В программе «Физическое воспитание детей 5-6 лет с использованием национальной культуры Чукотки» предлагается технология физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, разработанная на основе подвижных игр, национальных танцев и состязаний народов Севера сопряженным с обучением основным движениям по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» (Под ред. М.А. Васильевой, 2006). Подвижные игры и состязания дифференцированы по преимущественному развитию основных физических качеств (быстроты, силы, ловкости и выносливости), национальные танцы на развитие гибкости и пластичности.
Физическое воспитание в дошкольном учреждении - это процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией развития физических качеств человека, совокупность которых в последствии складывается двигательная деятельность взрослого человека (Леви-Гориневская Е.Г., 1949; Логвинова Т.Ю., 1990; Новохатько В.Н., 1990; Колесникова Н.Н., 1999).
Учебный материал программы разрабатывался конкретно с учетом климато-географических условий, а также традиций и особенностей национальной культуры, включающая в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры - родной язык и литература, история и география региона, искусство, природа, физическая культура Чукотки.
Применение занятий, основанных на традиционных подвижных играх в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста, обеспечивает оптимальный уровень нагрузки при условиях:
- адекватности применяемых тренировочных воздействий возрастным особенностям детей и их физическому состоянию;
- применения национальных подвижных игр, состязаний и танцев сопряженным с обучением основным движениям;
- максимального приближения занятий по физической культуре к игровой деятельности.
| 
			 Образовательные  | 
			
			 Воспитательные  | 
			
			 Оздоровительные  | 
		
| 
			 Формирование важных двигательных умений и навыков с учетом специфики,национально-этническими особенностями региона; развитие двигательных способностей и накопление опыта; теоретических сведений о национальных видах спорта, народных играх, танцах, традиций народов Севера.  | 
			
			 Воспитание физических, нравственных, интернациональных, художественных качеств, приобщая детей к материальным и духовным ценностям народов Севера; воспитание силы, воли, выдержки; эстетических и духовных потребностей.  | 
			
			 Укрепление и сохранение здоровья, развитие физических качеств и содействие нормальному физическому развитию, а также повышению работоспособности дошкольников.  | 
		
Основная цель интегрированных занятий заключается в повышении двигательной подготовленности и состояния детей старшего дошкольного возраста средствами физического воспитания.
На основании цели оздоровительного направления необходимо решение следующих задач:
1. Формировать правильное отношение детей к физкультурным занятиям, мероприятиям. Широкое использование естественных факторов природы, хороший гигиенический уход, четко организованный режим дня; наличие благоприятных условий для разнообразной двигательной деятельности.
2. Формировать на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры.
3. Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья. Реализация этой задачи основана прежде всего на знании особенностей высшей нервной деятельности ребенка, других его физиологических особенностей, в частности нервно-мышечного аппарата, а также индивидуальных проявлений в развитии детей. Знание этих факторов позволяет выделить основной принцип подбора и назначения упражнений, определить соответствующие целевые установки.
В соответствии с установленными задачами в программе, определены требования к содержанию занятий физической культурой старших дошкольников.
| 
			 Содержание программы  | 
			
			 Интеграция ценностей физической культуры и игр, состязаний и танцевальной культуры народностей Чукотки.  | 
		
| 
			 Направленность занятий  | 
			
			 Повышение познавательных процессов в физической подготовленности, физического развития и состояния здоровья детей, проживающих на территории Чукотского Автономного округа.  | 
		
| 
			 Основные средства  | 
			
			 Игры, состязания и танцевальная культура народов Севера.  | 
		
| 
			 Учебная работа: занятия по физической культуре  | 
			
			 Старшая группа - 3 раза в неделю, в том числе 2 раза во время, отведенное для занятий, 1 раз в часы прогулки, продолжительностью 30-35 минут.  | 
		
| 
			 Подготовительная группа - 3 раза в неделю, в том числе 2 раза во время, отведенное для занятий, 1 раз в часы прогулки, продолжительностью 35-40 минут.  | 
		|
| 
			 Формы проведения занятий  | 
			
			 Стабильный комплекс  | 
		
| 
			 Импровизация  | 
		|
| 
			 Методы организации занимающихся  | 
			
			 Групповой  | 
		
| 
			 Индивидуальный  | 
		|
| 
			 Моторная плотность занятий  | 
			
			 60-70% при разучивании  | 
		
| 
			 70-80% в тренировочный период  | 
		|
| 
			 Интенсивность физической нагрузки  | 
			
			 Частота сердечных сокращений 140-150 уд/мин  | 
		
| 
			 Активный отдых: физкультурный  | 
			
			 1-2 раза в месяц 30-45 минут  | 
		
| 
			 Активный отдых: -Физкультурный праздник  | 
			
			 Не менее 4-х раз в год - до 60 минут  | 
		
Проживая в экстремальных условиях, народы Крайнего севера научились использовать суровую природу (воздух, солнце, вода, снег) как естественные факторы закаливания. По мнению исследователей с каждым годом нарастает негативное влияние «безжизненного» процесса на физическое воспитание детей дошкольного возраста народов Севера.
Для коррекции физического воспитания дошкольников необходимо приблизить детей к той культурной и педагогической среде, которая бы отражала все потребности северянина, проживающего в данной экстремальной климато-географической зоне. При этом необходимо учитывать традиции материальной и духовной культуры народов Севера, уклад жизни, промыслы, климат, а также традиционные средства физического воспитания.
Библиографическая ссылка
Слюсарева Е.В. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧУКОТКИ // Успехи современного естествознания. 2010. № 12. С. 22-23;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=15390 (дата обращения: 04.11.2025).



