Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,736

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ВХОЖДЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВУЗОВ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

Прохоров В. Т. Осина Т. М. Прохорова Е. В.
Болонский процесс является эффективным инструментом гармонизации систем высшего образования стран участников процесса. Вхождение России в Болонском процессе следует рассматривать в контексте ее национальных интересов, развития внешнеполитического курса страны, направленного на сотрудничество и интеграцию с Европой. Развитие Болонского процесса заслуживает серьезного внимания как шаг в подготовке России к вступлению во Всемирное Торговое сообщество. Болонский процесс является взаимовыгодным способом формирования единого европейского рынка высококвалифицированного труда и высшего образования. Участие России в этом процессе безусловно будет способствовать повышению конкурентоспособности российских образовательных услуг и кадров на европейских рынках труда.

Перестройка организации учебного процесса направлена на обеспечение свободы выбора индивидуальной образовательной траектории, определяемую индивидуальным учебным планом.

Чтобы желания стали реальностью необходимо разработать систему нормативных документов, определяющих принципы построения учебного процесса с использованием зачетных единиц, регламентирующих методы аттестации студентов с использованием балльно-рейтинговых систем, методики расчета учебной нагрузки преподавателей, порядок записи студентов на дисциплины, формирование учебных групп, введение служб академических консультантов и т.д.

Общий подход базируется на принципах всеобщего управления качеством (Total quality management, TQM) и требований к системе менеджмента качества Международной организации по стандартизации (ИСО). В этой связи с учётом требований стандарта ИСО 9001-200 основой СМК вуза будет являться:

  • ориентация на потребителя;
  • ведущая роль руководства в постановке целей и их достижении;
  • вовлечённость всех участников  учебного процесса в решение задач вуза;
  • процессный подход к организации всех видов деятельности вуза;
  • системный подход к его управлению;
  • постоянное улучшение качества образования.

С учётом Болонской декларации 1999 года основным положением обеспечения высокого качества образования, из которого исходит системный подход, состоит в том, что задачу нужно решать на всех этапах обучения, включая: анализ рынка интеллектуального труда, концептуальное планирование труда, концептуальное планирование подготовки специалистов, разработку рабочих учебных планов, методического, информационного и технического обеспечения учебного процесса, организацию приема в вуз, сам учебный процесс, контроль знаний и проведение квалификационных испытаний, трудоустройство выпускников и их адаптацию на предприятиях, послевузовское образование и повышение квалификации. Они в полной мере соответствуют новым критериям государственной аккредитации вуза, которая вступила с 1 января 2006 года и которые ежегодно корректируются с учётом меняющейся коньюктуры на рынке труда.

Следовательно существует острая потребность в переосмысливании понятия «образование», наполняя его содержание воспитанием ответственности будущего специалиста перед обществом за результаты своей деятельности.

Системообразующий признак профессионально-образовательной деятельности синтетически представлен понятием «образование». Понятие

«профессиональное» служит вектором. «Образование, процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков... оно тесно связано с воспитанием». Образование соединяет в себе обучение и воспитание. Обучение и воспитание, в принципе, связаны сами по себе. Образование придает их отношениям определенную целостность и направленность. Образование бессмысленно толковать вне идеологии. Не образование надо «очищать» от идеологии. В идеологии нужно «разгребать» завалы, устроенные апологетами и критиками буржуазного строя общественных отношений.

Идеология образования - общего и профессионального - базируется на двух важнейших положениях: необходимости системного обучения, чтобы сила знаний имела положительный вектор, и значимости воспитания потребности в системных знаниях, иначе активная фаза отношения к знаниям окажется ограниченной временем обучения в образовательных структурах.

Критерии качества высшего профессионального образования целесообразно рассматривать в теоретическом и практическом аспектах. В идеале оба аспекта должны быть двумя сторонами единого действия. В теоретическом плане критерии качества деятельности вуза выглядят как «стыковочный узел» Госстандарта; личной удовлетворенности выпускника; конъюнктурных требований внутреннего потребителя и разноуровневых требований международного рынка труда. Совместить различные подходы можно только в форме весьма эластичной и условно конкретной модели «специалиста».

Зона европейского высшего образования требует строительства на основе ценностей академической сути для того, чтобы отвечать ожиданиям партнеров, то есть, на демонстрации качества. Действительно, оценка качества должна учитывать цели и миссию институтов и программ. Она требует баланса между новшествами и традициями, академическими преимуществами и социально-экономической необходимостью, связностью программ и свободой выбора учащихся. Она охватывает преподавание и научные исследования также, как управление и администрирование, восприимчивость к потребностям учащихся и обеспечение внеучебных услуг. Имеющегося качества не достаточно, оно нуждается в демонстрации и гарантиях, чтобы получить подтверждение и доверие от учащихся, партнеров и общества дома, в Европе и в мире.

Качество - основное условие  для  доверия, уместности, мобильности, совместимости и привлекательности в Зоне европейского высшего образования.

Существует международный подход к оценке научных исследований. Такой же подход должен быть и в отношении высшего образования. В Европе обеспечение качества не может основываться на единственном воззрении по использованию общего набора стандартов. Путь в будущее будет состоять в разработке на европейском уровне механизмов для взаимного принятия результатов обеспечения качества, с «аккредитацией» как одной из возможных форм. Такие механизмы должны уважать национальные, лингвистические и дисциплинарные различия, а также университеты с малой нагрузкой.

Совместимость с европейским рынком труда должна различным образом отражаться в программах, в зависимости от того, когда (после первой или второй степени) были приобретены знания, умения и навыки, необходимые для работы. Возможность трудоустройства с учетом перспективы обучения в течение всей жизни будет достигнута лучше через ценности, присущие качественному образованию; через разнообразие подходов и профилей дисциплин; через гибкость программ, позволяющих иметь много возможностей вхождения «в» и выхода «из» них; через развитие межспециализационных навыков и умений, таких как коммуникация и языки; через способность мобилизовать знания, решать проблемы, работать в команде и развиваться социально.

Принципы Болонского процесса предполагают разработку и использование системы зачетных единиц, которая призвана решить проблему сравнимости образовательных программ, содействовать увеличению академической мобильности.

Система зачетных единиц является механизмом, позволяющим оценить трудозатраты студента на освоение отдельных дисциплин и образовательной программы в целом, а также сформулировать условия аттестации студентов в терминах числа зачетных единиц.

Введение системы зачетных единиц предполагает изменение единицы расчета трудоёмкости освоения образовательных программ, а также перестройку организации учебного процесса.

В качестве варианта при расчете трудоёмкости освоения дисциплин можно использовать методику, предложенную Минобразованием России (36 часов общей трудоёмкости оцениваться одной зачетной единицей или одним кредитом).

Вообще весь «Болонский процесс», начавшийся в Европе с подписания совместного заявления министров, как и многие другие процессы в мировом образовании, сегодня идет не столько «сверху», со стороны правительств, сколько по инициативе «снизу», со стороны самих вузов и их общественных объединений.

Если мы говорим о рынке образовательных услуг, то это действительно рынок конкурентный. И, если честно говорить, то России надо еще на него пробиваться.

Активная жизненная позиция, помноженная на ежедневный труд, обеспечивает то, что называется качеством подготовки специалистов.

Конечно, имеются проблемы,  характерные не  только для кафедр нашего университета, но и для многих кафедр родственных вузов России, а именно:

  • лабораторная  база  кафедр  практически не обновляется за последние десятилетия;
  • существенно уменьшилось число предприятий легкой промышленности, которые всегда были площадкой для приобретения практического опыта будущими специалистами;
  • резко сократилось число государственных предприятий, что спровоцировало полную потерю  сложившихся годами отношений между предприятиями и учебными заведениями. Если раньше выпускникам вузов и техникумов, приехавшим по направлению на работу, предприятие предоставляло жилье, то теперь этого не делается. Государство, приняв решение о передаче в частные руки производство, вроде бы одновременно хотело переложить на них и часть забот по подготовке кадров, а они, предприниматели - остались глухими к такой постановке вопроса и пытаются не тратиться на подготовку себе кадров;
  • бизнес сегодня развивается сам по себе, подготовка кадров - сама по себе.

Ясно, что при таком положении вузы ничего не смогут сделать, если не будет взаимной заинтересованности в результатах работы учебных заведений и предприятий. Грустно, но студенты не могут приобретать практические навыки работы и знать особенности современных технологий, если студентов не пускают на практику на эти самые предприятия, где они вроде бы так нужны.

Следовательно, необходимо садиться за «круглый стол», вести диалог с предпринимателями о том, как совместно строить учебный процесс, для того, чтобы на предприятия приходили именно те специалисты и в таком количестве, которые были бы востребованы не только сегодня, но главное - завтра.

Можно изменить учебные программы, согласовав их с производством, можно повысить квалификацию профессорско-преподавательского состава, и даже найти, наверное, совместными усилиями средства для оснащения лабораторий современным оборудованием, в том числе с участием спонсоров, но важно другое, чтобы в этих желаниях были единодушны вузы, предприятия, федеральные, региональные и муниципальные органы власти - только в таком союзе удастся создать условия для подготовки высококвалифицированных и, главное, востребованных специалистов, как в России, так и во всем постсоветском пространстве.

Сегодня высшая школа переживает не самые лучшие годы своего развития, и вопрос не только в неудовлетворительном финансировании, а в том безразличии государства к ее конечному продукту - специалисту. Во все времена существования общества к человеку, получившему высшее образование, было непререкаемое уважение, потому что это была лучшая ее часть.

Сейчас  в  высшую  школу  приходят  дети как из семей социально защищенных, так и те, кто не имеет средств, но желает получить высшее образование, потому что прекрасно окончили школу и хотели бы продолжить образование. И те, и другие продолжают ожидать, что их постоянно будут опекать учителя и родители, принимать за них большинство решений, но это было вчера. Уже сегодня, а тем более завтра, необходима интеграция всего лучшего, что есть и будет как в вузах России, так и в вузах на постсоветском пространстве, что будет гарантировать выпускнику его востребованность обществом.

И, главное, необходимо провести значительную работу по согласованию национальных процедур с формирующимися европейскими понятиями. Наиболее злободневными из них на сегодня и завтра являются:

  • согласование понимания стандарта в России и Европе;
  • разработка национальных и европейских критериев квалификации на основе компетентного подхода;
  • разработку принципов и процедур оценки и обеспечения качества образования;
  • разграничение прав и ответственности между вузами, объединениями академического сообщества, гражданами, получающими образование, предпринимателями и государством при разработке стандартов и контроле качества образования;
  • разработку единообразного сопоставления содержания степеней в многоуровневой системе обучения;
  • согласования системы перезачетов кредитов (система ЕСТS);
  • включение в процесс взаимного признания квалификаций после прохождения вузами аккредитации в любом из признанных ЕС независимым общественно-профессиональном агентстве (организации);
  • создание условий для обеспечения конкурентоспособности российского образования в европейском и мировом образовательном пространстве;

Сформулированные проблемы и задачи могут восприниматься как бы от степени готовности каждого вуза и восприятию принципов Болонской декларации, но одно бесспорно - каждый вуз должен создать эту самую систему гарантий качества образования, чтобы гарантировать своим выпускникам удовлетворять постоянно меняющейся конъюнктуре на рынка труда.


Библиографическая ссылка

Прохоров В. Т., Осина Т. М., Прохорова Е. В. ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ВХОЖДЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВУЗОВ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 5. – С. 112-115;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=15750 (дата обращения: 18.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252