Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

РЕШАЮЩИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД ДО 2020 ГОДА

Синельников Б.М. Михайленко В.И.

Сохранение и развитие федерального эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод находилось и находится в центре внимания Правительства Российской Федерации и глубокого понимания значимости региона Кавказских Минеральных Вод (КМВ) поскольку регион всегда играл ведущую роль в выполнении важнейшей государственной задачи - укрепления здоровья россиян. Об этом свидетельствуют многочисленные законодательные акты, принятые федеральными органами по Кавказским Минеральным Водам. Значительным для России и региона Кавминвод явилось поручение Президента Российской Федерации В. Путина Правительству Российской Федерации «разработать систему мер по государственной поддержке развития санаторно-курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод» от 12 августа 2004 года. В рамках последовательных действий по реализации этого поручения и создана Стратегия социально-экономического развития Кавказских Минеральных Вод до 2020 года как Стратегия субъекта Федерации, а не стратегия развития муниципального образования. Разработка Стратегии осуществлялась в рамках государственного заказа правительства Ставропольского края и администрации Кавказских Минеральных Вод, который выполнила отобранная по результатам конкурса команда санкт-петербургских специалистов ведущего института страны - Российского государственного научно-исследовательского и проектного института урбанистики при участии международного центра социально-экономических исследований «Леонтьевский центр».

В помощь разработчикам были созданы генеральный Совет стратегического планирования, рабочая группа и тематические комиссии, которые привлекли к разработке Стратегии ведущие научные и профессиональные силы региона.

Методическую помощь в разработке Стратегии и определении путей развития региона оказывали Министерство регионального развития РФ и представители Межведомственной комиссии. Все это позволило обеспечить достаточно высокое качество научно-исследовательской работы.

Стратегия состоит из пяти разделов, которые в совокупности позволили разработать программу сбалансированного решения задач сохранения благоприятного состояния окружающей среды, ее природно-ресурсного потенциала (как базовой основы курортно-рекреационной отрасли), хозяйственного и территориального развития этого сложного социально-экономического комплекса.      

Первая часть - это «Доктрина развития региона Кавказских Минеральных Вод до 2020 года», в которой в самом сжатом виде отображены основные идеи и позиции по развитию региона. Далее они интегрируются в более конкретные детальные документы.

Границы региона определены Постановлением Правительства РФ N 462 от 6 июля 1992 года, который в основном расположен на территории Ставропольского края (58°/° территории), а также частично в него входящих территорий Кабардино-Балкарии (9°/о) и Карачаево-Черкесии. На его территории сконцентрированы уникальные, практически все известные в мире, большие запасы  лечебных минеральных вод, лечебная грязь и другие природные лечебные ресурсы, обеспечивающие  существующую потребность и большой потенциал развития курортного комплекса.

Администрация Кавминвод была создана для того, чтобы обеспечивать государственное управление регионом в вопросах охраны и рационального использования природных и лечебных ресурсов, эффективного развития курортов федерального значения и соблюдения экологического равновесия окружающей природной среды при развитии хозяйственного и социального комплекса региона. Руководитель администрации Кавказских Ми Авторы Стратегии сумели выстроить программу гармоничного развития как курортной, так и хозяйственной отраслей на основе формирования пропорционального соотношения отдельных элементов этого сложного социально-экономического комплекса.

Руководитель администрации КМВ назначается Президентом России по представлению администрации Ставропольского края и утверждается также первым заместителем председателя правительства Ставропольского края.  Значит администрация КМВ имеет двойной статус - и федеральный и  субъекта Федерации.

На территории Кавказских Минеральных Вод, входящей в Ставропольский край, расположено 11 муниципальных образований (7  городских округов и 4 муниципальных района0. В регионе проживает более 900 тыс. человек, но в ближайшем будущем его население приблизится к одному миллиону жителей. Границы городов-курортов и некоторых поселков Предгорного и Минераловодского районов практически слились и образуют единую агломерацию, близкую по объективным характеристикам к городскому мегаполису, соединенными общими региональными системами водоснабжения и водоотведения, электрическими и газовыми сетями, совместными транспортными коммуникациями. В регионе функционирует крупнейший аэропорт Минеральные Воды - важный стратегический объект Юга России. обеспечивающий воздушные связи с городами России и стран зарубежья.

На территории региона развивается несколько экономических кластеров. Это не только санаторно-курортный и туристско-рекреационный комплекс -  «лицом» нашего региона. Здесь также получили развитие и такие комплексы, как «транспорт - логистика - торговля», «агропродовольственный» и «образование - наука - инновации».

Четыре города-курорта, расположенные на нашей территории, имеют статус курортов федерального значения, подтвержденный 17 января 2006 года Постановлением Правительства Российской Федерации N 14 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах». Курорты Кавминвод специализируются на лечении различных болезней.

Какова же идеология развития региона, сформулированная разработанной Стратегией?

Конкурентные преимущества, в рамках Стратегии, объединены в 7 групп. Прежде всего, это комплексные оздоровительные факторы (разнообразные минеральные воды, лечебные грязи, радон, климат), такого компактного их сочетания более не встречаются на Земле. Эти факторы позволяют применять уникальные лечебно-оздоровительные технологии, проверенные двухсотлетней курортной практикой региона Кавминвод. Здесь богатое культурно-историческое наследие, высокая концентрация учебных заведений, выгодное географическое положение, здесь проходят важнейшие транспортные артерии. В Ставропольском крае хороший инвестиционный климат, который сказывается и на территории Кавминвод. И уникальное преимущество - это наличие администрации Кавказских Минеральных Вод, которая является координатором курортно-рекреационного развития.

С учетом этих преимуществ в Стратегии сделан анализ перспектив развития санаторно-курортного комплекса. Если какое-то время после перехода на рыночные отношения спрос на санаторно-курортные услуги в России резко упал, то сейчас под воздействием ряда факторов он интенсивно растет. За последние годы наметилась устойчивая динамика роста отдыхающих: со 120 тысяч человек в 1994 году до 625 тысяч в 2006 году.

Формулируя идеологию развития региона, в рамках Стратегии определены четыре ее главных направления развития.

Первое: регион будет развиваться с опорой на уникальные конкурентные преимущества в лечебно-курортной сфере. В Стратегии обоснована возможность увеличения санаторно-курортного комплекса к 2020 году не менее чем в 1,5 -2 раза за счет реконструкции и модернизации существующих, строительства новых санаторно-курортных (детских, семейных, специализированных, элитных) и туристических объектов путем привлечения частного капитала, освоения новых строительных площадок.

Второе: основу экономики региона будут составлять четыре кластера. Первый из них -санаторно-курортный и туристический комплекс. Эффективное его развитие связано с необходимостью обеспечения рационального использования природных лечебных ресурсов, проведения комплекса природоохранных мероприятий, гармоничного соединения уникального опыта ведения курортного дела на Кавказских Минеральных Водах с современными мировыми тенденциями, а также - проведения расширения и модернизации курортной и инженерной инфраструктуры. Помимо этого основу экономики региона будущего будут определять еще, как минимум, три кластера: транспорт - логистика - торговля, образование - наука - инновации и агропродовольственный (сельское хозяйство и пищевая промышленность).

Транспорт - логистика - торговля - это направление, уровень развития которого в регионе уже имеет федеральное значение (как минимум, это транспортно-логистический узел масштаба Юга России, концентрация мелкооптовой торговли в регионе очень высока).И, конечно, в регионе имеются предпосылки для развития экологически чистого агропродовольственного комплекса, включающего в себя развития сельского хозяйства и создание мощной пищевой промышленности, обеспечивающего курортно-туристические объекты экологически чистыми продуктами с учетом соблюдения существующих природноохранных ограничений, что очень важно как для организации диетического питания в здравницах и тургостиницах, так и для чистоты зон формирования минеральных вод.

Третье направление идеологии развития состоит в том, что благоприятный инвестиционный климат, будет инициировать развитие малого бизнеса и приток частных инвестиций в развитие пока еще низкорентабельных, но крайне необходимых для курортного региона обслуживающих предприятий, увеличивая доходы в бюджеты всех уровней.

И четвертое: многие перспективные направления устойчивого развития курортно-рекреационного и туристического комплекса, рационального использования и охраны природных лечебных ресурсов нуждаются в значительных капитальных вложениях и весомой государственной поддержке. Только за счет собственных средств регион развиваться не сможет.

В ходе разработки Стратегии в результате всесторонних обсуждений была сформулирована миссия региона Кавказских Минеральных Вод: «Уютный и благополучный мегаполис здоровья, образования, культуры и бизнес-коммуникаций в центре Юга России. Мировой лидер технологий всестороннего оздоровления на базе уникальных природных факторов».

Для того, чтобы воплотить в жизнь это представление о будущем региона, в рамках Стратегии было сформулировано шесть направлений: сохранение и рациональное использование уникального природно-ресурсного комплекса, развитие санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса, развитие экономики и хозяйственного климата, развитие личности и общества, инфраструктурное и пространственное планирование, совершенствование системы управления, согласованное выполнение которых смогут обеспечить стремительное возрождение и устойчивое развитие нашего уникального региона.

Какова перспектива развития санаторно-курортного комплекса? Исследования разработчиков показали, что у нас большие запасы минеральной воды (16,7 тысячи кубических метров в сутки) и есть большой потенциал для развития (14,3 тысячи кубических метров в сутки). Существующие возможности используются далеко не полностью. Исходя из запасов минеральных вод и медицинских норм потребления минеральной воды на курс лечения, был сделан расчет возможного увеличения емкости санаторно-курортного и туристического комплекса более чем в 3 раза по коечной емкости и возможного доведения потока лечащихся в перспективе до 2,2 миллиона человек в год.

Однако с учетом темпов развития инженерной и курортной инфраструктуры, кадровых возможностей, строительного потенциала, роста спроса на санаторно-курортные услуги сделаны достаточно осторожные прогнозы: увеличить к 2020 году суммарный поток пациентов санаторно-курортного и туристического комплекса в 2,5 раза. Коечная емкость санаторно-курортных и туристических объектов к 2020 году увеличится до 50 тыс. мест. И хотя дополнительно будут освоены новые перспективные курортно-рекреационные территории. по расчетам уже к 2020 году курорты Кавминвод смогут принимать на отдых и лечение более полутора миллионов человек в год.

Необходимо не только постоянно повышать эффективность курортного лечения, но и развивать новые виды услуг, используя как зарубежный опыт, так и богатый опыт отечественных традиций санаторно-курортного лечения. В дальнейшем без повышения качества всей социально-бытовой и культурной сферы, без расширения анимационного сервиса, создания современной индустрии отдыха мы не сможем эффективно использовать наш потенциал, привлекать туристов, в том числе из дальнего зарубежья.

С расширением емкости курортов должна расширяться и совершенствоваться система подготовки кадров. Как показали исследования, в перспективе структурные сдвиги в экономике позволят обеспечить приток необходимого количества кадров в санаторно-курортную и туристическую  отрасль.

Решающим фактором развития региона явится то, что на его территории будет создана и 20 лет функционировать особая экономическая зона туристско-рекреационного типа. В ее рамках на 14 инвестиционных площадках, общей площадью 1649 гектаров, в Ессентуках, Железноводске, Кисловодске, Пятигорске, Лермонтове, Минераловодском и Предгорном муниципальных образованиях будут реализованы очень интересные 26 проектов, в том числе: Всероссийский детский оздоровительный центр у подножия горы Верблюд, Центр делового и оздоровительного туризма в Ессентуках, Центр экстремального туризма на горе Юца, Мега-парк развлечений в Железноводске, спортивно-оздоровительный центр на Новопятигорском озере и другие.

Концепцией создания особой экономической зоны определены объемы финансирования по каждому инвестиционному проекту и в разрезе долевого участия в строительстве бюджетов всех уровней и бизнеса. Всего запланировано привлечь в регион около 49 млрд. руб. инвестиций. Из них - 46,6 млрд. рублей будет направлено на строительство и модернизацию туристических объектов; 2,4 млрд. рублей - на создание инфраструктуры, это реконструкция дорог, прокладка новых водопроводов, канализационных сетей, обеспечение строительных площадок энергетическими ресурсами. Таким образом, инфраструктура будет создана за счет средств бюджетов всех уровней.

В результате создания ОЭЗ и реализации инвестиционных проектов в регионе прогнозируется прямой прирост 11,2 тысячи новых рабочих мест. Кроме того, произойдет увеличение числа рабочих мест вследствие повышения эффективности работы других отраслей хозяйственного комплекса региона, работающих в связке с туристическими объектами (торговля, бытовое обслуживание, транспорт, сфера развлечений).

Помимо санаторно-курортного комплекса на территории региона предполагается развивать комплекс транспорт - логистика - торговля. Относительная безопасность региона создала для него конкурентные преимущества. Исторически сложившиеся транспортные пути сумели образовать в регионе такой узел, в котором успешно развивается торговля. Но чтобы она развивалась эффективно и в будущем не мешала развитию санаторно-курортного комплекса, эксперты рекомендуют построить 4 транспортно-логистические зоны и реконструировать ряд федеральных автомобильных дорог.

Научно-образовательный комплекс базируется на потенциале уже существующих 11 вузов и 8 техникумов, в которых получают образование 78 тысяч студентов. Необходимо в кратчайшие сроки нашим ведущим вузам подготовить всю необходимую документацию и оборудование для получения лицензии на право подготовки специалистов для индустрии гостеприимства. Агро-продовольственный комплекс в перспективе будет удовлетворять потребности местного населения, санаторно-курортного комплекса, но и частично обеспечивать вывоз продукции за пределы региона.

В Стратегии с учетом специфики особо охраняемого эколого-курортного региона разработаны мероприятия, реализация которых позволит повысить эффективность системы управления регионом, который вносит неоценимый вклад в решение общенациональной задачи - укрепление здоровья россиян благодаря тому, что все четыре города региона имеют статус курортов федерального значения, а значит, вправе рассчитывать на ежегодное регулярное федеральное финансирование. Это нашло отражение в разработанных в Стратегии возможных путей финансирования региона: ежегодные бюджетные ассигнования городов-курортов федерального значения отдельной строкой, государственные инвестиции в рамках «Системы мер государственной поддержки региона Кавказских Минеральных Вод» (2008-2012 гг.), а также реализации федеральной целевой программы «Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод (2010 - 2020 гг.)». Аргументом может служить и то, что рекомендованная в Стратегии система управления регионом будет  активнее развивать в регионе высокодоходные отрасли,  способствовать ускорению процесса его социально-экономического развития, достижению целей в области улучшения демографической ситуации, обеспечения занятости и снижения бедности, охраны и укрепления здоровья населения, а также развития гражданского общества и воспитания толерантности.  В ней определено, какую необходимо создать нормативно-правовую базу федерального уровня, чтобы администрация КМВ стала более весомым субъектом управления на территории региона и еще более эффективно исполняла свое предназначение. А, что будет способствовать

На что планируется в рамках «Системы мер» направить внимание и ресурсы государства? В рамках Стратегии были проведены детальные оценки объемов капиталовложений. По расчетам экспертов для модернизации и развития инженерной и транспортной инфраструктуры необходимо порядка 30 млрд. рублей, на сохранение природно-ресурсного потенциала и решение экологических проблем - в пределах 5 млрд. рублей. В Системе мер на реализацию особенно важных для возрождения курортов Кавказских Минеральных Вод мероприятий определен объем финансовых ресурсов в сумме 61 млрд. руб. на 5 лет, причем на долю бюджетных источников приходится около 33 млрд. рублей, на долю внебюджетных инвестиций - 26,7 млрд. рублей. Средства из федерального, краевого и местных   бюджетов, а также частных инвесторов предполагается использовать, прежде всего, на развитие  инфраструктуры, природно-ресурсного комплекса и экологии, но существенную долю занимают и вложения в социальное развитие.

Окупятся ли те вложения, которые предполагается сделать? Проведен упрощенный расчет возможного вклада санаторно-курортного комплекса в оздоровление нации. В качестве гипотезы принято, что каждый человек, посетивший санаторий КМВ, увеличивает свою работоспособность на 15 - 30%. В пользу этого свидетельствуют результаты научных исследований Пятигорского государственного НИИ курортологии Минздравсоцразвития России которыми установлено, что в послекурортном периоде сокращается число больных, пользующихся освобождением от работы, а также количество дней временной нетрудоспособности, потребность в госпитализации и т.д. Годовой экономический эффект в виде вклада в рост оздоровления одного человека можно определить в диапазоне от 30 до 60 тысяч рублей на человека. Соответственно, эффект в виде вложений в консолидированный бюджет России составит от 11 до 22 тыс. руб. на человека.

Вклад от контингента пациентов, восстановивших или увеличивших свою работоспособность вследствие лечения в санаториях КМВ, в Стратегии рассчитан за 15-летний период. В расчет принят предполагаемый рост к 2020 году до 770 тысяч человек только пациентов санаторно- курортного комплекса.

Расчет производился в двух вариантах: при и росте ВВП, а также если темп роста ВВП составит в 2006 году до 4% в 2020 году. В результате даже при самых скромных подсчетах (если мы примем в расчет, что работоспособность вырастет на 15%, а рост ВВП будет нулевым), получаем ве прироста ВВП в диапазоне от 107 до 170 миллиардов  рублей за 15 лет и, соответственно, от 35 до 58 миллиардов рублей за 5 лет. И эта величина существенно превышает предполагаемые инвестиции из бюджетов всех уровней, которые мы запрашиваем в рамках «Системы мер государственной поддержки».

Понятно, что эффективное развитие региона 6yдет достигнуто только тогда, когда государственные вложения будут дополняться частными. Стратегия показывает направления этих вложений. Здесь и туристско-рекреационные объекты, и инфраструктурные объекты, и объекты отраслей экономики.

Учитывая это, оценка ожидаемых результатов от реализации Стратегии была проведена экспертами по инвестициям в основной капитал, с выделением курортно-туристического комплекса в отдельный расчет.

Конечные результаты данных исследований показали, что при успешной реализации Стратегии к 2020 году, без  учета инфляции, в регионе ожидается увеличение внутреннего регионального продукта (ВРП) в 2,1 раза. Вновь созданный производственный комплекс региона дополнительно увеличит поступления в бюджеты всех уровней к 2020 году на 6,4 млрд. рублей.

При условии вложения в развитие курортного и туристического комплекса региона КМВ 57 млрд. рублей новый курорт дополнительно будет производить  рекреационных услуг на сумму 13,3 млрд. рублей в год; обеспечит прирост ВРП к 2020 году в пределах 7 млрд. рублей в год. Поступления налогов в бюджеты всех уровней увеличатся на 1,5 млрд. рублей в год. Дополнительно будет создано около рабочих мест.

Расчет возможного вклада санаторно-курортного комплекса в оздоровление нации и ожидаемые результаты от реализации инвестиционной политики развития региона Кавказских Минеральных Вод в целом позволяют сделать вывод о высокой эффективности предлагаемых в Стратегии мер и путей дальнейшего развития региона Кавказских Минеральных Вод на ближайшие 10-15 лет.

В настоящее время Министерством регионального развития Российской Федерации разрабатывается проект Федеральной программы «Экономический рост регионов Юга России (2008 - 2012 гг.)». Было бы чрезвычайно важным внести в данную программу первоочередные инвестиционные проекты мероприятий «Системы мер». Но внести их отдельным блоком, с определением региона Кавказских Минеральных Вод самостоятельным субъектом программы.

Мы верим, что Министерство регионального развития Российской Федерации, являясь координатором стратегического планирования, окажет нам действенную помощь в подготовке и представлении в Правительство Российской Федерации соответствующих нормативных документов, позволяющих установить региону Кавказских Минеральных Вод более весомую государственную поддержку.


Библиографическая ссылка

Синельников Б.М., Михайленко В.И. РЕШАЮЩИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД ДО 2020 ГОДА // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 12-2. – С. 31-35;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11944 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674