Детские церебральные параличи (ДЦП) - это группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений. Мультифакторность этиологии и сложность онтогенеза детского церебрального паралича затрудняют эффективность его лечения (Кожевникова В.Т., 2005).
Как показали многочисленные исследования, особенности воздействия физической нагрузки на организм при езде на лошади заключается в том, что физическая активность самого всадника сопровождается значительным статическим компонентом (поддержание правильной посадки, равновесия) и вертикальными колебательными перемещениями тела, возникающими в ответ на ритмичные движения туловища лошади. Иппотерапия комплексно воздействует на организм человека через психогенный и биомеханический факторы, оказывая положительное влияние на физическое и психическое здоровье.
На сегодняшний день, учитывая рекомендации, основные положения и взгляды ряда специалистов в области применения методики иппотерапии (Штраус И., 2000; Максимова М.В, 2005; Климова В.К. с соавт, 2008), можно считать научно доказанным, что верховая езда дает импульс гармоничному развитию мышечного корсета, оптимизирует работу нервной системы, улучшает координацию движений и помогает человеку с особыми потребностями адаптироваться к социуму.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе Международного молодежного туристического спортивно-культурного оздоровительного комплекса Белгородского национального исследовательского университета.
В исследовании принимали участие 20 мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 12 лет с различной степенью выраженности ДЦП. В программу реабилитации включалось 10-15 занятий иппотерапией, которые проводились 2 раза в неделю. Длительность занятия зависела от самочувствия всадника и продолжалась от 10-15 минут в начале курса до 30 минут в конце. Для каждого всадника был разработан индивидуальный комплекс упражнений, зависящий от тяжести заболевания. Комплекс упражнений выполнялся как на стоящей, так и на идущей шагом лошади: активные (смена положения рук и ног, ноги вдоль крупа и по бокам лошади, лежа на лошади на животе подъем ноги при удержании равновесия и т.д.) и активно-пассивные (подъем руки иппотерапевтом - опускание самостоятельно и т.д.). Упражнения выполнялись в игровой форме при продолжительности - 30-40 % времени занятия.
Методы исследования.
1. Тестирование уровня физического развития проводилось до начала и после курса иппотерапии с использованием таблицы оценки этапов физического развития (в баллах), разработанной Т.В. Кожевниковой (2005). Физическое состояние оценивалось по 9 позициям (пятибалльная система):
1) стабилизация положения головы;
2) торсии;
3) развитие свободного сидения
а) лежа на спине;
б) сидя на стуле или кушетке;
4)
а) вставание на четвереньки;
б) трехопорное и двухопорное стояние;
5) передвижение на четвереньках;
6)
а) стойка на колеях;
б) ходьба на коленях;
в) вынос ноги вперед, переход в вертикальное положение;
7) вертикальная стойка;
8) ходьба;
9) функции верхних конечностей.
Чем ниже оценка по шкале, тем ниже уровень развития двигательных систем
2. Метод газоразрядной визуализации (ГРВ). Инициация и регистрация газоразрядного свечения осуществлена с использованием прибора «GDV Camera». Расчет характеристик газоразрядных изображений (ГРИ) пальцев рук произведен с использованием программы «GDV Energy field» и «GDV Diagramm» ([Коротков К.Г., 2007).
Результаты и их обсуждение. После окончания курса иппотераии оценены параметры движения и их динамика. Общее количество баллов для всех участников эксперимента в начале занятий составило 426 баллов, по окончании эксперимента - 473 балла (общий прирост - 47 баллов). Учитывая тяжесть патологии, следует отметить достаточно высокую эффективность воздействия занятий иппотерапии.
Самые минимальные изменения наблюдались у всех участников по первой позиции - стабилизация положения головы (прирост + 1 балл). Самые максимальные - по позиции 3б - развитие свободного сидения, сидя на стуле или кушетке (+6 баллов) и по позициям 4б, 5, связанным с положением на четвереньках (+4 балла), стойка на колеях 6а (+4 балла), вынос ноги вперед (+6 баллов), торсии (+4 балла). Вероятно, это связано с тем, что именно контакт с лошадью, массирующее и разогревающее действие мышц движущейся лошади на нижние конечности всадников позволяет им расширить диапазон движений и улучшить функции опорно-двигательного аппарата.
Оценка физического состояния детей с диагнозом ДЦП до и после курса занятий иппотерапией
(в баллах)
Номер позиции |
Прирост в баллах |
Номер позиции |
Прирост в баллах |
||
1 |
До |
41 |
6а |
До |
33 |
После |
42 (+1) |
После |
37 (+4) |
||
2 |
До |
35 |
6б |
До |
35 |
После |
39 (+4) |
После |
37 (+2) |
||
3а |
До |
31 |
6в |
До |
21 |
После |
35 (+4) |
После |
27 (+6) |
||
3б |
До |
32 |
7 |
До |
32 |
После |
38 (+6) |
После |
35 (+3) |
||
4а |
До |
33 |
8 |
До |
33 |
После |
36 (+3) |
После |
36 (+3) |
||
4б |
До |
31 |
9 |
До |
36 |
После |
35 (+4) |
После |
39 (+3) |
||
5 |
До |
33 |
|||
После |
37 (+4) |
Максимальный индивидуальный прирост амплитуды движений составил 11 баллов, минимальный -
1 балл. Характерно, что наибольшие изменения отмечены для детей с более серьезными поражениями нервной системы, тогда как у более сохранных детей динамика по всем позициям была небольшая.
а б
ГРВ-граммы ребенка с ДЦП, обработанные с помощью компьютерной программы:
а - до курса иппотерапии (площадь изображения - 12281 пикселей, симметрия - 85%); б - после курса иппотерапии (площадь изображения - 21757 пикселей, симметрия - 91%)
Анализ результатов ГРВ-графии, характеризующей состояние вегетативных функций и энергетических ресурсов организма, проводился с помощью специальной компьютерной программы. Установлено, что перед курсом иппотерапии площадь газоразрядного изображения в среднем составила 15431,9 пикселей. Это свидетельствует о недостаточном энергообеспечении функциональной активности систем организма (норма 18000 пикселей). По окончании курса величина данного показателя статистически достоверно увеличилась до 21648,6 пикселей (на 40,3 %). Площадь засветки является интегральным показателем функционирования организма и пропорциональна его энергетическому ресурсу. Изменения были статистически достоверны. Для каждого всадника также определялся индивидуальный профиль ГРВ-грамм. На рисунке представлена персональная ГРВ-грамма, которая является типичным случаем изменения энергетического поля 10-летнего пациента с тяжелой формой ДЦП до (а) и после (б) курса иппотерапии.
Полученные результаты были подтверждены мнением родителей и опекунов, которые указывали на более высокую степень регуляции вегетативных функций у детей, повышение подвижности в суставах и выполнение более полного объема движений. У некоторых участников эксперимента отмечалось улучшение сна, усиление аппетита, появление желания и возможности самостоятельного передвижения.
Таким образом, на основании изучения научной и учебно-методической литературы и проведенного исследования установлено, что иппотерапия может рассматриваться как современная технология реабилитации больных с множественными нарушениями функций. Она оказывается весьма эффективной при применении в процессе реабилитации больных с тяжелыми формами детского церебрального паралича (ДЦП).
Список литературы
- Климова В.К., Посохов А.В, Лукьянов Н.А. Теоретические основы использования иппотерапии в процессе физической реабилитации. - Белгород: ИЦП «Политерра». - 2008. - 75 с.
- Кожевникова В.Т. Современные технологии в комплексной физической реабилитации больных с церебральным параличом. - М.: ПБОЮЛ «Т.М. Андреева», 2005. - 238 с.
- Коротков К.Г. Принципы анализа ГРВ биоэлектрографии. - СПб.: Реноме, 2007. - 286 с.
- Максимова М.В. Иппотерапия как средство коррекции психического развития умственно отсталых учащихся младшего школьного возраста: дис ... канд. пед. Наук. - МПГУ, 2005.- 187 c.
- Штраус И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды: пер. с нем. - М.: Московский Конноспортивный клуб инвалидов, 2000. - 102 с.