Детские церебральные параличи (ДЦП) - это группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений. Мультифакторность этиологии и сложность онтогенеза детского церебрального паралича затрудняют эффективность его лечения (Кожевникова В.Т., 2005).
Как показали многочисленные исследования, особенности воздействия физической нагрузки на организм при езде на лошади заключается в том, что физическая активность самого всадника сопровождается значительным статическим компонентом (поддержание правильной посадки, равновесия) и вертикальными колебательными перемещениями тела, возникающими в ответ на ритмичные движения туловища лошади. Иппотерапия комплексно воздействует на организм человека через психогенный и биомеханический факторы, оказывая положительное влияние на физическое и психическое здоровье.
На сегодняшний день, учитывая рекомендации, основные положения и взгляды ряда специалистов в области применения методики иппотерапии (Штраус И., 2000; Максимова М.В, 2005; Климова В.К. с соавт, 2008), можно считать научно доказанным, что верховая езда дает импульс гармоничному развитию мышечного корсета, оптимизирует работу нервной системы, улучшает координацию движений и помогает человеку с особыми потребностями адаптироваться к социуму.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе Международного молодежного туристического спортивно-культурного оздоровительного комплекса Белгородского национального исследовательского университета.
В исследовании принимали участие 20 мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 12 лет с различной степенью выраженности ДЦП. В программу реабилитации включалось 10-15 занятий иппотерапией, которые проводились 2 раза в неделю. Длительность занятия зависела от самочувствия всадника и продолжалась от 10-15 минут в начале курса до 30 минут в конце. Для каждого всадника был разработан индивидуальный комплекс упражнений, зависящий от тяжести заболевания. Комплекс упражнений выполнялся как на стоящей, так и на идущей шагом лошади: активные (смена положения рук и ног, ноги вдоль крупа и по бокам лошади, лежа на лошади на животе подъем ноги при удержании равновесия и т.д.) и активно-пассивные (подъем руки иппотерапевтом - опускание самостоятельно и т.д.). Упражнения выполнялись в игровой форме при продолжительности - 30-40 % времени занятия.
Методы исследования.
1. Тестирование уровня физического развития проводилось до начала и после курса иппотерапии с использованием таблицы оценки этапов физического развития (в баллах), разработанной Т.В. Кожевниковой (2005). Физическое состояние оценивалось по 9 позициям (пятибалльная система):
1) стабилизация положения головы;
2) торсии;
3) развитие свободного сидения
а) лежа на спине;
б) сидя на стуле или кушетке;
4)
а) вставание на четвереньки;
б) трехопорное и двухопорное стояние;
5) передвижение на четвереньках;
6)
а) стойка на колеях;
б) ходьба на коленях;
в) вынос ноги вперед, переход в вертикальное положение;
7) вертикальная стойка;
8) ходьба;
9) функции верхних конечностей.
Чем ниже оценка по шкале, тем ниже уровень развития двигательных систем
2. Метод газоразрядной визуализации (ГРВ). Инициация и регистрация газоразрядного свечения осуществлена с использованием прибора «GDV Camera». Расчет характеристик газоразрядных изображений (ГРИ) пальцев рук произведен с использованием программы «GDV Energy field» и «GDV Diagramm» ([Коротков К.Г., 2007).
Результаты и их обсуждение. После окончания курса иппотераии оценены параметры движения и их динамика. Общее количество баллов для всех участников эксперимента в начале занятий составило 426 баллов, по окончании эксперимента - 473 балла (общий прирост - 47 баллов). Учитывая тяжесть патологии, следует отметить достаточно высокую эффективность воздействия занятий иппотерапии.
Самые минимальные изменения наблюдались у всех участников по первой позиции - стабилизация положения головы (прирост + 1 балл). Самые максимальные - по позиции 3б - развитие свободного сидения, сидя на стуле или кушетке (+6 баллов) и по позициям 4б, 5, связанным с положением на четвереньках (+4 балла), стойка на колеях 6а (+4 балла), вынос ноги вперед (+6 баллов), торсии (+4 балла). Вероятно, это связано с тем, что именно контакт с лошадью, массирующее и разогревающее действие мышц движущейся лошади на нижние конечности всадников позволяет им расширить диапазон движений и улучшить функции опорно-двигательного аппарата.
Оценка физического состояния детей с диагнозом ДЦП до и после курса занятий иппотерапией 
(в баллах)   
| 
			 Номер позиции  | 
			
			 Прирост в баллах  | 
			
			 Номер позиции  | 
			
			 Прирост в баллах  | 
		||
| 
			 1  | 
			
			 До  | 
			
			 41  | 
			
			 6а  | 
			
			 До  | 
			
			 33  | 
		
| 
			 После  | 
			
			 42 (+1)  | 
			
			 После  | 
			
			 37 (+4)  | 
		||
| 
			 2  | 
			
			 До  | 
			
			 35  | 
			
			 6б  | 
			
			 До  | 
			
			 35  | 
		
| 
			 После  | 
			
			 39 (+4)  | 
			
			 После  | 
			
			 37 (+2)  | 
		||
| 
			 3а  | 
			
			 До  | 
			
			 31  | 
			
			 6в  | 
			
			 До  | 
			
			 21  | 
		
| 
			 После  | 
			
			 35 (+4)  | 
			
			 После  | 
			
			 27 (+6)  | 
		||
| 
			 3б  | 
			
			 До  | 
			
			 32  | 
			
			 7  | 
			
			 До  | 
			
			 32  | 
		
| 
			 После  | 
			
			 38 (+6)  | 
			
			 После  | 
			
			 35 (+3)  | 
		||
| 
			 4а  | 
			
			 До  | 
			
			 33  | 
			
			 8  | 
			
			 До  | 
			
			 33  | 
		
| 
			 После  | 
			
			 36 (+3)  | 
			
			 После  | 
			
			 36 (+3)  | 
		||
| 
			 4б  | 
			
			 До  | 
			
			 31  | 
			
			 9  | 
			
			 До  | 
			
			 36  | 
		
| 
			 После  | 
			
			 35 (+4)  | 
			
			 После  | 
			
			 39 (+3)  | 
		||
| 
			 5  | 
			
			 До  | 
			
			 33  | 
			|||
| 
			 После  | 
			
			 37 (+4)  | 
		||||
Максимальный индивидуальный прирост амплитуды движений составил 11 баллов, минимальный - 
1 балл. Характерно, что наибольшие изменения отмечены для детей с более серьезными поражениями нервной системы, тогда как у более сохранных детей динамика по всем позициям была небольшая.
 
а б
ГРВ-граммы ребенка с ДЦП, обработанные с помощью компьютерной программы:
а - до курса иппотерапии (площадь изображения - 12281 пикселей, симметрия - 85%); б - после курса иппотерапии (площадь изображения - 21757 пикселей, симметрия - 91%)
Анализ результатов ГРВ-графии, характеризующей состояние вегетативных функций и энергетических ресурсов организма, проводился с помощью специальной компьютерной программы. Установлено, что перед курсом иппотерапии площадь газоразрядного изображения в среднем составила 15431,9 пикселей. Это свидетельствует о недостаточном энергообеспечении функциональной активности систем организма (норма 18000 пикселей). По окончании курса величина данного показателя статистически достоверно увеличилась до 21648,6 пикселей (на 40,3 %). Площадь засветки является интегральным показателем функционирования организма и пропорциональна его энергетическому ресурсу. Изменения были статистически достоверны. Для каждого всадника также определялся индивидуальный профиль ГРВ-грамм. На рисунке представлена персональная ГРВ-грамма, которая является типичным случаем изменения энергетического поля 10-летнего пациента с тяжелой формой ДЦП до (а) и после (б) курса иппотерапии.
Полученные результаты были подтверждены мнением родителей и опекунов, которые указывали на более высокую степень регуляции вегетативных функций у детей, повышение подвижности в суставах и выполнение более полного объема движений. У некоторых участников эксперимента отмечалось улучшение сна, усиление аппетита, появление желания и возможности самостоятельного передвижения.
Таким образом, на основании изучения научной и учебно-методической литературы и проведенного исследования установлено, что иппотерапия может рассматриваться как современная технология реабилитации больных с множественными нарушениями функций. Она оказывается весьма эффективной при применении в процессе реабилитации больных с тяжелыми формами детского церебрального паралича (ДЦП).
Список литературы
- Климова В.К., Посохов А.В, Лукьянов Н.А. Теоретические основы использования иппотерапии в процессе физической реабилитации. - Белгород: ИЦП «Политерра». - 2008. - 75 с.
 - Кожевникова В.Т. Современные технологии в комплексной физической реабилитации больных с церебральным параличом. - М.: ПБОЮЛ «Т.М. Андреева», 2005. - 238 с.
 - Коротков К.Г. Принципы анализа ГРВ биоэлектрографии. - СПб.: Реноме, 2007. - 286 с.
 - Максимова М.В. Иппотерапия как средство коррекции психического развития умственно отсталых учащихся младшего школьного возраста: дис ... канд. пед. Наук. - МПГУ, 2005.- 187 c.
 - Штраус И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды: пер. с нем. - М.: Московский Конноспортивный клуб инвалидов, 2000. - 102 с.
 
Библиографическая ссылка
Гриднева С.С., Коптева А.Д., Климова В.К., Посохов А.В., Климова М.В. ПРИМЕНЕНИЕ ИППОТЕРАПИИ ПРИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ (ДЦП) // Успехи современного естествознания. 2011. № 8. С. 163-165;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=27787 (дата обращения: 04.11.2025).



