Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,736

ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ПИТАНИЕ

Жусупбекова М.К. 1
1 Кызылординский государственный университет им. Коркыт Ата
Рассматривается одно из важнейших прав человека как право на питание и проблемы продовольственной безопасности. Отмечая продовольственную безопасность как одну из глобальных приоритетных проблем современного общества, проводится анализ законодательства РК по проблемам продовольственной безопасности. Продовольственная безопасность имеет и международное значение, поэтому предлагается использование международной практики по созданию правовых основ государственного регулирования продовольственной безопасности. Вместе с этим предлагается во-первых, принятие Закона РК «О продовольственной безопасности»; во-вторых, улучшение качества продовольственных товаров, производить конкурентноспособное продовольствие, увеличить ассортимент продуктов питания; в-третьих, усилить контроль проверки качества продовольствия.
продовольствие
право на питание
продовольственная безопасность
1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года [Электронный ресурс] Режим доступа. – URL: http:// www. mpil.de /files/ pdf2/ vseobtschschaja_deklaracija_prav_cheloveka. pdf.
2. Международный Пакт «Об экономических, политических, социальных правах» от 16 декабря 1966 года [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http:// www. un. org/ ru/ documents /decl_conv/conventions/pactpol.shtml.
3. Бурдуков П.Т., Саетгалиев P.З. Россия в системе глобальной продовольственной безопасности. М.,1999, – С. 32.
4. Безопасность России. Разд. I «Продовольственная безопасность». М.: МТФ «Знание», 2000. – С. 104.
5. Закон Республики Казахстан «О зерне» от 19 января 2001 года [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.kazagrogarant.kz/files/kazagrogarant.kz_zrk_zerno.html.
6. Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год. Послания Президента Республики Казахстан от 16 апреля 2002 года [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.akorda.kz/ru/page/poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-a-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-aprel-2002-g.
7. Указ Президента Республики Казахстан «Государственная агропродовольственная программа Республики Казахстан на 2003-2005 года» от 5 июня 2002 года [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1031396.
8. Закон Республики Казахстан «О государственном регулировании агропромышленного комплекса и сельских территорий» от 8 июля 2005 года [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30015652.
9. Закон Республики Казахстан «О пищевой безопасности» от 21 июля 2007 года [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30114108.
10. Закон Республики Казахстан «О внесении изменении и дополнении в Законы по обеспечению продовольственной безопасности» от12 декабря 2009 года [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P090001971.
11. Новое десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана. Послание Президента Республики Казахстан от 29 января 2010 года [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.akorda.kz/ru/page/poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-a-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-29-yanvarya-2010-goda.
12. Построим будущее вместе. Послание Президента Республики Казахстан от 28 января 2011 года [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.akorda.kz/ru/page/poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-a-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-28-01-2011-g.
13. Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана. Послание Президента Республики Казахстан от 27 января 2012 года [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.akorda.kz/ru/page/poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-a-nazarbaeva-narodu-kazakhstana.
14. Стратегия «Казахстан-2050». Послание Президента Республики Казахстан от 14 декабря 2012 года [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.akorda.kz/ru/page/page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-14-dekabrya-2012-g.
15. Результаты государственного контроля над соблюдением требований, установленных законодательством в области технического регулирования и метрологии за 2012 год. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.nomad.su/?a=13-201301180010.

Право человека на питание является одним из основных прав человека, которое обеспечивает его жизнедеятельность. Право на питание означает, что каждый человек должен обладать достаточным жизненным уровнем, то есть иметь необходимую пищу, одежду, жилище и т.д., которое обеспечивало бы человеку здоровье и его трудоспособность. Право человека на питание тесно связано с продовольственной безопасностью. Продовольственная безопасность имеет приоритетное и глобальное значение. Это связано с тем, что продовольственная безопасность во-первых, обеспечивает жизнедеятельность всего общества, то есть обеспечивает продуктами питания; во-вторых, определяет мощь страны как в экономическом так и в политическом и социальном направлений. Поэтому, признавая важность и актуальность данной проблемы необходимо, чтобы государство всегда уделяло большое внимание аграрному сектору экономики, которое решает эту проблему. Нужно принимать правовые меры по решению проблемы обеспечения продовольственной безопасности.

Целью исследования является изучение приоритетного значения продовольственной безопасности для общества и индивида в отдельности, сравнение законодательного закрепления продовольственной безопасности в некоторых зарубежных странах и предложение по совершенствованию нормативно-правовой базы обеспечения продовольственной безопасности.

Материал и методы исследования. Материалами исследования являются научные работы российских и казахстанских ученых, применяются исторический, аналитический, сравнительные методы.

В Конституции Республики Казахстан, как и в основных законах других стран определены ряд важнейших прав человека. Права человека подразделяются на несколько групп: личные, политические, экономические, социальные, культурные и экологические.

Одним из социальных прав является право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право на охрану здоровья включает право на питание, которое в свою очередь означает право иметь регулярный, постоянный и неограниченный доступ либо непосредственно, либо путем закупок к адекватному и достаточному в количественном и качественном отношении питанию, соответствующему культурным традициям народа, к которому принадлежит потребитель, и обеспечивающему как на индивидуальном, так и на коллективном уровне приносящую удовлетворение и достойную в физическом и интеллектуальном отношении жизнь. На основании этого можно определить, что право человека на питание является основным его правом, которое обеспечивает жизнедеятельность человека и общества в целом.

О праве на питание было сказано в статье 25 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, где определено, что «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддерживания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам» [1].

В статье 11 Международного пакта об экономических, политических, социальных правах 1966 года также говорится, что «каждый имеет право на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни» [2].

Общеизвестно, когда речь идет о праве на питание необходимо говорить о безопасном праве на питание и о продовольственной безопасности, который включает эти права.

В настоящее время в современном обществе основной проблемой является продовольственная безопасность. Во-первых, это связано с тем, что обеспечение народа продовольствием с физиологической позиции определяет его жизнедеятельность. Во-вторых, определяет политическую независимость государства и обеспечивает его экономическую стабильность. Поэтому, нужно отметить, что нельзя говорить об экономической, политической или национальной безопасности общества, если каждое государство полностью не обеспечивает продовольственную безопасность своего народа.

Продовольственную безопасность нужно рассматривать как глобальную проблему, имеющую приоритетное и международное значение. В этой связи, во всех государствах создана правовая основа государственного регулирования продовольственной безопасности. Например, в 1955 году в Германии был принят Закон «О сельском хозяйстве Германии». В этом законе было отмечено, что государство должно рассматривать обеспечение продовольственной безопасностью народа как стратегическую проблему и быть независимым от третьих государств в формировании продовольственного фонда [3, с.32]. Во Франции существует Закон «Об обеспечении устойчивости сельскохозяйственного производства», где отмечено, что государство поддерживая конкурентноспособность сельхозяйственных товаропроизводителей, регулирует внутрениий рынок сельхозпродукции и контролирует не нанесение вреда отечественному сельскохозяйственному производству импортной продукцией, завезенной из вне. В Швеции действует Закон «О рационализации сельского хозяйства» 1947 года, где предусмотрена поддержка конкурентноспособностей своих агропроизводителей и направлена на ограничение импорта сырья продовольствия через квоту. Государство при стимулировании сельскохозяйственного производства учитывает, чтоб доход фермера не был ниже дохода среднего профессионального работника производства. В США продовольственный комплекс со стороны государства защищен разносторонне. Для этого приняты специальные нормативно-правовые акты, которые направлены на сохранение природных ресурсов и на устойчивое обеспечение продовольствием через поддержку сельского хозяйства. В США действует Закон «О продовольственной безопасности», который направлен на поддержку сельского хозяйства и является основой для жизни, в том числе и права на питание. В соответствии с этим Законом, в целях обеспечения продовольственной безопасности и для помощи другим странам продовольствием предусмотрена покупка зерна в государственные склады. Кроме этого Закона, были приняты и другие нормативно-правовые акты. Например, в 1986 году был принят Закон «Об улучшении продовольственной безопасности», который состоял из комплекса мер по поддержке американских фермеров и субсидии по поддержанию плодородия земли [4, с.104]. Нужно отметить, что в зарубежных странах для осуществления этих законов дополнительно принимаются специальные программы.

В Республике Казахстан государство постоянно уделяет большое внимание обеспечению продовольственной безопасности. По этой проблеме были приняты ряд нормативно-правовых актов. Общеизвестно, что обеспечение продовольственной безопасности тесно связано с развитием аграрного сектора экономики. Поэтому вначале определение «обеспечение продовольственной безопасности» появилось в пункте 3 статьи 1 Закона РК «О зерне». Там было определено, что « продовольственная безопасность – состояние экономики, в том числе ее агропромышленного комплекса, обеспеченное соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями независимо от внешних и внутренних условий, при котором удовлетворяются потребности населения в продуктах питания в соответствии с физиологическими нормами питания» [5]. Этот пункт потом был исключен.

Позже этот немаловажный вопрос был освещен в Послании Президента страны народу Казахстана на 2003 год. В документе определяются такие ключевые задачи, как направление всех сил на становление села; на необходимость государственной аграрной политики; на разработку пакета документов, обеспечивающих продовольственную безопасность. В Послании так же отмечено, что главным фактором подъема села является устойчивое динамичное развитие агропромышленного комплекса на рыночных принципах [6].

В обеспечение Послания Президента страны народу Казахстана была принята «Государственная агропродовольственная программа Республики Казахстан на 2003-2005 года». Целью этой программы явилось обеспечение продовольственный безопасности Казахстана, основанной на формировании эффективной системы агропромышленного комплекса и производства конкурентно способной продукции.

В программе определяются следующие задачи: обеспечение продовольственной безопасности, формирование эффективной системы агробизнеса; увеличение объемов продаж сельскохозяйственной продукции и продуктов её переработки на внутренних и внешних рынках; рационализация мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Так же в программе определены группы критериев для оценки эффективности агропродовольственной программы [7].

Кроме того, об обеспечении продовольственной безопасности говорилось и в Законе Республики Казахстан «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территории» от 8 июля 2005 года, где закреплены цели государственного регулирования агропромышленного комплекса и сельских территории. К ним относятся: развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий и обеспечение сельского населения благоприятными условиями жизни; обеспечение продовольственной безопасности государства; обеспечение устойчивого экономического и социального развития агропромышленного комплекса и сельских территорий; создание экономических условий для производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки [8]. Позже этот закон был дополнен целой главой, которая называется «Государственное регулирование обеспечения продовольственной безопасности». В этой главе четко обозначены критерии и направления обеспечения продовольственной безопасности, к которым относятся: физическая доступность продовольственных товаров; экономическая доступность продовольственных товаров; гарантия безопасности пищевой продукции.

Помимо этого, 21 июля 2007 года в целях охраны жизни и здоровья человека был принят Закон РК «О пищевой безопасности».

Учитывая, что на уровень обеспечения продовольственной безопасности влияет уровень развития агропромышленного комплекса, глава нашего государства в ежегодных обращениях к народу Казахстана, не раз останавливается на развитии агропромышленного комплекса. Так, в Послании Президента РК народу от 29 января 2010 года было отмечено, что развитие агропромышленного комплекса должно проходить по трем основным направлениям: рост производительности труда; реализация экспортного потенциала; обеспечение продовольственной безопасности страны [9]. Помимо этого Послания, в 2010 году была утверждена Программа по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2010-2014 годы, основной целью которой является развитие конкурентоспособного агропромышленного комплекса страны, обеспечивающего продовольственную безопасность и увеличение экспорта продукции. В этом документе были поставлены ряд задач, среди которых одним из основных является производство качественной конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

В Послании Президента РК народу от 28 января 2011 года было сказано, что будет реализован беспрецедентный проект по развитию мясного животноводства, которое обеспечит сельское хозяйство рабочими местами и позволит увеличить поголовье племенного и породного скота всех видов, которое в свою очередь будет стимулировать рост производительности в смежных отраслях – сельскохозяйственном машиностроении, химической и пищевой промышленности, кормопроизводстве, ремонте техники [10].

В Послании Президента РК народу от 27 января 2012 года, в его десятом направлении было отмечено, что потребность в продовольствии с каждым годом в мире будет возрастать. Поэтому глава государства предлагает ряд мероприятий, направленных на обеспечение продовольственной безопасности: расширение доступа фермеров к финансированию без посредников; создать единый зерновой холдинг; реализацию проекта по развитию производства мяса.

В Послании Президента РК народу Казахстана от 14 декабря 2014 года в третьем вызове обозначил угрозы глобальной продовольственной безопасности. В Послании говорится, что «высокие темпы роста мирового народонаселения резко обостряют продовольственную проблему. Уже сегодня в мире десятки миллионов людей голодают, около миллиарда человек на постоянной основе испытывают нехватку в пище. Без революционных изменений в производстве продуктов питания эти страшные цифры будут только расти» [11]. Во исполнение Послания Президента РК с целью подъема экономики села принимается Государственная Программа по развитию агропромышленного комплекса на 2013-2014 годы, где прямо сказано об усилении государственного контроля в отношении безопасности и качества пищевых продуктов с проведением лабораторного анализа на соответствие требованиям технических регламентов, в том числе и наличие фальсификатов (не декларируемые растительные жиры, соевые добавки и другие заменители, консерванты, ароматизаторы, красители).

Все эти важные документы и нормативно-правовые акты направлены на обеспечение продовольственной безопасности, на поднятие аграрного сектора экономики на качественно новый уровень развития.

Выводы и заключение

Подводя итог,- нужно отметить, что для обеспечения продовольственной безопасности необходимо придерживаться следующих принципов:

– принцип доступности к продуктам питания в необходимом количестве всех граждан государства для ведения здорового образа жизни;

– принцип регулирования рынка продовольствия на основе целевых программ государства;

– принцип государственной поддержки отечественных селхозтоваропроизводителей;

– принцип экономического и научного обоснования необходимого государству продовольствия;

– принцип проведения контроля по определению безопасности отечественных и иностранных продуктов.

Кроме этого, по обеспечению продовольственной безопасности можно предложить следующие предложения:

– нужно принять специальный Закон РК «О продовольственной безопасности». Такой закон принят в России. Его основная цель обеспечение прав граждан на полноценное питание на основе осуществления конституционных прав на жизнь;

– улучшение качества продовольственных товаров, производить конкурентноспособное продовольствие, увеличить ассортимент продуктов питания;

– усилить контроль проверки качества продовольствия. Потому что, при проверке продуктов питания имеют место неоднократные факты нарушения. Например, по большинству продуктов питания отсутствуют сертификаты соответствия, нарушена маркировка и не соответствие продовольствия техническим регламентам продукции [12].

Таким образом, признавая, что продовольственная безопасность имеет приоритетное значение, необходимо создать крепкую правовую основу государственного регулирования продовольственной безопасности.


Библиографическая ссылка

Жусупбекова М.К. ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ПИТАНИЕ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 5-2. – С. 181-185;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33951 (дата обращения: 18.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252