Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,653

ВОСПИТАНИЕ  КАК ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС

Черкесов Б. А. Лобода О. Б.
Процесс воспитания - это сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития.

Воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, школа, микросфера, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и т.д. Это делает процесс воспитания и более богатым, легким (много способов воздействия) и одновременно более трудным: сложно интегрировать все факторы, управлять процессом, оградить его от стихийности и негативно действующих факторов.

Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Они могут обнаруживаться не сразу, а спустя время после окончания школы.

Изучение и анализ данной проблемы, в частности, по Ставропольскому краю позволяет сделать вывод, что успешно вопросы воспитания подрастающего поколения можно решить только через нормально складывающиеся взаимоотношения подростков в семье и школе.

Новое поколение молодежи разительно отличается от подростков послевоенных лет и советского периода. Большинству молодых людей того времени, несмотря на испытываемые трудности, были присущи жизнелюбие и жажда жить. Нынешняя же молодежь очень инфантильна, а психика современных подростков оказалась настолько неустойчивой, что подвержена любым отрицательным влияниям.

Сегодня подростки не могут преодолеть даже самые элементарные проблемы, возникающие дома или в школе, а ведь они всегда были и будут возникать у ребят. Новое поколение, вступившее в эту жизнь и не зная никакой другой, в ситуации стремительных преобразований не может найти правильного, адекватного решения своих проблем. Взрослые, безусловно, должны помогать молодым успевать реагировать на изменения внешнего мира. Однако проблема усугубляется тем, что взрослые сами еще не успели приспособиться ко всем новым веяниям современности.

Раньше в детях было принято воспитывать тягу к коллективизму, к общественным делам и проблемам. Сегодня же на первый план вышел индивидуализм и, как следствие, эгоизм. Для воспитания полноценной личности нужна та самая «золотая середина», но найти ее бывает очень трудно.

На сегодняшний день для воспитания полноценной личности необходимо успешное взаимодействие семьи и школы.

Только тесное сотрудничество учителей и родителей может дать хороший результат. Ведь часто мамы и папы неадекватно реагируют на замечания преподавателей, касающихся их детей. Вместо того, чтобы решать проблему с помощью доверительного разговора, некоторые родители только усугубляют ситуацию, наказывая своего ребенка. Другие же, напротив, стараются выставить учителей неправыми во всем, тем самым как бы обеляя свое чадо. Отсюда печальный результат, как в известной басне «Лебедь, рак и щука»: каждый, отстаивая свою правоту, попросту забывает о самом ребенке. Для воспитания полноценной личности взрослым важно вовремя разглядеть в ребенке талант и всячески способствовать его развитию.

Нужно дать возможность реализоваться этому таланту. Тогда и личность сформируется полноценная и многогранная. А первостепенной задачей семьи и школы является обнаружение в ребенке того самого таланта. Ну и, конечно же, помощь в его реализации.

К сожалению, сегодня для некоторых родителей учитель не является авторитетом, и это большая проблема для многих школ страны. А ведь устойчивая личность растет только в устойчивой семье, которая может преодолевать все негативные моменты, существующие в жизни. Если родители не могут бороться со своими недугами и недостатками: будь-то алкоголизм, наркомания или невежество, то ни о какой устойчивости в семье, а тем более у детей не может быть и речи. Поэтому сегодня вновь должны возрождаться родительские комитеты, советы, собрания на макрои микроуровнях. Фундамент в воспитание ребенка закладывает семья. Она должна слушать и слышать ребенка. Именно дома он должен чувствовать себя комфортно и защищенно.

Но сегодня и семья, и школа находятся в определенном социальном кризисе. Система воспитания и образования находится в режиме модернизации. Преподавателям и учителям самим порой очень сложно осмыслить все преобразования, которые они должны успеть освоить для повышения качества образования и воспитания ребенка. По мнению психологов, семья сегодня тоже испытывает один из глубочайших кризисов. Поэтому нужно иметь в виду, какая модель семьи существует у ребенка. Если семья - конгломерат, где все члены семьи близко связаны между собой и нравственными, и моральными целями, то у ребенка, безусловно, гораздо больше возможностей вырасти в полноценную личность.

Важно уважать ребенка как личность. Нужно делиться с ним своими проблемами, чтобы ребенок почувствовал, что ты нуждаешься в его советах. Ну и, конечно, давать советы ему и решать его проблемы. Главная цель воспитания - подготовить человека к дальнейшей жизни. К началу обучения ребенка в школе у него уже должны быть заложены основы воспитания. Школа только полирует личность, помогает развиваться.

Любой ребенок чувствует себя комфортно, когда он успешен. Эту успешность в нем должны сформировать и развить взрослые. Учитель должен знать обо всех положительных и отрицательных сторонах своих воспитанников, тогда ему будет легче развивать ребят именно в том направлении, которое интересно ученикам.

Без сомнения, все проблемы детей корнями уходят в семью. Часто дети страдают из-за того, что родители неправильно, неадекватно выстраивают взаимоотношения в семье. Многим детям катастрофически не хватает общения со своими родителями: в результате они становятся очень уязвимыми для внешних отрицательных воздействий. Но существует и другая проблема: родители слишком жестко и требовательно относятся к своему ребенку. Получая серьезные замечания от учителя, дети боятся сказать родителям правду. Результат этого состояния постоянного страха перед родными, учителями - разрушение хрупкой психики подростка.

Родителям важно быть просто добрыми, внимательными, уметь слышать, слушать и замечать те изменения в ребенке, которые нуждаются в участии близких для него людей. Ребенку важно знать, что он может обратиться к своим родителям по любому поводу в любой час, которые всегда поддержат и помогут справиться с проблемой.

Повышенная загруженность детей в школе рождает определенный конфликт, заложенный в государственных стандартах образования.

Интересен такой факт. Ученица - отличница, которая к 11-му классу так устала от обучения, что решила написать научное исследование на тему «Учебные трудности старшеклассников». Сделанный ею вывод поразил и учеников, и учителей. Оказывается, чтобы выучить все заданные на дом уроки, ребенок должен потратить от 4 до 12 часов. После всех уроков, придя домой, ребенок не может работать продуктивно более трех часов. Получается, что в школу дети приходят как минимум с одним невыученным предметом или многими недоученными. Естественно, присутствие на уроках по этим предметам способствует развитию у подростка стресса и чувства тревоги. В свою очередь, целью работы учителя является передача знаний по своему предмету, и невыученные уроки становятся преградой к их накоплению и преобразованию. Возникает вопрос без ответа: как быть?!

В наши дни определенную опасность для подростков представляет Интернет. Ведь во «Всемирной паутине» ребенок может найти не только действительно полезную и нужную информацию, но и разлагающую мораль. К примеру, существуют сайты, которые «помогают» людям «красиво» уйти из жизни! Влиянию подобного отрицательного воздействия наиболее подвержена неустойчивая психика молодых людей.

Уберечь современных подростков от такой информации не представляется возможным, но способ частичного предотвращения негативного влияния некоторых сайтов можно найти. Например, на занятиях преподаватели спрашивают детей: «Что удивило вас сегодня в Интернете? Какие сайты вас заинтересовали? Что бы вам хотелось обсудить?». С помощью подобных диалогов возможно своевременно принять правильное решение. Современная культура, независимо от того, хотим мы этого или нет, не всегда положительно влияет на формирование личности ребенка. Бандитские сериалы, боевики, фильмы ужасов - все это негативно отражается на психологическом здоровье детей. Существует масса социальных факторов, которые, к сожалению, негативно воздействует на подростков. В нашей стране одно из направлений спасения ситуации - цензура, духовная и культурная. В решении этого вопроса может пригодиться опыт зарубежных стран, где многие телепрограммы доступны только за отдельную плату на специализированных каналах.

Данную проблему нужно решать на государственном уровне. Должна существовать государственная программа идеологии, культуры и свободного вероисповедания. Когда мировоззрение ребенка будет базироваться на этих «трех китах», тогда он легко сможет отличить порок от гуманистических ценностей, а, главное, сам сможет бороться с этим пороком.

В связи с этим необходимо создавать государственную идеологию гуманной, направленной, прежде всего, на духовное обогащение личности. Нужно воскресить наши культурные традиции. Только когда мы возродим духовные ценности, накопленные Россией за тысячелетия, мы сможем воспитать устойчивую, полноценную личность.

Возникает вопрос, почему некоторые дети, независимо от того, в какой среде они воспитываются,  вырастают крупными учёными, а другие - преступниками? Специалисты знают, что на характер ребёнка и его психологическую устойчивость влияют психолого-биологические основы. Если мы выберем среди всей популяции детишек, которых природа уже наградила высокой психологической и биологической устойчивостью, то и труд учителей не останется напрасным. А если дети психологически неустойчивы изначально, то учитель сможет повысить относительную стойкость ребёнка к внешним отрицательным факторам всего лишь в 2-3 раза, не более того.

Выход из сложившейся ситуации существует. Это дифференцированный подход к образованию, то есть, создание специальных учебных групп для детей, куда ребята будут отбираться соответственно своим природным психологическим способностям. Тогда легче будет и детям, и учителям, и родителям. Ведь даже если ребёнок неустойчивый психологически, в благоприятных условиях ему будет легче и комфортней.

Решение этих и других проблем на перспективу видится в следующем.

Прежде всего, в повышении профессионализма педагога, который должен складываться из трех слагаемых:

  1. Непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма через оказание помощи методическим объединениям, отдельным педагогам в организации деятельности на уровне школы, с учетом педагогического стажа, уровня профессионализма и индивидуальных запросов личности педагога.
  2. Развитие профессионализма через курсы повышения квалификации без отрыва от производства с получением документа государственного образца.
  3. Реализация накопительной системы повышения квалификации, учитывающей индивидуальную образовательную программу педагога (фестиваль «Открытый урок»).

Немаловажным звеном этой системы является выстраивание работы с родителями через попечительские Советы и родительские комитеты, организация в каждой школе работы «Родительского университета», «Университета педагогических знаний», где бы родители имели возможность повысить свою компетентность в вопросах воспитания, детско-родительских отношений, профилактики асоциального поведения.

От нравственного здоровья двух коллективов - педагогического и родительского - зависит нравственное здоровье российских школьников.

Для семей, в которых у ребенка уже наметились определенные проблемы с психикой, необходимо повсеместно создавать центры медико-психологической помощи. Главной задачей специалистов этих учреждений должна стать оказание квалифицированной помощи проблемным детям и их родителям. Кстати сказать, в Ставропольском крае в этом плане накоплен положительный опыт.

Основные элементы государственной концепции воспитания видны в Законе РФ об образовании и других источниках. Этот подход можно назвать личностно-ориентированным воспитанием, целью которого является стимулирование саморазвития  личности,  базовое  образование и культура личности как основа для дальнейшего ее развития, помощь личности в жизненном самоопределении.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Борытко Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания. Волгоград. Перемена. 2001.
  2. Бондарева С. К. Развитие психолого-педа‑гогического взаимодействия в образовательном пространстве Содружества независимых государств. Мир образования - образование в мире. 2002г. № 2.
  3. Лихачев Б. Т. Воспитательные аспекты обучения. М., «Проспект», 2004.
  4. Сластелин В. А. Методика воспитательной работы. М. Academa. 2002 г.

Библиографическая ссылка

Черкесов Б. А., Лобода О. Б. ВОСПИТАНИЕ  КАК ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 5. – С. 63-66;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=15674 (дата обращения: 17.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252