Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ПОТЕНЦИАЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА АЛТАЙСКО-ИРТЫШСКОЙ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ТЕРРИТОРИИ (РОССИЯ – КАЗАХСТАН)

Маменов С.Д. 1
1 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»
В статье рассматривается потенциал взаимодействия Алтайско-Иртышской трансграничной территории, охватывающей регионы России и Казахстана. Проводится анализ особенностей социально-экономического развития данных территорий, выявляются ключевые факторы, влияющие на трансграничное сотрудничество, и оцениваются перспективы углубления интеграционных процессов. Исследование основано на комплексном подходе, включающем анализ статистических данных, сравнительный метод, а также изучение нормативно-правовой базы, регулирующей приграничное взаимодействие. В работе рассматриваются экономические, инфраструктурные, культурные и экологические аспекты сотрудничества, особое внимание уделяется вопросам торговли, транспортной логистики и развития сельского хозяйства. Результаты исследования показывают, что существующий уровень интеграции обладает значительным потенциалом для дальнейшего роста. Однако выявлены ключевые проблемы, такие как недостаточная транспортная связанность, нехватка пунктов пропуска и разница в нормативно-правовых подходах. Для преодоления этих барьеров предлагаются меры по расширению инфраструктуры, усилению координации между государственными структурами двух стран и развитию совместных инвестиционных проектов. Выводы работы могут быть использованы при разработке стратегий трансграничного сотрудничества, а также в качестве основы для дальнейших научных исследований в области приграничного взаимодействия. Практическая значимость работы заключается в выработке рекомендаций по повышению эффективности взаимодействия между регионами и укреплению экономических связей в Алтайско-Иртышской трансграничной зоне.
интеграция
потенциал
трансграничная территория
российский Алтай
Восточный Казахстан
1. Рой О.М. Экономический потенциал приграничных районов: особенности трансграничного взаимодействия на омском участке государственной границы России и Казахстана // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2022. Т. 20, № 2. С. 148–162. URL: https://journal.omeco.ru/ru/archive/doc/2022_02/148-162.pdf (дата обращения: 02.02.2025).
2. Арупова А.А., Абайдуллаева М.М., Арупов А.А. Теоретико-методологические подходы к оценке интеграции: международный опыт // Вестник университета «Туран». 2020. № 4. C. 202–207. URL: https://vestnik.turan-edu.kz/jour/article/view/1387 (дата обращения: 01.02.2025). DOI: 10.46914/1562-2959-2020-1-4-202-207.
3. Бакланов П.Я., Ганзей С.С. Трансграничные территории: проблемы устойчивого природопользования. Владивосток: Дальнаука, 2008. 216 с.
4. Мизерханова Д.Г. Формирование туристического продукта в пределах трансграничных территорий (на примере Хабаровского края): дис. ... канд. геогр. наук. Калининград, 2013. 196 с.
5. Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества» [Электронный ресурс]. URL: https://economy.gov.ru/material/dokumenty/federalnyy_zakon_ot_26_iyulya_2017_g_179_fz_ob_osnovah_prigranichnogo_sotrudnichestva.html (дата обращения: 01.02.2025).
6. Дунец А.Н., Маменов С.Д. Географическая идентичность понятия «Большой Алтай» и перспективные направления трансграничного сотрудничества в регионе // Устойчивое развитие горных территорий. 2022. Т. 14, № 4 (54). С. 546–554. DOI: 10.21177/1998-4502-2022-14-4-546-554.
7 Бакланов П.Я., Тулохонов А.К. Приграничные и трансграничные территории Азиатской России и сопредельных стран: проблемы и предпосылки устойчивого развития. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. 610 с.
8. Герасименко Т. И. Этнокультурная трансграничность: взгляд географа // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12, № 1. С. 152–160.
9. Дунец А.Н. Туристско-рекреационные комплексы горного региона: монография. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2011. 204 с.
10. Макарычев А.С. Пространственные характеристики трансграничной безопасности: концептуальные контексты // International policy fellowships. [Электронный ресурс]. URL: http://www.policy.hu/makarychev/rus8.htm (дата обращения: 02.02.2025).
11. Егорина А.В. Барьерный фактор в развитии природной среды гор. Барнаул: АлтГУ, 2003. 344 с.
12. Селезнева Е.В., Ротанова И.Н. Геоэкологическая оценка ландшафтов рекреационной зоны российской части трансграничной природоохранно-туристской территории Западного Алтая // Астраханский вестник экологического образования. 2023. № 3 (75). С. 88–96. DOI: 10.36698/2304-5957-2023-3-88-96.
13. Барабанов О.А. Большой Алтай: проект трансграничного регионального сотрудничества на стыке Центральной Азии и Сибири // Центральная Азия и Кавказ. 2015. № 5 (23). С. 78–85. URL: https://great-altay.ru/bank/item/bol-shoj-altaj-proekt-transgranichnogo-regional-nogo-sotrudnichestva-na-styke-tsentral-noj-azii-i-sibiri?ysclid=m83dj1kpoz284411071 (дата обращения: 02.02.2025).
14. Иванов В.Н., Жундубаев М.К. Межрегиональное и приграничное сотрудничество России и Казахстана: основные приоритеты // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 7 (292). С. 38–51.
15. Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай [Электронный ресурс]. URL: https://akstat.gks.ru/ (дата обращения: 02.02.2025).
16. Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан [Электронный ресурс]. URL: https://stat.gov.kz/ru/ (дата обращения: 02.02.2025).
17. Ibisch P.L. Great Altay Transboundary Biosphere Reserve. Management Plan of the Great Altay Transboundary Biosphere Reserve, Republic of Kazakhstan and Russian Federation // Centre for Econics and Ecosystem Management, Eberswalde. 2015. 223 p.

Введение

Развитие межгосударственного сотрудничества и приграничных территорий является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Казахстан. Граница между странами протяженностью более 7500 км разделила некогда единое государство. Это привело к ряду сложностей и проблем, связанных с разделением ранее интегрированных рынков, транспортной и коммуникационной инфраструктуры, национальных культур и языков, а также взаимодействия в области природопользования и охраны окружающей среды. Решение этих проблем может быть преодолено через развитие приграничного сотрудничества и укрепление взаимодействия между соседними регионами. Однако условия развития приграничных территорий в разных частях не одинаковы, что связано с совокупным воздействием факторов и условий.

Потенциал трансграничного взаимодействия представляет собой совокупность факторов и условий, определяющих способность региона к осуществлению приграничного сотрудничества в разных сферах социально-экономического развития [1]. Такой потенциал включает природные, производственные, трудовые, финансовые, интеллектуальные и другие ресурсы [2]. Уровень развитости инфраструктуры является одной из составляющих такого потенциала и определяет особенности взаимного влияния приграничных территорий двух стран [3].

В ряде приграничных регионов существуют условия для формирования трансграничных территорий. Природным основанием для них является единая геосистема, характеризующаяся сочетанием природных ресурсов прилегающих к государственной границе регионов двух или более соседних стран [3]. Ключевыми элементами трансграничной территории являются крупные населенные пункты, коммуникационные сети, контактные зоны, системы низового уровня, которые формируют структуру его пространства. Пограничные переходы обеспечивают возможности взаимодействия.

Развитие приграничных территорий – это процесс, направленный на укрепление экономических, социальных, культурных и политических связей между приграничными регионами разных государств. Он основывается на принципах взаимовыгодного сотрудничества и уважения интересов каждой из сторон. Приграничное взаимодействие играет ключевую роль в развитии регионов, расположенных на стыке государственных границ. Для многих регионов РФ формирование трансграничных территорий будет способствовать преодолению последствий периферийности географического положения в стране [4]. В этом контексте политический и экономический центр страны оказывает значительное влияние на формирование и реализацию приграничного сотрудничества. Центральные органы власти определяют внешнеполитический курс государства, включая стратегии приграничного сотрудничества. Они устанавливают нормативно-правовую базу, регулирующую взаимодействие с соседними странами, а также координируют деятельность региональных властей в этой сфере. Приграничное сотрудничество находится на стыке внешней и внутренней политики государства и является эффективным инструментом обеспечения национальной безопасности в приграничье [5]. Кроме того, центральные власти определяют возможность и реализацию международных соглашений. Реализация решений принимаемых центральными органами осуществляется через пограничные пункты приграничных территорий.

Наличие Алтайских гор и прилегающих предгорных пространств, составляющих природную геосистему, разделенную государственными границами, определило здесь формирование трансграничной территории. Представления об Алтайско-Иртышской территории начали формироваться в начале XX в. в условиях разработки планов по развитию «Большого Алтая» [6]. В настоящее время в российской части трансграничной территории находятся два субъекта Российской Федерации – Алтайский край и Республика Алтай. Алтайская территория в Восточном Казахстане также состоит из двух регионов – Восточно-Казахстанской и Абайской областей. Для Казахстана эта территория является важным транспортным узлом, находящимся на пересечении железнодорожных путей из южных и северных регионов Казахстана, обеспечивается также связь России и Китая. Здесь осуществляется транспортировка грузов и пассажиров по железнодорожному, водному и автомобильному путям.

Важно выявить особенности потенциала взаимодействия в трансграничной Алтайско-Иртышской территории, к которым относятся приграничные регионы России и Казахстана. Среди направлений сотрудничества наибольший потенциал характерен в таких сферах, как экономика, культура, образование, охрана природы, транспорт, туризм.

Перспективность развития взаимодействия подтверждается политическими решениями правительств двух стран: подписанием Договора о Таможенном союзе, созданием Единого экономического пространства, принятием Декларации о Евразийской экономической интеграции.

Трансграничные связи играют важную роль для приграничных регионов, где государственные границы являются своеобразными барьерами для взаимодействия. Формы взаимодействия могут быть как официальными, так и неформальными, их можно классифицировать по множеству критериев: по территориальному масштабу, субъектам, целям, видам коммуникаций и т.д.

Трансграничное взаимодействие может идти по разным сценариям, в том числе приводить к сотрудничеству и способствовать интеграции государств. При этом особый интерес представляют регионы, где существует потенциал взаимодействия по нескольким направлениям. Такие территории, как правило, имеют общие ландшафтно-географические особенности и длительную историю сотрудничества. С учетом большой протяженности государственной границы между Россией и Казахстаном значительно различаются возможности развития взаимодействия. В связи с этим актуально выявить его потенциал для конкретных территорий.

Цель исследования – анализ структуры факторов, определяющих потенциал направлений взаимодействия в Алтайско-Иртышской трансграничной территории, сложившийся в постсоветский период.

Материалы и методы исследования

Исследования потенциала взаимодействия в трансграничной территории могут относиться к разным сферам жизнедеятельности человека. Важным условием потенциала является совокупность видов деятельности, которые могут стать основой для сотрудничества в приграничных регионах.

Сравнительно-географический подход является традиционным при изучении приграничных территорий. Он характеризуется выявлением сходств и различий сопредельных регионов и позволяет сравнивать структуру социально-экономической деятельности [7].

С помощью статистического метода происходит анализ количественных данных для выявления тенденций и закономерностей в приграничных регионах. Например, оценка демографических изменений, анализ торговых потоков. Для создания и анализа карт для визуализации и исследования пространственных данных используется картографический метод. Изучение исторических документов и событий для понимания динамики и изменений приграничных территорий проводится с использованием исторического метода.

Информационной базой служили материалы и публикации научной литературы, отчетно-статистические данные регионов России и регионов Казахстана, специализированные статистические базы данных, электронные публикации, периодические издания.

Информационная база исследования представлена информационно-статистическими данными Федеральной таможенной службы, Министерства транспорта Российской Федерации, Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай, Российского экспортного центра, Евразийской экономической комиссии, бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республике Казахстан, собственными полевыми исследованиями.

Результаты исследования и их обсуждение

Пространственный подход предполагает выделение трансграничных географических структур, их разнообразие и влияние на территориальные особенности приграничного сотрудничества. Т.И. Герасименко отмечает, что такие структуры характеризуются комплексностью и сочетают природные ресурсы, инфраструктурное взаимодействие, особенности расселения и хозяйственной деятельности в пределах единой геосистемы. Этнокультурное пространство является важной частью такой полиструктурной системы [8]. А.Н. Дунец в Алтае-Саянском горном регионе определил природно-ресурсные структуры, когда геосистемы горных хребтов Алтая по осевым частям разделены государственной границей, целесообразно международное сотрудничество. Этнокультурные трансграничные географические структуры в регионе сформировались при разделении границей русских и казахов, которые проживают на сопредельных территориях в обоих государствах. Экономические территориально-хозяйственные структуры возникли при пересечении государственной границей объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, а также предприятий, имеющих производственные связи. Трансграничные охраняемые природные территории также имеются в регионе. Например, две ООПТ исследуемых приграничных территорий входят в состав трансграничного биосферного резервата «Большой Алтай». Кроме того, на Алтайско-Иртышской территории существуют геополитические трансграничные структуры. С 2003 г. приграничные административные субъекты Казахстана, России, а также Монголии и Китая входят в Межрегиональный координационный совет «Наш общий дом – Алтай» [9, с. 113].

А.С. Макарычев предложил комплексный подход к исследованию приграничных территорий, что может быть основой для разработки стратегий и программ развития приграничных регионов в России и других странах. Совместные проекты и программы, рассматривающие сочетание отраслей хозяйственной деятельности для возможной интеграции и устойчивого социально-экономического развития, могут принести значимые результаты [10].

Алтайско-Иртышская трансграничная территория относится к горно-предгорным регионам, что осложняет взаимодействие между приграничными регионами. Природные особенности, включая ландшафты, климат западных хребтов Алтая, имеют общие особенности в казахстанской и российской частях [11].

Труднодоступность горных районов создала своего рода экономическую изоляцию земель. Что касается гор, как фактора регионализации трансграничного взаимодействия, то они могут выполнять как барьерную функцию, так и функцию связующего звена.

С 1740-х по 1918 г. территория находилась в составе одной административной единицы – Алтайского горного округа Здесь этнические и социально-экономические особенности определились за 300-летний период заселения и освоения этой территории. Значительную часть этого периода регион находится в границах единого государства.

Алтайско-Иртышская территория занимает горные пространства западной части Алтая. Между горами и прилегающими равнинами существуют переходные зоны, которые не всегда удается однозначно выделить на местности [3; 12]. Река Иртыш берет начало в горах Монгольского Алтая, течет по территории Китая, Казахстана и только в равнинной части проходит в России, впадает в р. Обь. Горные хребты западной и южной части Алтая являются естественным барьером для взаимодействия между Россией и Казахстаном.

В конце XX в. произошли административно-территориальные и политические изменения. В связи с распадом СССР (в 1991 г.) на Алтае появилась новая государственная граница с Казахстаном. В российской части региона из Алтайского края выделилась Республика Алтай. В 1997 г. в Восточно-Казахстанскую область Казахстана была включена территория бывшей Семипалатинской области. Однако в 2023 г. была вновь выделана Абайская область.

В Алтайском крае 59 муниципальных сельских районов и 10 городов. В Республике Алтай был проведен анализ 10 муниципальных районов и 1 города. Территория Восточно-Казахстанской области насчитывает 9 муниципальных районов и 2 административных центра. Абайская область насчитывает 8 муниципальных районов и 1 административный центр. Однако в исследуемой Алтайско-Иртышской территории только 3 пограничных перехода, в том числе железнодорожный.

В XX в. благодаря железной дороге «Турксиб» большая часть предприятий Алтайского края была ориентирована как на источники сырья, так и на рынки сбыта Казахстана и Средней Азии. После распада СССР он оказался в числе наиболее пострадавших от разрыва связей с Центральной Азией [13]. Например, энергетические мощности и промышленные предприятия по выплавке металла находятся в г. Усть-Каменогорске, на территории Казахстана, а горно-обогатительные предприятия (г. Горняк, Россия) в 1990-е гг. перестали существовать. Пострадали предприятия сельхозмашиностроения, продукция которых в советское время была в основном направлена для реализации в Средней Азии (существовавший тракторный завод в г. Рубцовске).

Особое влияние на потенциал взаимодействия оказывают социально-культурные и национальные связи. На территории Российского Алтая к середине 1990-х гг. усилился интерес казахов к своей национальной истории, культуре, языку. Появились первые региональные организации, направленные на сохранение казахской идентичности. В 2003 г. в г. Барнауле была открыта Алтайская краевая общественная организация «Центр казахской культуры Ата-Мура». Данный центр инициировал проведение такой символической практики, как праздник «Наурыз». В 2010-е гг. появились национально-культурные автономии (НКА) по всем региону – НКА казахов Бурлинского района, НКА казахов г. Славгорода, НКА «Асыл Мура» г. Барнаула и др., направленные на сохранение историко-культурного наследия казахов. В Республике Алтай казахская культура наиболее активно развивается в Кош-Агачском районе. Здесь находятся населенные пункты с компактным проживанием казахов, в с. Жана-Аул работает музей казахской культуры. В Восточном Казахстане традиционно преобладающая часть относится к русским. Это обусловлено историей заселения долины р. Иртыш и значительных пространств Алтайских гор. Многие населенные пункты были основаны как оборонительные сооружения, в том числе Усть-Каменогорск и Семипалатинск основаны как крепости в начале XVIII в. Вдоль р. Иртыш в тот период расселились казаки. В отдаленных горных районах Алтая были образованы староверческие деревни.

Культурно-гуманитарное взаимодействие проявляется в реализации совместных проектов и программ по сохранению традиций и культурного наследия наций и народностей, поддержке проведения дней культуры сотрудничающих регионов на территориях стран региона, социально-культурном взаимодействии. Приграничные города также выполняют значимую социально-культурную функцию. Исторически сложившиеся этнические и семейные связи между жителями Алтайского края и Восточного Казахстана способствуют укреплению межкультурного диалога. Культурные центры организуют совместные мероприятия, фестивали и образовательные программы, направленные на сохранение традиций и развитие гуманитарных контактов.

Взаимодействие приграничных регионов осуществляется на основе заключенных межгосударственных соглашений и систематических дипломатических и деловых контактов. Это во многом опирается на подписанное 7 сентября 2010 г. в г. Усть-Каменогорске соглашение между правительствами РФ и Республики Казахстан, которое предусматривает сотрудничество в таких областях, как экономика, торговля, транспорт, энергетика, наука, образование, культура, здравоохранение, экология, туризм и др. [14].

В последние годы происходит расширение взаимовыгодного торгово-экономического взаимодействия. Существует поддержка и реализация проектов в основных направлениях сотрудничества, а также поощрение деловых инициатив. Развивается взаимодействие в промышленности и сельском хозяйстве.

Развитие инфраструктуры, включая транспортные сети. Развитие транспортных коридоров, создание условий и возможностей для международных автомобильных перевозок, совместной модернизации инфраструктуры и логистики. Осуществляется поддержка развития экономических центров вдоль транспортных коридоров. Формирование транспортной сети во многом обусловливает развитие территории, формирует опорный каркас ее хозяйства, представляющий собой пространственную структуру, состоящую из линий (сетей инфраструктуры) и узлов (населенных пунктов с наиболее развитыми промышленностью и (или) сельским хозяйством). Именно они во многом определяют плотность размещения ключевых узлов и линий каркаса на территории: чем ближе автомобильная или железнодорожная трасса, выше ее категория, тем выше плотность элементов каркаса. Транспортные пути формируют «оси притяжения», на которые накладываются линии опорного каркаса, а его узлы группируются нитью или цепью вдоль трассы.

Анализ развития взаимодействия в Алтайско-Иртышской трансграничной территории позволил определить основную структуру потенциала взаимодействия (табл. 1).

Сравнительно-географические исследования российской и казахстанской частей (Российский Алтай и Восточный Казахстан) Алтайско-Иртышской трансграничной территории рассмотрены на основе статистических данных, характеризующих объемы продукции сельского хозяйства и промышленности (табл. 2 и 3).

В регионах Российского Алтая наблюдается значительный рост объемов сельскохозяйственной продукции с 2019 по 2022 г.: с 2397,97 млн долл. до 3822,47 (увеличение на 59,5 %). Однако в 2023 г. фиксируется резкое снижение до 2684,86 млн долл.

В Восточном Казахстане также наблюдается рост производства с 1545,36 млн долл. в 2019 г. до 2243,16 млн долл. в 2022 г. (+45,2 %). В 2023 г. фиксируется спад до 1953,55 млн долл., но он менее резкий, чем в российском Алтае.

В целом можно сказать, что оба региона продемонстрировали рост сельхозпроизводства до 2022 г., после чего в 2023 г. наблюдалось снижение объемов. Спад производства может быть вызван экономическими факторами, снижением спроса или внешнеполитическими изменениями. В Российском Алтае падение производства оказалось более резким, чем в Восточном Казахстане, что может свидетельствовать о большей зависимости экономики от растениеводства. Для дальнейшего роста необходимо стабилизировать производство, внедрять современные технологии сельского хозяйства и развивать экспортные направления.

Что касается промышленной продукции, Восточный Казахстан лидирует в добыче полезных ископаемых – объем производства более чем в 10 раз выше, чем в Российском Алтае. Обрабатывающие производства развиты сильнее в Российском Алтае, но в 2023 г. фиксируется спад. Производство пищевых продуктов стабильно растет в обоих регионах, но в Восточном Казахстане темпы роста выше. Легкая промышленность остается малозначимой отраслью, но в Восточном Казахстане ее рост более динамичен.

Таблица 1

Факторы, определяющие потенциал взаимодействия в Алтайско-Иртышской трансграничной территории (АИТТ)

Факторы потенциала взаимодействия

Характеристика факторов в трансграничной территории

1

Экономико-географическое положение

Центральноазиатское положение обеспечивает перспективы транзитного сотрудничества. Для России важна роль региона в связи с Китаем, Киргизией, Таджикистаном. Для Казахстана, обеспечение выхода к сибирским территориям (транзитная связь с тихоокеанским регионом) и сотрудничество с Монголией, значимость с учетом традиционного этнокультурного взаимодействия

2

Культура и историческое наследие

Общая историческая память и культурные традиции; многоязычие и этнические связи. Сохранение исторического культурного наследия, имеющего общие корни

3

Экономика

и торговля

Торгово-экономическое сотрудничество и взаимодополняемость экономик; общие экономические интересы и проекты

4

Инфраструктурно-технологический

Совместный интерес в развитии транспортных маршрутов и логистических центров; совместные инфраструктурные и технологические проекты

5

Социально-

гуманитарный

Общие социальные проблемы (миграция, здравоохранение);

высокий уровень межличностных и межкультурных контактов, взаимная помощь и поддержка в случае чрезвычайных ситуаций; совместные программы по улучшению качества жизни населения

6

Политический

Поддержка со стороны национальных и местных правительств; существование политических и административных соглашений, наличие международных организаций и соглашений для координации действий; соглашение о сотрудничестве приграничных регионов

7

Охрана природных ресурсов

Необходимость охраны общих природных ландшафтов (горы, ледники, леса, флора и фауна); сотрудничество между приграничными ООПТ, органами МЧС по ликвидации угроз природным ресурсам, проекты в области климата, водопользования

8

Безопасность

Общие вызовы безопасности (борьба с преступностью, пограничный контроль); совместные меры по поддержанию общественного порядка

9

Экологический

Общие экологические проблемы и задачи (управление водными ресурсами, охрана природы); совместные экологические проекты и программы

10

Туризм

Интерес к природным и историко-культурным туристским ресурсам, взаимные туристские маршруты

11

Образование

и наука

Совместные образовательные программы и научные проекты по ключевым направлениям сотрудничества; организация выставок образовательных услуг и научно-технических проектов, взаимодействие в области исследований и инноваций

Источник: составлено автором.

Таблица 2

Продукция сельского хозяйства (млн долл.)

Продукция сельского хозяйства

Регион

2019

2020

2021

2022

2023

Российский Алтай

2 397,97

2 426,74

3 458,73

3 822,47

2 684,86

Восточный Казахстан

1 545,36

1 673,27

2 054,32

2 243,16

1 953,55

в том числе:

Растениеводство

Российский Алтай

1 281,60

1 444,78

2 439,09

2 567,05

1 593,97

Восточный Казахстан

692,53

787,08

1 065,76

1 075,12

1 029,45

Животноводство

Российский Алтай

1 116,37

981,96

1 019,64

1 255,42

1 090,89

Восточный Казахстан

852,83

886,20

988,56

1 168,04

924,09

Источник: составлено автором по данным Алтайкрайстата и Бюро национальной статистики Республики Казахстан [15; 16].

Таблица 3

Промышленное производство (млн долл.)

 

Регион

2019

2020

2021

2022

2023

Добыча полезных

ископаемых

Российский Алтай

136,91

156,62

194,57

287,40

184,16

Восточный Казахстан

1 257,22

1 453,02

1 537,04

1 809,63

2 539,79

Обрабатывающие

производства

Российский Алтай

5 581,91

5 638,51

6 950,20

8 289,40

6 949,51

Восточный Казахстан

4 076,68

4 068,86

4 615,56

5 316,22

5 638,81

Производство

пищевых продуктов

Российский Алтай

2 135,71

2 375,75

2 527,36

3 270,17

2 820,73

Восточный Казахстан

361,46

368,05

470,55

756,82

745,38

Легкая

промышленность

Российский Алтай

98,18

88,33

101,52

143,59

123,87

Восточный Казахстан

12,49

21,03

17,77

15,97

23,28

Источник: составлено автором по данным Алтайкрайстата и Бюро национальной статистики Республики Казахстан [15; 16].

Взаимодействие Российского Алтая и Восточного Казахстана обладает значительным потенциалом благодаря их экономической структуре, природным ресурсам и географической близости. Оба региона имеют развитый агропромышленный комплекс, несмотря на колебания объемов производства, сельское хозяйство остается важной частью экономики, особенно для Восточного Казахстана.

Потенциальные направления сотрудничества:

− совместное использование сельскохозяйственных ресурсов, в том числе земельных и водных;

− развитие трансграничной торговли агропродукцией;

− взаимный обмен технологиями и опытом в сфере переработки сельхозпродукции;

− создание совместных предприятий в сфере пищевой промышленности.

Основу промышленности в обоих регионах составляют добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, производство пищевых продуктов и легкая промышленность.

Потенциальные направления сотрудничества:

− взаимная интеграция производственных мощностей;

− развитие совместных проектов в области машиностроения, металлообработки и пищевой индустрии;

− повышение кооперации в сфере легкой промышленности за счет обмена сырьем и готовой продукцией;

− развитие логистической инфраструктуры для облегчения промышленного сотрудничества.

Регионы Российского Алтая и Восточного Казахстана имеют взаимодополняющие экономические структуры, что делает их взаимодействие перспективным. Потенциал кооперации заключается в укреплении торговых связей, создании совместных предприятий, развитии транспортной инфраструктуры и обмене технологиями в ключевых отраслях. Эффективная реализация этих возможностей позволит повысить экономическую устойчивость обоих регионов и усилить их конкурентоспособность на международном уровне.

Трансграничные территории в развитии международного туризма представляют особый интерес. Влияние границы появляется в особенностях товаров и услуг на приграничных территориях, а также возможности посетить соседнюю страну. Для трансграничной туристской территории характерно наличие общего туристического ресурса [7]; совместная деятельность в создании туристического продукта, реализация проектов и взаимодействие между органами управления и их заинтересованность в расширении сотрудничества между туристскими организациями [4].

Основой территориальной структуры туризма Алтайско-Иртышского трансграничного региона являются наличие и разнообразие туристских ресурсов, их транспортная доступность и сформированность инфраструктуры в туристских центрах.

Транспортная труднодоступность во многом определяет локализацию основных туркомплексов и перспективность реализации проектов. В Российском Алтае основная часть туристской инфраструктуры сосредоточена в низкогорной зоне рядом с федеральной автодорогой Р-256 «Чуйский тракт». В Восточном Казахстане турпоток идет вдоль Иртыша. Важным для трансграничного сотрудничества кроме уже существующих погранпереходов является создание автодороги из Риддера в Усть-Кан.

Ведущим направлением Алтайско-Иртышской трансграничной территории является развитие экотуризма. Для этого наибольшие перспективы имеются у российско-казахстанского трансграничного биосферного резервата «Большой Алтай», который был создан в 2017 г. Создано функциональное зонирование территории, механизм управления и координации деятельности, разработана стратегия сотрудничества. Выявлены основные направления сотрудничества, в ТБР ежегодно проводятся совместные рейды на приграничной территории, техническая учеба и повышение квалификации инспекторов. Отработана система обмена информацией и раннего реагирования на возникновение пожаров в приграничной зоне. Проведена базовая оценка биоразнообразия и выявлены основные факторы негативного воздействия. Проводится геохимический мониторинг трансграничной территории (массив г. Белуха), изучается динамика горного оледенения. Проводилась отработка методики учета копытных, мигрирующих через государственную границу. Экологическое просвещение – наиболее развитое направление совместных работ. На территории ТБР находится 41 населенный пункт. Культурные связи жителей российского и казахстанского секторов ТБР поддерживаются в настоящее время [17].

Природоохранная деятельность имеет значимую роль в трансграничном взаимодействии. Это определено тем, что государственная граница разделяет единые экосистемы и здесь созданы ООПТ. Существует необходимость формирования единой сети экологических пространств в Алтайском горном регионе.

Заключение

Таким образом, в ходе исследования обосновывается выделение Алтайско-Иртышской трансграничной территории, включающей регионы России и Казахстана, обладающие общими историческими, экономическими и природными особенностями. Определена структура потенциала взаимодействия данных территорий, включающая экономический, социальный, инфраструктурный и экологический аспекты. Проанализированы статистические показатели, характеризующие динамику промышленного производства, сельского хозяйства, торговли и транспортной инфраструктуры.

Взаимовыгодное сотрудничество между регионами России и Казахстана может рассматриваться в рамках интеграции некоторых отраслей региональных экономик, развития торговли, транспорта, сельского хозяйства и туризма.

Несмотря на значительные успехи в развитии приграничного взаимодействия, существуют вызовы, связанные с модернизацией инфраструктуры, расширением транспортных коридоров, упрощением таможенных процедур и устранением административных барьеров. Существенным фактором остается повышение инвестиционной привлекательности территорий, что требует координации между государственными структурами и бизнесом.

Для дальнейшего развития сотрудничества необходимо укреплять деловые связи между муниципалитетами, расширять программы трансграничного взаимодействия, поддерживать совместные инициативы в сфере торговли, логистики, экологии и туризма. Важным направлением остается привлечение инвестиций в приграничные территории, что позволит повысить уровень социально-экономического развития региона и усилить его конкурентные позиции в международном пространстве.


Библиографическая ссылка

Маменов С.Д. ПОТЕНЦИАЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА АЛТАЙСКО-ИРТЫШСКОЙ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ТЕРРИТОРИИ (РОССИЯ – КАЗАХСТАН) // Успехи современного естествознания. 2025. № 3. С. 15-23;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=38377 (дата обращения: 24.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/use.38377