Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,560

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Каримов В.Р.

Прогрессивные изменения, происходящие в современной России призваны обеспечить устойчивое развитие государства и общества, однако, сопровождаются эти кардинальные перемены и негативными тенденциями: расслоением общества, снижением уровня жизни значительной части населения, нестабильностью и социально-правовой незащищённостью, - которые заставляют обратить внимание не только на возрождение экономики и необходимость повышения благосостояния народа, но и на изучение опыта, связанного с организацией текущей практической помощи, добровольной и бескорыстной. Исследование феномена «волонтёрство» (фр. volontaire, англ.volunteer - доброволец, от лат. Voluntarius - лицо, добровольно поступившее на военную службу) [1] позволяет не только объяснить его место в историко-культурном процессе российского общества, но и актуализировать управление и прогнозирование этого явления. Волонтёрство как важная часть молодёжной политики государства участвует в формировании ценностно-нормативной системы образования и воспитания современной России. Морально-нравственная и технологическая подготовка выпускников образовательных учреждений всех ступеней к участию в волонтёрском движении является важной задачей, решение которой зависит и от эффективности государственной политики в данной сфере, и от заинтересованности в успешном её решении со стороны всех участников педагогического процесса.

Комплексное исследование формирования волонтёрской профессиональной компетенции студентов педагогических вузов требует, в первую очередь, аналитического представления её исторического становления, что обеспечивает адекватное понимание современного состояния и научно обоснованное определение дальнейших перспектив. Воспользовавшись методом периодизации, так как он задает программу исследовательской деятельности, способствует поиску новых путей решения проблемы и позволяет проанализировать состояние проблемы в ее генезисе, мы рассмотрели историю формирования волонтёрского движения педагогов в европейской и отечественной науке (Таблица 1).

Таблица 1

Историография волонтёрского движения 

Этапы

Основное содержание и характеристика этапа

США и страны Запада

Россия

1

2

3

1750 г - 1913 г

Вовлечение представителей среднего и высшего классов западноевропейского общества в социальную работу для борьбы с бедностью:

- волонтерская работа студентов, которые жили по соседству с обнищавшим населением рабочих кварталов, с целью было улучшения условий жизни местных жителей, межклассовой соседской самоорганизации и взаимной помощи;

- образовательные курсы для взрослых, каникулы в деревне для детей и поддержка переселенцев

Принципы и формы взаимопомощи, милосердия, благотворительности и других форм служения ближнему, составляющие сущность социального служения, определяет православная Церковь и императорская семья:

- создание сиротских домов при храмах;

-ведомство благотворительных учреждений взяло под свою опеку все воспитательные дома, а также почти все образовательные учреждения для детей;

- по инициативе императора Александра I основано Императорское Человеколюбивое общество;

-гражданское добровольческое движение сестёр милосердия

1914 г - 1971 г

Расширение государственных структур, которые в полной мере оказывали социальные услуги:

- оттеснение волонтерской деятельности из сферы социальных услуг;

- рассмотрение волонтеров как помощников-любителей, которых по возможности следует заменять профессиональной рабочей силой

В Россию пришло скаутское движение (первым скаутом был цесаревич Алексей), которое привлекло к волонтерской деятельности молодежь.

В советский период добровольчество в России продолжает развиваться:

-образ комсомольца-добровольца присутствует во всех значимых событиях советского периода истории России;

-внутри советских общественных организаций для молодого человека открываются возможности для общественно-полезной, социально-значимой, добровольческой деятельности

1972 г - 1991 г

Начало системного создания инфраструктуры, поддерживающей волонтерскую деятельность:

-сфера адресных социальных услуг в основном передана общественным организациям, обладающим многолетним опытом в сфере социальной работы;

- покрытие дефицита государственных организаций и бюрократических структур за счет участия граждан и ориентации на местное сообщество;

- возникли многочисленные инициативные группы и организации, которые привлекали к добровольной работе молодежь;

-создание сети национальных волонтёрских агентств.

1991 г - настоящее время

14 сентября 1990 года была принята Всеобщая декларация волонтеров в которой определены смысл, цели и основные принципы движения волонтеров в мире:

- волонтерское движение как очень важный элемент развития демократии, посредством которого граждане берут на себя ответственность за сообщество;

- привлечение маргинальных групп, таких как представители национальных меньшинств, инвалиды, пенсионеры;

- интеграция волонтерской работы в систему образования и созданию возможностей участия в ней для молодежи;

- создание условий для подготовки педагогических кадров к координации волонтёрского движения

Государством признана необходимость предоставления возможности гражданам инициативно участвовать в социальной взаимопомощи:

-создание фондов и благотворительных организаций: Фонд культуры, детский фонд, Фонд милосердия и здоровья;

-появление общественных молодежных и подростковых объединений различной направленности;

-принятие Федерального закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

На 11-м конгрессе Международной ассоциации волонтеров в Париже, 14 сентября 1990 года была принята Всеобщая декларация волонтеров в которой определены смысл, цели и основные принципы движения волонтеров в мире. Декларация написана в соответствии со Всеобщей Декларацией Прав Человека 1948 г. и Международной Конвенцией о Правах Ребенка 1989 года и исходит из принципа, что «любое лицо имеет право свободного объединения в мирные ассоциации» [4]. Для дальнейшего развития волонтерского движения в 1994 году была принята программа «Измените все к лучшему. Общая стратегия волонтерской деятельности». Эта программа, финансируемая из государственного бюджета, была разработана для организаций государственного, добровольческого и бизнес- секторов и рассматривает волонтерское движение как очень важный элемент развития демократии, посредством которого граждане берут на себя ответственность за сообщество. Главным требованием программы является привлечение маргинальных групп, таких как представители национальных меньшинств, инвалиды, пенсионеры. Особое внимание уделяется также интеграции волонтерской работы в систему образования и созданию возможностей участия в ней для молодежи. Следующей важной составной частью программы является создание благоприятных условий для волонтерской деятельности. Помимо сотрудничества между тремя секторами, предусматривается расширение региональных посреднических организаций, финансируемых из государственных целевых программ, и даже проведение национальных общественных кампании по привлечению волонтеров с активным участием средств массовой информации.

Благодаря сотрудничеству промышленных, торговых предприятий, банков с общественными организациями, работодатели поощряют волонтерскую деятельность своих сотрудников. «Типичный» волонтер, поддерживаемый работодателем, пару часов в месяц работает в социальных организациях, занимаясь фандрайзингом (англ. fundraising - деятельность по сбору средств, формированию различных финансовых, денежных фондов, в частности, для благотворительных либо образовательных целей) или оказывая адресную помощь. Труд добровольцев в 90-е годы XX века стал для США и европейских стран весомым экономическим ресурсом, что подтверждает статистика. По данным UNV (United Nations Volunteers - Волонтёры ООН) в 1987 году 80 миллионов человек в мире работали волонтерами, в 1995 - 93 миллиона, в 1998 году уже 109 миллионов человек были вовлечены в волонтерскую деятельность. В этой работе участвуют все слои населения независимо от уровня образования, профессии и доходов. В 1998 году этим видом деятельности была охвачена почти половина граждан, а с учетом подростков старше 14 лет - 79% [3].

Волонтерство рассматривается как форма гражданского участия в общественно полезных делах, способ коллективного взаимодействия и эффективный механизм решения актуальных социально-педагогических проблем. Таким образом, добровольчество стало важной составляющей демократического общества. Волонтеры рассматривают свою деятельность как инструмент социального, культурного, экономического и экологического развития. В Декларации 1990 г. особо подчеркивается, что волонтёрство является добровольным выбором, отражающим личные взгляды и позиции, активное участие гражданина в жизни человеческих сообществ[5]. Оно должно способствовать улучшению качества жизни, личному процветанию и углублению солидарности людей. Совместная деятельность волонтеров осуществляется, как правило, в рамках разного рода ассоциаций, способствует реализации основных человеческих потребностей на пути строительства более справедливого и мирного общества, более сбалансированному экономическому и социальному развитию, созданию новых рабочих мест и новых профессий.

Таким образом, ретроспективный анализ становления волонтёрства подтверждает важность создания условий для научно-обоснованной подготовки участников волонтёрского движения, являющегося неотъемлемой частью гуманного демократического общества.

Список литературы

  1. Волонтерское движение // ADOLESMED.ru - портал для специалистов работающих в сфере подросткового здоровья и медицины. - [Б. г]. - URL: http://www.adolesmed.ru/volunteers.html (16.06.10).
  2. Конвисарева, Л.П. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи : автореф. ... канд. пед. наук [Текст] / Конвисарева Л.П. ; [Костром. гос. ун-т
    им. Н.А. Некрасова]. - Кострома, 2006. - 24 с.
  3. Константинова, Л.В. Становление общественного сектора как субъекта социальной политики: опыт концептуализации и анализ реальных практик [Текст] / Л.В. Константинова // Журнал исследований социальной политики. Т.2. - 2004.- N» 4. - с. 447-468.
  4. Леонтьева, А.В. Методическое пособие для волонтеров [Текст] / А.В. Леонтьева. - Жигулевск: Городской благотворительный Фонд «Дорога к дому», 2003. - 45 с.
  5. Мозаика российского добровольчества: Факты, ресурсы, мнения : [Сб. ст.] [Текст] / IREX. Совет по междунар. исслед. и обменам. Прогр. укрепления и развития рос. НКО, Межрегион. благотвор. обществ. фонд «Созидание». - Ростов н./Д.: Старые русские, 2003. - 191 с.

Библиографическая ссылка

Каримов В.Р. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 12. – С. 92-95;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=15458 (дата обращения: 19.11.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252