Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,560

ОБЩЕЕ ОБЕЗБОЛИВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ САНАЦИИ ПОЛОСТИ РТА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Тарасова Н.В. 1 Буянкина Р.Г. 1, 2 Алямовский В.В. 1 Федорова Т.В. 1 Дегтярева Л.Г. 2
1 ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации
2 КГБУЗ «Красноярская межрайонная детская клиническая больница № 5»
Статья посвящена исследованию проблемы санации полости рта детям с ограниченными возможностями здоровья. На основании клинического опыта определены и проанализированы этапы подготовки и санации полости рта данной категории детей под общим обезболиванием. Доказано, что количество лечебных манипуляций увеличилось с 264 (вылечено 90 зубов, удалено 174) до 287 (вылечено 212 зубов, удалено 75), но идет увеличение консервативных методов лечения твердых тканей зубов в 2,4 раза по отношению к радикальным методам.
дети с ограниченными возможностями здоровья
санация полости рта
общее обезболивание
1. Артюхов И.П. Основные тенденции состояния здоровья подростков города Красноярска / И.П. Артюхов, М.Ю. Галактионова, А.Л. Рахимова // Сиб. мед. обозрение. – 2012. – № 6. – С. 47–52.
2. Галонский В.Г. Обоснование психолого-педагогических приемов к проведению «Уроков стоматологического здоровья» у детей с сенсорной депривацией слуха / В.Г. Галонский, Н.В. Тарасова, О.А. Елисеева // Сиб. мед. обозрение. – 2013. – № 3. – С. 11–17.
3. Глобальное бремя болезней (Global Burden of Disease): порождение доказательств направления политики – региональное издание для Европы и Центральной Азии [Электронный ресурс]. – Seattle, WA: IHME, 2013. – Режим доступа: http://www.healthdata.org/sites/default/files/files/policy_report/2013/WB_EuropeCentralAsia/IHME_GBD_WorldBank_EuropeCentralAsia_FullReport_RUSSIAN.pdf. (дата обращения 19.02.2015).
4. Доклад Правительства Красноярского края «О положении детей в 2010 году» [Электронный ресурс]. – Красноярск, 2010. – Режим доступа: http://www.krskstate.ru/press/pressinter/0/doklad_id/134 (дата обращения 19.02.2015).
5. Доклад Правительства Красноярского края «О реализации Конвенции о правах инвалидов в Красноярском крае» [Электронный ресурс]. – Красноярск, 2014. – Режим доступа: http://www.krskstate.ru/press/pressinter/0/doklad_id/183/print/yes. (дата обращения 19.02.2015).
6. Лупан И.Г. Программа здоровья полости рта у детей с ограниченными возможностями инновации в стоматологии / И.Г. Лупан, А.Ф. Спиней, Ю.Г. Спиней // [Электронный ресурс]. – Ереван, 2014. – Режим доступа: http://dentalcongress.ru/konkurs/sotsialnyy-proekt-v-moldove-programma-zdorovya-polosti-rta-u-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami.php (дата обращения 09.03.2015).
7. Об утверждении Порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях: Приказа Министерства здравоохранения РФ № 1348н от 21 декабря 2012 г. Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosminzdrav.ru/documents/6876-prikaz-minzdrava-rossii-ot-21-dekabrya-2012-g-1348n. (дата обращения 19.02.2015).
8. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://krasstat.gks.ru. (дата обращения 19.02.2015).
9. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru. (дата обращения 19.02.2015).
10. Aliamovskii V., Duzh A., Tarasova N., Galonsky V. Dentoalveolar anomalies in children with cerebral plasy // International Dental Journal. – 2015. – V.65 (Suppl. 1). – P. 92.
11. Alyamovskiy V., Tarasova N., Galonskiy V., Duzh A., Eleseeva O. Oral Hygiene Education in Children with Sensory Hearing Deprivation // International Dental Journal. – 2013. – V.63 (Suppl. 1). – P.195–196.

По данным ВОЗ (2013), 5,1 % детского населения мира являются инвалидами, из числа которых 0,7 % имеют тяжелые формы патологий [3]. Проблема ограничений возможностей здоровья (ОВЗ) среди детского населения в России остается приоритетной. Так, по данным Росстата, число детей-инвалидов в 2010 г. на территории РФ составили 495,3 тыс. человек (1,9 % детей) [9], по Красноярскому краю – 9,2 тыс. (1,5 %) [4]. На сегодняшний день данный показатель в нашем регионе вырос на 0,2 % и репрезентативен значениям по стране [8]. В структуре причин ОВЗ у детей Красноярского края первое место принадлежит психическим расстройствам (27,4 %), второе – болезням нервной системы (25,8 %), на третьем месте – врожденные аномалии (20,5 %) [5].

Общая численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях для детей с ОВЗ в Красноярском крае за последние пять лет выросла в 1,1 раза, что позволяет своевременно проводить диспансерное наблюдение только 54,2 % детей и подростков [2, 8]. Вместе с тем Приказом Минздрава России от 21.12.2012 г. № 1348н «Об утверждении порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях» не регламентируются профилактические осмотры у врача-стоматолога [7]. Лица с ограниченными возможностями имеют серьезные физиологические, физические и интеллектуальные проблемы, что обусловлено сочетанием неблагоприятных социальных, психологических, биологических и генетических факторов. Вместе с тем происходит снижение адаптационных возможностей организма и возрастает потребность в деликатном оказании медицинских услуг в целом и стоматологических, в частности. Ведущим фактором высокой интенсивности и распространенности стоматологических заболеваний у детей с ОВЗ является невозможность выполнения рациональных мануальных навыков по гигиене полости рта [6, 10].

Необходимо отметить отсутствие специальных навыков у врача-стоматолога для грамотного общения с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Так, в ходе оказания стоматологических услуг детям и подросткам с сенсорными нарушениями необходимо присутствие дополнительного персонала для установления диалога с ребенком [11]. Нарушение мобильности и координации движений у пациентов с расстройством статодинамической функции, сложности в концентрации внимания у лиц с умственной отсталостью и задержкой психического развития, а также возможные поведенческие проблемы у детей с психическими расстройствами исключают возможность длительных процедур и применение травмоопасных медицинских инструментов [1, 2]. Все вышеперечисленное способствует повышению тревожности ребенка, а также затрудняет и пролонгирует проведение стоматологических лечебных манипуляций.

Таким образом, на приоритетные позиции в проведении санации полости рта у детей с ограниченными возможностями здоровья выходят методы общего обезболивания.

Цель исследования

Стоматологическое лечение детей с ограниченными возможностями здоровья под общим обезболиванием является одним из эффективных методов плановой санации полости рта детей-инвалидов.

Задачи исследования

1. Проанализировать этапы подготовки ребенка с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость, детский церебральный паралич – ДЦП) к проведению санации полости рта под общим обезболиванием.

2. Определить последовательность санации полости рта ребенка с ОВЗ в условиях общего обезболивания.

3. Оценить показатели плановой санации полости рта у детей с ОВЗ под общим обезболиванием.

Материалы и методы исследования

Клиническое исследование проводилось на базе отделения челюстно-лицевой хирургии Красноярской межрайонной детской клинической больницы № 5 (КГБУЗ «КМДКБ № 5») в период 2012–2014 гг. За 3 года под общим обезболиванием проведены плановые санации полости рта у 285 детей, из них 201  – (70,5 %) это дети с тяжелыми нарушениями интеллекта и опорно-двигательного аппарата (таблица).

В соответствии с задачами исследования проанализировали и определили этапы подготовки и стоматологической санации детей с ОВЗ под общим обезболиванием, определили количество пролеченных зубов по неосложненному и осложненному кариесу и количество удаленных зубов за 2012–2014 гг.

Полученные данные регистрировали в компьютерной базе данных, после чего производили их статистическую обработку. Вычисления выполняли с использованием расчетной функции в программе Excel для среды Windows.

Результаты исследования и их обсуждение

Отделение челюстно-лицевой хирургии Красноярской межрайонной детской клинической больницы № 5 оказывает квалифицированную медицинскую (стоматологическую) помощь детям краевого центра и районов Красноярского края. Специалисты отделения занимаются санацией полости рта под общим обезболиванием. В случае, когда стоматологическое лечение невозможно проводить под местным обезболиванием в связи с неустойчивой психикой, нарушениями чувствительности, восприятия, когнитивных и коммуникативных способностей, а также наличием хореического гиперкинеза и атетоза, тяжелыми пороками развития и др.

Стоматологическая санация с применением общего обезболивания – это плановое мероприятие, для которого требуется специальная подготовка. Подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к плановой санации под общим обезболиванием имеет следующие этапы:

Первый этап: осмотр врачом-стоматологом полости рта ребенка. Обследование ребенка начинается с выяснения характера стоматологического заболевания и планирования предстоящего объема вмешательства. Обычно правильно определить эти параметры не сложно, однако у детей с ОВЗ провести полный осмотр полости рта не всегда представляется возможным. В подобных случаях следует ограничиваться частичным осмотром и дополнить сведениями, полученными от родителей (опекунов), а окончательный стоматологический диагноз выставить после достижения анестезии. Также в ходе осмотра выявляется необходимость предварительного рентгенологического обследования челюстно-лицевой области. Далее оценивается объем работы и последовательность лечебных манипуляций. План работы составляется на 40–60 минут наркозного времени, принимая во внимание спокойное поведение ребенка, работу без перерыва даже на сплевывание, наличие ассистента и хорошее стоматологическое оснащение.

Структура детского контингента с ОВЗ, по основному заболеванию

Основное заболевание

2012 г.

абсол. число ( %)

2013 г.

абсол. число ( %)

2014 г.

абсол. число ( %)

ДЦП

15 (25,8 %)

21 (30,4 %)

25 (33,8 %)

Умственная отсталость

33 (74,2 %)

48 (69,6 %)

49 (66,2 %)

Всего детей с ОВЗ

48 (100 %)

69 (100 %)

74 (100 %)

Второй этап подготовки: проведение дополнительного обследования, которое включает осмотр ребенка врачом-педиатром КМДКБ № 5. Педиатру предоставлялись сведения от участкового врача о перенесенных заболеваниях, эпидемиологическом окружении и возможности лечения зубов под общим обезболиванием. Педиатром детской хирургической больницы проводится оценка клинических анализов крови и мочи и оценивается состояние ребенка на момент осмотра.

Заключительным этапом подготовки детей с ОВЗ к лечению под общим обезболиванием является консилиум специалистов: врача-стоматолога, педиатра, анестезиолога-реаниматолога, на котором принималось решение о возможности санации, дате, времени лечения, периода выхода ребенка из наркоза и длительности периода наблюдения в стационаре.

С родителями проводилась беседа, в ходе которой объяснялись правила подготовки ребенка к лечению под общим обезболиванием, возможные осложнения, а также особенности реабилитации детей после санации.

Во время наркоза с пациентом работает бригада: врач-анестезиолог, врач-стоматолог, сестра-анестезист, ассистент стоматолога, санитарка операционного блока. Этапы санации детей с ограниченными возможностями здоровья под общим обезболиванием заключаются в следующем:

1. Лечебные манипуляции в ротовой полости начинали только после полного выключения сознания, релаксации мышц и наступления аналгезии (решение о начале работы принимает врач-анестезиолог).

2. Проведение санации начинали с наиболее сложных и болезненных манипуляций: препарирования глубоких кариозных полостей, эндодонтического вмешательства и др., последовательно на одной стороне челюсти, затем – на другой. Только после этого проводили пломбирование корневых каналов и кариозных полостей. Для медикаментозной обработки использовали лекарственные препараты, которые не имеют выраженных запахов (1,0 % перекись водорода, хлоргексидина биглюконат).

3. Для пломбирования каналов использовали пасты на основе эвгенола, для пломбирования кариозных полостей – стеклоиономерные цементы и компомеры, т.к. методика работы с ними наименее длительна и более удобна в условиях наркоза.

4. Удаление зубов проводили на последнем этапе санации.

Послеоперационный период до полного пробуждения ребенка проходит в специальной палате под наблюдением врача-анестезиолога и сестры-анестезиста. Обычно этот период длится от 40 минут до 1,5 часов, после чего ребенок просыпается и адаптируется после наркоза.

Родителям давали рекомендации по уходу за ребенком после общего обезболивания, времени приема пищи, рациональному питанию, повторному приему у стоматолога. В этот же день дети возвращались домой.

После проведения плановой санации полости рта рекомендовали проходить профилактические осмотры не реже трех раз в год, с обязательным обучением мануальным навыкам по рациональной гигиене полости рта.

При анализе проведенных плановых санаций детям с ограниченными возможностями здоровья выявлено, что возрастает количество детей, санированных под общим обезболиванием. Так, в 2013 году на 19,0 % и в 2014 году на 27,6 % увеличилось количество санированных детей в сравнении с 2012 годом.

В 2012 году просанировано детей до 14 лет – 42 (72,4 %), из них 2 ребенка – воспитанники детского дома-интерната для умственно отсталых детей; 15–17-летних подростков – 16 (27,6 %) человек. Вылечено всего 90 зубов, по поводу кариеса – 27 (30,0 %), по поводу осложненного кариеса – 63 (70,0 %) зуба. Удалено по поводу периодонтитов и физиологической смены 174 зуба (10 постоянных и 164 временных зуба). Ввиду множественного поражения кариесом зубов у 7 детей (12,1 %) проводилась санация под общим обезболиванием в два посещения.

В 2013 году санация полости рта проведена 52 детям (75,4 %) до 14 лет и 17 подросткам до 18 лет (24,6). Вылечено всего 126 зубов, по поводу кариеса – 34 (2,7,0 %), по поводу осложненного кариеса – 92 (73,0 %) зуба. Удалено по поводу периодонтитов и физиологической смены 63 (9 постоянных, 54 временных) зуба.

В 2014 году 53 (71,6 %) ребенка до 14 лет и 21 (28,4 %) подросток проходили лечение зубов под общим обезболиванием в КМДКБ № 5. Вылечено всего 212 зубов, по поводу кариеса – 37 (17,5 %), по поводу осложненного кариеса – 175 зубов (82,5 %). Удалено по поводу периодонтитов и физиологической смены 75 зубов (16 постоянных, 59 временных). На повторную санацию к врачу-стоматологу под общим обезболиванием (2014 г.) обратились 5 пациентов (6,8 %), которые были просанированы в 2013 году. У данных детей отмечался прирост новых кариозных полостей, кариес депульпированных зубов за счет частичного скола стенок коронок постоянных зубов.

Таким образом, несмотря на совершенствование местной анестезии в стоматологии, санация под общим обезболиванием должна существовать, особенно для пациентов с тяжелой сопутствующей патологией (большинство их которых инвалиды).

Выводы

1. Наиболее частым показанием к общему обезболиванию при санации полости рта явился патологический психоневрологический статус, наследственные болезни и синдромы, а также лабильная нервная система с непреодолимым страхом перед манипуляциями у детей.

2. Для эффективного стоматологического лечения под общим обезболиванием требуется специальная подготовка пациента и взаимодействие родителей (опекунов) и медицинского персонала хирургического стационара.

3. Хирургическая санация полости рта под общим обезболиванием проводится в конце терапевтической санации.

4. Для своевременного выявления, лечения и качественного осуществления профилактики стоматологических заболеваний необходимо взаимодействие родителей, педиатров, узких специалистов с врачом-стоматологом.

В заключение считаем возможным подчеркнуть, что хорошая организация анестезиологической службы, включающая четкое и правильное определение показаний и противопоказаний к виду и способу обезболивания, реальную оценку состояния ребенка, адекватное и технически грамотное анестезиологическое и стоматологическое обеспечение на всех этапах пребывания его в стационаре являются залогом и гарантией успешной работы и стоматологического здоровья пациентов.


Библиографическая ссылка

Тарасова Н.В., Буянкина Р.Г., Буянкина Р.Г., Алямовский В.В., Федорова Т.В., Дегтярева Л.Г. ОБЩЕЕ ОБЕЗБОЛИВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ САНАЦИИ ПОЛОСТИ РТА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 4. – С. 70-74;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35068 (дата обращения: 13.11.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252