общества социальная защита ветеранов, инвалидов и пожилых граждан является одним из приоритетных направлений социальной политики.

Особенностью современной демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике является относительно высокая численность пожилых граждан, количество которых превышает 145,3 тыс. человек. В перспективе прогнозируется динамичное увеличение доли пожилых граждан в структуре населения до 22 процентов. Продолжается устойчивый рост численности лиц в возрасте 70 лет и старше (рис. 1).

1

Рис. 1. Динамика численности лиц в возрасте 70 лет и старше, тыс. человек

Более 23 процентов из числа пожилых граждан являются инвалидами. Общая численность граждан, имеющих статус ветерана войны и труда, превышает 66 тыс. человек.

Сохраняется гендерная проблема. Мужчины по сравнению с женщинами живут в среднем на 12 лет меньше. Диспропорция мужского и женского населения тем больше, чем старше возрастная группа.

Масштабный характер приобрели негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста. За последние 5 лет, отмечается увеличение абсолютного числа инвалидов, их численность превысила 51 тыс. человек, причем подавляющее число из них (более 80 процентов) составляют инвалиды 3 и 2 степени ограничения способности к трудовой деятельности. Ежегодно инвалидами первично признается свыше 6 тыс. граждан, более половины из них в трудоспособном возрасте.

Все это свидетельствует о важности проблемы инвалидности и необходимости совершенствования системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей их интеграцию в общество. Следует отметить, что до настоящего времени отсутствует системный подход, последовательность и преемственность в проведении комплексной реабилитации инвалидов, слабо взаимодействуют учреждения различной ведомственной принадлежности, не разработана система контроля и оценки эффективности реабилитационных мероприятий.

Снижение жизненного уровня инвалидов привело к притоку их на рынок труда и соответственно к увеличению числа инвалидов, обращающихся за содействием в трудоустройстве в службу занятости. Вместе с тем, неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение и др. факторы существенно снижают конкурентоспособность инвалидов на рынке труда. Кроме того, в республике практически нет специальных рабочих мест для инвалидов.

Процесс старения населения и значительное увеличение численности инвалидов, в том числе в трудоспособном возрасте, обуславливают необходимость принятия мер, направленных как на усиление их социальной защищенности, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества.

Важным шагом в этом направлении стали активно осуществляющиеся в республике в последние годы мероприятия по усилению социальной защиты ветеранов, пожилых граждан и инвалидов, в том числе по формированию дополнительных организационных, правовых, социально-экономических условий для деятельности государственных систем и служб, ответственных за социальное благополучие пожилых граждан и инвалидов.

Ветеранам и инвалидам в соответствии с действующим федеральным законодательством выплачиваются пенсии и предоставляются меры социальной поддержки. В частности, ветеранам войны, инвалидам и пожилым гражданам своевременно и в полном объеме предоставляются льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, реализуется право на получение лекарственных средств, санаторное лечение, обеспечение техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедичес-кими изделиями, предоставляется проезд в железнодорожном транспорте пригородного сообщения, проезд к месту лечения и обратно, производятся различного рода дополнительные единовременные и ежемесячные денежные выплаты.

Так в первом полугодии 2008 года через региональное отделение Фонда социального страхования РФ по КБР выдано 413 технических средств реабилитации, в том числе кресел - стульев с санитарным оснащением 142 шт.; кресел-колясок с ручным приводом различных видов - 265 шт.; кресло - колясок с электроприводом - 6 шт. Обеспечены слуховыми аппаратами, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, 104 человек; телефонными устройствами с текстовым выходом (для глухонемых) - 93 чел.; телевизорами с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами - 57 чел.; термометрами, тонометрами с речевым выходом для слепых и слабовидящих - 87 шт. и т.д.

В рамках длящихся обязательств инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, состоявшим на учете по медицинским показаниям на обеспечение автомобилем в Министерстве труда и социального развития КБР, в первом полугодии 2008 года выдано 42 автомобиля ВАЗ-2107.

В ходе реализации Закона КБР от 26.07.2006 г. № 56-РЗ «О порядке и форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года» в первом полугодии 2008 года предоставлены субсидии на приобретение жилья 10 семьям на сумму 2931,3 тыс. руб.

В соответствии с федеральным законом от 25.04.2002года №40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" оформлены документы 52 инвалидам, получившим автомобили через органы соцзащиты населения, для получения компенсаций по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Согласно постановлению Правительство РФ от 27.05.2006 года №313 "Об утверждении правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих потерявшим кормильца" в первом полугодии 2008 года 22 членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, выделены из федерального бюджета денежные средства на безвозмездной основе для проведения ремонта индивидуальных жилых домов.

В соответствии с Указом Президента КБР от 4 мая 2005 года № 29-УП «О дополнительных мерах по социальной поддержке инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, а также вдов погибших воинов» выплачивается ежегодная единовременная финансовая помощь в размере 5,0 тыс. руб. Через отделение Пенсионного фонда РФ по КБР 1396 инвалидам и участникам войны в канун Дня Победы также предоставлена единовременная материальная помощь в размере 400 рублей. Также инвалидам, участникам Великой Отечественной войны и вдовам погибших военнослужащих, проживающим в сельской местности, бесплатно предоставляется газ и твердое топливо.

В апреле 2008 года в поддержку старшего поколения проведен общереспубликанский субботник, в ходе которого собрано 10 млн. 492 рубля, которые использованы на долевое финансирование единовременных денежных выплат ветеранам войны и вдовам погибших воинов ко дню Победы.

Для эффективности реализации государственной социальной политики в отношении ветеранов и инвалидов в 2007 году оказана государственная поддержка следующим республиканским организациям:

- Кабардино-Балкарская республиканская организация ВОИ;

- Кабардино- Балкарское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов ВОС;

- Кабардино-Балкарское региональное отделение общественной организации ВОГ;

- ООИ"Союз Чернобыль" КБР;

- Общественная организация ветеранов внутренних дел и внутренних войск КБР;

- Кабардино-Балкарская общественная организация ветеранов (пенсионеров);

На эти цели из республиканского бюджета КБР было выделено более 2,3 млн рублей.

В соответствии с распоряжением Правительства КБР от 5.10.2007 года № 487 - РП на территории Кабардино-Балкарской Республики с 24.11 по 3 декабря в 2007 году прошла декада "Будущее для всех!", посвященная Международному дню инвалидов.

В рамках декады во всех районах и городах республики были организованы и проведены, праздничные концерты, конкурсы, игры для детей- инвалидов с последующим вручением подарков.

Одним из основных этапов декады стал республиканский праздник "Будущее для всех!" с приглашением 400 детей- инвалидов из всех городов и районов республики. Детям- инвалидам, приглашенным на торжественное мероприятие, вручены ценные подарки. На эти цели из республиканского бюджета КБР выделены средства в сумме 130,0 тыс. руб.

В рамках Международного дня инвалидов учреждениями социального обслуживания населения в соответствии с разработанными планами организованы праздничные концерты, обеды, выставки работ детей- инвалидов, проведена работа по сбору и оказанию гуманитарной помощи инвалидам на дому, организована уборка жилых помещений и приусадебных участков, посещение обслуживаемых инвалидов, находящихся на стационарном лечении в лечебных учреждениях. Проводилась работа по оказанию бесплатной медицинской помощи, услуг инвалидам в бесплатном пошиве, ремонте одежды, электробытовой техники с выездом на дом.

В результате проведенной работы удалось упорядочить систему предоставления льгот и социальных гарантий, повысить эффективность расходования бюджетных средств на эти цели.

Большое внимание уделяется социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов. В настоящее время в Кабардино-Балкарской Республике функционируют 22 учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, предоставляющих гарантированные государством социальные услуги, в том числе:

- 4 стационарных учреждения социального обслуживания на 760 койко-мест, в том числе 2 взрослых на 530 мест и 2 для умственно отсталых детей на 230 мест;

- 3 дома пожилого человека на 85 койко-мест;

- 9 центров социального обслуживания населения, в состав которых входят 45 отделений, в том числе: 3 отделения дневного пребывания на 62 койко-места, 3 отделения временного проживания на 78 койко-мест, 2 социально-реабилитацион-ных отделения на 35 койко-мест, 24 отделения социальной помощи на дому, 9 отделений срочной социальной помощи, 2 специализированных отделения медико-социального обслуживания на дому, 1 отделение социально-бытовых услуг;

- 4 службы социальной помощи на дому и срочной социальной помощи, в том числе 10 отделений социальной помощи на дому, 1 специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому, 4 отделения срочной социальной помощи, 1 консультативное, организационно-методическое отделение;

- специальный дом для одиноких пожилых граждан и инвалидов на 54 места;

- республиканский геронтологический реабилитационный центр на 50 койко-мест.

За I полугодие 2008 года подведомственными учреждениями было обслужено 14669 граждан, в т.ч. ветеранов войны и инвалидов и оказано более 844000 различного рода услуг.

Очередности на получение мест в домах-интернатах для пожилых граждан и инвалидов в настоящее время нет, вместе с тем мощности действующих учреждений практически загружены. В стационарных учреждениях социального обслуживания созданы комфортные условия проживания, организована качественная медико-социальная помощь и реабилитация, предоставляются услуги социокультурной направленности, способствующие поддержанию интереса к жизни.

Деятельность центров социального обслуживания населения позволяет одиноким и одиноко проживающим нетрудоспособным гражданам, нуждающимся в уходе, максимально долго оставаться в привычной обстановке, и только после того, как все возможности нестационарных форм социального обслуживания будут исчерпаны - поселяться в дома-интернаты.

Основная часть ветеранов войны и инвалидов получает услуги, продолжая жить в привычных домашних условиях.

Отделениями социального обслуживания на дому за I полугодие 2008 года обслужено 4317 граждан пожилого возраста, в т.ч. ветеранов войны и инвалидов. Им предоставляются различного рода услуги, в том числе приобретение и доставка продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, организация горячего питания, содействие в предоставлении медицинских, жилищно-бытовых и коммунальных услуг, помощь в ведении домашнего и подсобного хозяйства и т.д.

Через отделения срочной социальной помощи за I полугодие 2008 года различную помощь и услуги получили 5568 граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

В целях профилактики заболеваемости и оказания своевременной медицинской помощи ветераны войны и инвалиды находятся под постоянным диспансерным наблюдением участковых терапевтов по месту жительства. Все нуждающиеся получают амбулаторное лечение, при необходимости организуются «стационары на дому».

С 2003 года в республике успешно функционирует Республиканский геронтологический реабилитационный центр для оказания лечебно - профилактической и реабилитационной помощи инвалидам, участникам и ветеранам ВОВ, а также гражданам пенсионного возраста. В I полугодии 2008 года в социально - реабилитационном отделении Центра прошли стационарный курс лечения 462 инвалида, ветерана войны и труда, пожилых граждан. Кроме того, в отделении медицинской диагностики и профилактики прошли обследование 624 человека.

Одиноким пенсионерам и инвалидам, супружеским и семейным парам пенсионного возраста, сохранившим полную или частичную способность к самообслуживанию, по различным причинам, оказавшимся без жилья, предоставляется жилая площадь в 40-квартирном ГУ "Специальный дом для одиноких пожилых граждан и инвалидов". В настоящее время в этом учреждении проживают 55 человек, за которыми сохраняются в полном объеме государственные пенсии, предоставляются установленные льготы и компенсации, обеспечивается социальная защиты и поддержка в соответствии с действующим законодательством.

Дальнейшее повышение уровня и качества жизни пожилых граждан и инвалидов на основе усиления их социальной защиты, широкого предоставления социальных услуг и адресной помощи, совершенствования форм и видов социального обслуживания, способствующих нормальной жизнедеятельности, остается одной из целей государственной социальной политики.

Концепция реализуемой в настоящее время социальной политики предусматривает в первую очередь принцип индивидуального подхода к решению в рамках действующего законодательства и программ социальной поддержки населения вопросов предоставления социальной помощи в зависимости от статуса, состояния здоровья и необходимости для отдельных граждан конкретных видов социальной помощи и услуг.

На фоне активного развития системы социальной защиты и социального обслуживания населения в субъектах Российской Федерации отсутствие средне- и долгосрочного планирования и поступательного движения в данной сфере может привести к снижению достигнутого в республике уровня охвата населения социальной помощью и услугами и еще большему увеличению разрыва показателей по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.

Эффективное решение проблем пожилых граждан и инвалидов, имеющих межведомственный характер, возможно только в рамках специальных целевых программ. В данной сфере действует ряд федеральных целевых программ. Практически во всех субъектах Российской Федерации также приняты соответствующие программные документы.

Ряд мероприятий, направленных на усиление государственной поддержки этих граждан, предусмотрен в утвержденной Законом Кабардино-Балкарской Республики от 24.03.2007г. №19-РЗ РЦП «Социальная поддержка ветеранов, инвалидов и пожилых граждан на 2007-2011 годы».

Основными целями Программы являются создание условий для повышения качества жизни ветеранов войны, труда, боевых действий, пожилых граждан и инвалидов на основе развития сети специализированных медико-социальных учреждений и служб социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечение доступности социально- медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых, спортивно-оздоро-вительных и иных услуг, внедрение новых форм социального обслуживания, содействие активному участию ветеранов, пожилых граждан и инвалидов в жизни общества.

Указанные цели соответствуют глобальной стратегии мирового сообщества - обеспечить достойное существование пожилым людям и инвалидам путем улучшения условий и качества жизни, усилить их защиту и облегчить доступ ко всем основным социальным услугам при одновременном повышении эффективности социальных расходов.

В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:

- расширение диапазона и объемов адресной социальной помощи и повышение качества оказываемых им медико-социальных услуг;

- улучшение медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения, расширение параметров охвата ветеранов войны и инвалидов санаторно-курортным лечением, радикальное повышение уровня обеспеченности протезно- ортопедическими изделиями, техническими и иными средствами реабилитации и ухода, спецавтотранспортом;

- обеспечение системного подхода к проведению комплексной реабилитации инвалидов, взаимодействие в данной сфере учреждений различной ведомственной принадлежности, разработка системы контроля и оценки эффективности социально-реабилитационных мероприятий;

- снижение уровня инвалидности, повышение эффективности мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, рациональному трудоустройству инвалидов с целью их интеграции в общество;

- снижение уровня инвалидности, повышение эффективности мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, рациональному трудоустройству инвалидов с целью их интеграции в общество;

- расширение сети и совершенствование деятельности учреждений и служб, предоставляющих ветеранам, пожилым гражданам и инвалидам комплекс жизненно важных социально ориентированных услуг;

- разработка новых форм социального обслуживания пожилых граждан с учетом масштабов и темпов старения населения, создание условий для внедрения экономически обоснованных моделей и приближения уровня социального обслуживания к потребностям общества;

- содействие повышению уровня социальной адаптации пожилых людей и инвалидов, упрочению социальных связей в сочетании с расширением их социокультурных контактов;

- поддержание жизненной активности пожилых граждан мерами реабилитационного и оздоровительного характера;

- содействие процессу социальной интеграции пожилых граждан и инвалидов с привлечением учреждений социальной сферы, общественных объединений;

- реализация мероприятий по оптимизации социокультурной среды жизнедеятельности пожилых граждан и инвалидов, дальнейшая поддержка деятельности общественных объединений ветеранов и инвалидов и др.

Таблица 1. Целевые индикаторы РЦП «Социальная поддержка ветеранов, инвалидов и пожилых граждан на 2007-2011 годы», чел.

Наименование показателя

Сроки реализации

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

Охват пожилых граждан и инвалидов надомным социальным и медико-социальным обслуживанием

4500

5000

5500

5800

6200

Охват населения срочной социальной помощью

13000

14000

15000

16000

18000

Охват инвалидов и детей-инвалидов реабилитационными мероприятиями на базе специализированных медико-социальных учреждений

250

300

670

1150

1500

Охват инвалидов услугами по профессиональной ориентации, профессиональному обучению (переобучению) и трудоустройству

1100

1150

1200

1350

1400

Обеспечение инвалидов транспортными средствами бесплатно и на льготных условиях

35

65

80

120

150

На реализацию программных мероприятий потребуется направить из средств из федерального бюджета в сумме 547,94 млн. рублей, из республиканского бюджета 258,2 млн. рублей, в том числе на прочие текущие расходы - 155,2 млн. рублей, капитальные вложения - 103,0 млн. рублей.

Целевые индикаторы РЦП «Социальная поддержка ветеранов, инвалидов и пожилых граждан на 2007-2011 годы» представлены в таблице 1.


Библиографическая ссылка

Куршаева Ф.М., Хациева Л.У. О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ВЕТЕРАНОВ, ИНВАЛИДОВ И ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 11. – С. 48-54;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=10747 (дата обращения: 18.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252