Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

POTENTIAL FOR INTERACTION IN THE ALTAI-IRTYSH CROSS-BORDER TERRITORY (RUSSIA – KAZAKHSTAN)

Mamenov S.D. 1
1 Altai State University
The article examines the potential for interaction between the Altai-Irtysh transboundary territory, which covers regions of Russia and Kazakhstan. It analyzes the specific features of the socio-economic development of these territories, identifies key factors influencing transboundary cooperation, and assesses the prospects for deepening integration processes. The study is based on a comprehensive approach, including statistical data analysis, a comparative method, and a study of the regulatory framework governing cross-border interaction. In the work, of course, in the infrastructural, cultural and environmental aspects of cooperation, special attention is paid to issues of trade, transport logistics and economic development. The results of the study show that the current level of integration has significant potential for further growth. However, key problems such as insufficient transport connectivity, a shortage of border crossing points and differences in regulatory approaches were identified. To overcome these barriers, measures are proposed to expand infrastructure, strengthen coordination between government agencies of the two countries, and develop joint investment projects. The findings of the work can be used in developing cross-border cooperation strategies, as well as a basis for further scientific research in the field of cross-border interaction. The practical significance of the work lies in the development of recommendations for increasing the effectiveness of interaction between regions and strengthening economic ties in the Altai-Irtysh transboundary zone.
integration
potential
transboundary territory
Russian Altai
Eastern Kazakhstan

Введение

Развитие межгосударственного сотрудничества и приграничных территорий является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Казахстан. Граница между странами протяженностью более 7500 км разделила некогда единое государство. Это привело к ряду сложностей и проблем, связанных с разделением ранее интегрированных рынков, транспортной и коммуникационной инфраструктуры, национальных культур и языков, а также взаимодействия в области природопользования и охраны окружающей среды. Решение этих проблем может быть преодолено через развитие приграничного сотрудничества и укрепление взаимодействия между соседними регионами. Однако условия развития приграничных территорий в разных частях не одинаковы, что связано с совокупным воздействием факторов и условий.

Потенциал трансграничного взаимодействия представляет собой совокупность факторов и условий, определяющих способность региона к осуществлению приграничного сотрудничества в разных сферах социально-экономического развития [1]. Такой потенциал включает природные, производственные, трудовые, финансовые, интеллектуальные и другие ресурсы [2]. Уровень развитости инфраструктуры является одной из составляющих такого потенциала и определяет особенности взаимного влияния приграничных территорий двух стран [3].

В ряде приграничных регионов существуют условия для формирования трансграничных территорий. Природным основанием для них является единая геосистема, характеризующаяся сочетанием природных ресурсов прилегающих к государственной границе регионов двух или более соседних стран [3]. Ключевыми элементами трансграничной территории являются крупные населенные пункты, коммуникационные сети, контактные зоны, системы низового уровня, которые формируют структуру его пространства. Пограничные переходы обеспечивают возможности взаимодействия.

Развитие приграничных территорий – это процесс, направленный на укрепление экономических, социальных, культурных и политических связей между приграничными регионами разных государств. Он основывается на принципах взаимовыгодного сотрудничества и уважения интересов каждой из сторон. Приграничное взаимодействие играет ключевую роль в развитии регионов, расположенных на стыке государственных границ. Для многих регионов РФ формирование трансграничных территорий будет способствовать преодолению последствий периферийности географического положения в стране [4]. В этом контексте политический и экономический центр страны оказывает значительное влияние на формирование и реализацию приграничного сотрудничества. Центральные органы власти определяют внешнеполитический курс государства, включая стратегии приграничного сотрудничества. Они устанавливают нормативно-правовую базу, регулирующую взаимодействие с соседними странами, а также координируют деятельность региональных властей в этой сфере. Приграничное сотрудничество находится на стыке внешней и внутренней политики государства и является эффективным инструментом обеспечения национальной безопасности в приграничье [5]. Кроме того, центральные власти определяют возможность и реализацию международных соглашений. Реализация решений принимаемых центральными органами осуществляется через пограничные пункты приграничных территорий.

Наличие Алтайских гор и прилегающих предгорных пространств, составляющих природную геосистему, разделенную государственными границами, определило здесь формирование трансграничной территории. Представления об Алтайско-Иртышской территории начали формироваться в начале XX в. в условиях разработки планов по развитию «Большого Алтая» [6]. В настоящее время в российской части трансграничной территории находятся два субъекта Российской Федерации – Алтайский край и Республика Алтай. Алтайская территория в Восточном Казахстане также состоит из двух регионов – Восточно-Казахстанской и Абайской областей. Для Казахстана эта территория является важным транспортным узлом, находящимся на пересечении железнодорожных путей из южных и северных регионов Казахстана, обеспечивается также связь России и Китая. Здесь осуществляется транспортировка грузов и пассажиров по железнодорожному, водному и автомобильному путям.

Важно выявить особенности потенциала взаимодействия в трансграничной Алтайско-Иртышской территории, к которым относятся приграничные регионы России и Казахстана. Среди направлений сотрудничества наибольший потенциал характерен в таких сферах, как экономика, культура, образование, охрана природы, транспорт, туризм.

Перспективность развития взаимодействия подтверждается политическими решениями правительств двух стран: подписанием Договора о Таможенном союзе, созданием Единого экономического пространства, принятием Декларации о Евразийской экономической интеграции.

Трансграничные связи играют важную роль для приграничных регионов, где государственные границы являются своеобразными барьерами для взаимодействия. Формы взаимодействия могут быть как официальными, так и неформальными, их можно классифицировать по множеству критериев: по территориальному масштабу, субъектам, целям, видам коммуникаций и т.д.

Трансграничное взаимодействие может идти по разным сценариям, в том числе приводить к сотрудничеству и способствовать интеграции государств. При этом особый интерес представляют регионы, где существует потенциал взаимодействия по нескольким направлениям. Такие территории, как правило, имеют общие ландшафтно-географические особенности и длительную историю сотрудничества. С учетом большой протяженности государственной границы между Россией и Казахстаном значительно различаются возможности развития взаимодействия. В связи с этим актуально выявить его потенциал для конкретных территорий.

Цель исследования – анализ структуры факторов, определяющих потенциал направлений взаимодействия в Алтайско-Иртышской трансграничной территории, сложившийся в постсоветский период.

Материалы и методы исследования

Исследования потенциала взаимодействия в трансграничной территории могут относиться к разным сферам жизнедеятельности человека. Важным условием потенциала является совокупность видов деятельности, которые могут стать основой для сотрудничества в приграничных регионах.

Сравнительно-географический подход является традиционным при изучении приграничных территорий. Он характеризуется выявлением сходств и различий сопредельных регионов и позволяет сравнивать структуру социально-экономической деятельности [7].

С помощью статистического метода происходит анализ количественных данных для выявления тенденций и закономерностей в приграничных регионах. Например, оценка демографических изменений, анализ торговых потоков. Для создания и анализа карт для визуализации и исследования пространственных данных используется картографический метод. Изучение исторических документов и событий для понимания динамики и изменений приграничных территорий проводится с использованием исторического метода.

Информационной базой служили материалы и публикации научной литературы, отчетно-статистические данные регионов России и регионов Казахстана, специализированные статистические базы данных, электронные публикации, периодические издания.

Информационная база исследования представлена информационно-статистическими данными Федеральной таможенной службы, Министерства транспорта Российской Федерации, Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай, Российского экспортного центра, Евразийской экономической комиссии, бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республике Казахстан, собственными полевыми исследованиями.

Результаты исследования и их обсуждение

Пространственный подход предполагает выделение трансграничных географических структур, их разнообразие и влияние на территориальные особенности приграничного сотрудничества. Т.И. Герасименко отмечает, что такие структуры характеризуются комплексностью и сочетают природные ресурсы, инфраструктурное взаимодействие, особенности расселения и хозяйственной деятельности в пределах единой геосистемы. Этнокультурное пространство является важной частью такой полиструктурной системы [8]. А.Н. Дунец в Алтае-Саянском горном регионе определил природно-ресурсные структуры, когда геосистемы горных хребтов Алтая по осевым частям разделены государственной границей, целесообразно международное сотрудничество. Этнокультурные трансграничные географические структуры в регионе сформировались при разделении границей русских и казахов, которые проживают на сопредельных территориях в обоих государствах. Экономические территориально-хозяйственные структуры возникли при пересечении государственной границей объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, а также предприятий, имеющих производственные связи. Трансграничные охраняемые природные территории также имеются в регионе. Например, две ООПТ исследуемых приграничных территорий входят в состав трансграничного биосферного резервата «Большой Алтай». Кроме того, на Алтайско-Иртышской территории существуют геополитические трансграничные структуры. С 2003 г. приграничные административные субъекты Казахстана, России, а также Монголии и Китая входят в Межрегиональный координационный совет «Наш общий дом – Алтай» [9, с. 113].

А.С. Макарычев предложил комплексный подход к исследованию приграничных территорий, что может быть основой для разработки стратегий и программ развития приграничных регионов в России и других странах. Совместные проекты и программы, рассматривающие сочетание отраслей хозяйственной деятельности для возможной интеграции и устойчивого социально-экономического развития, могут принести значимые результаты [10].

Алтайско-Иртышская трансграничная территория относится к горно-предгорным регионам, что осложняет взаимодействие между приграничными регионами. Природные особенности, включая ландшафты, климат западных хребтов Алтая, имеют общие особенности в казахстанской и российской частях [11].

Труднодоступность горных районов создала своего рода экономическую изоляцию земель. Что касается гор, как фактора регионализации трансграничного взаимодействия, то они могут выполнять как барьерную функцию, так и функцию связующего звена.

С 1740-х по 1918 г. территория находилась в составе одной административной единицы – Алтайского горного округа Здесь этнические и социально-экономические особенности определились за 300-летний период заселения и освоения этой территории. Значительную часть этого периода регион находится в границах единого государства.

Алтайско-Иртышская территория занимает горные пространства западной части Алтая. Между горами и прилегающими равнинами существуют переходные зоны, которые не всегда удается однозначно выделить на местности [3; 12]. Река Иртыш берет начало в горах Монгольского Алтая, течет по территории Китая, Казахстана и только в равнинной части проходит в России, впадает в р. Обь. Горные хребты западной и южной части Алтая являются естественным барьером для взаимодействия между Россией и Казахстаном.

В конце XX в. произошли административно-территориальные и политические изменения. В связи с распадом СССР (в 1991 г.) на Алтае появилась новая государственная граница с Казахстаном. В российской части региона из Алтайского края выделилась Республика Алтай. В 1997 г. в Восточно-Казахстанскую область Казахстана была включена территория бывшей Семипалатинской области. Однако в 2023 г. была вновь выделана Абайская область.

В Алтайском крае 59 муниципальных сельских районов и 10 городов. В Республике Алтай был проведен анализ 10 муниципальных районов и 1 города. Территория Восточно-Казахстанской области насчитывает 9 муниципальных районов и 2 административных центра. Абайская область насчитывает 8 муниципальных районов и 1 административный центр. Однако в исследуемой Алтайско-Иртышской территории только 3 пограничных перехода, в том числе железнодорожный.

В XX в. благодаря железной дороге «Турксиб» большая часть предприятий Алтайского края была ориентирована как на источники сырья, так и на рынки сбыта Казахстана и Средней Азии. После распада СССР он оказался в числе наиболее пострадавших от разрыва связей с Центральной Азией [13]. Например, энергетические мощности и промышленные предприятия по выплавке металла находятся в г. Усть-Каменогорске, на территории Казахстана, а горно-обогатительные предприятия (г. Горняк, Россия) в 1990-е гг. перестали существовать. Пострадали предприятия сельхозмашиностроения, продукция которых в советское время была в основном направлена для реализации в Средней Азии (существовавший тракторный завод в г. Рубцовске).

Особое влияние на потенциал взаимодействия оказывают социально-культурные и национальные связи. На территории Российского Алтая к середине 1990-х гг. усилился интерес казахов к своей национальной истории, культуре, языку. Появились первые региональные организации, направленные на сохранение казахской идентичности. В 2003 г. в г. Барнауле была открыта Алтайская краевая общественная организация «Центр казахской культуры Ата-Мура». Данный центр инициировал проведение такой символической практики, как праздник «Наурыз». В 2010-е гг. появились национально-культурные автономии (НКА) по всем региону – НКА казахов Бурлинского района, НКА казахов г. Славгорода, НКА «Асыл Мура» г. Барнаула и др., направленные на сохранение историко-культурного наследия казахов. В Республике Алтай казахская культура наиболее активно развивается в Кош-Агачском районе. Здесь находятся населенные пункты с компактным проживанием казахов, в с. Жана-Аул работает музей казахской культуры. В Восточном Казахстане традиционно преобладающая часть относится к русским. Это обусловлено историей заселения долины р. Иртыш и значительных пространств Алтайских гор. Многие населенные пункты были основаны как оборонительные сооружения, в том числе Усть-Каменогорск и Семипалатинск основаны как крепости в начале XVIII в. Вдоль р. Иртыш в тот период расселились казаки. В отдаленных горных районах Алтая были образованы староверческие деревни.

Культурно-гуманитарное взаимодействие проявляется в реализации совместных проектов и программ по сохранению традиций и культурного наследия наций и народностей, поддержке проведения дней культуры сотрудничающих регионов на территориях стран региона, социально-культурном взаимодействии. Приграничные города также выполняют значимую социально-культурную функцию. Исторически сложившиеся этнические и семейные связи между жителями Алтайского края и Восточного Казахстана способствуют укреплению межкультурного диалога. Культурные центры организуют совместные мероприятия, фестивали и образовательные программы, направленные на сохранение традиций и развитие гуманитарных контактов.

Взаимодействие приграничных регионов осуществляется на основе заключенных межгосударственных соглашений и систематических дипломатических и деловых контактов. Это во многом опирается на подписанное 7 сентября 2010 г. в г. Усть-Каменогорске соглашение между правительствами РФ и Республики Казахстан, которое предусматривает сотрудничество в таких областях, как экономика, торговля, транспорт, энергетика, наука, образование, культура, здравоохранение, экология, туризм и др. [14].

В последние годы происходит расширение взаимовыгодного торгово-экономического взаимодействия. Существует поддержка и реализация проектов в основных направлениях сотрудничества, а также поощрение деловых инициатив. Развивается взаимодействие в промышленности и сельском хозяйстве.

Развитие инфраструктуры, включая транспортные сети. Развитие транспортных коридоров, создание условий и возможностей для международных автомобильных перевозок, совместной модернизации инфраструктуры и логистики. Осуществляется поддержка развития экономических центров вдоль транспортных коридоров. Формирование транспортной сети во многом обусловливает развитие территории, формирует опорный каркас ее хозяйства, представляющий собой пространственную структуру, состоящую из линий (сетей инфраструктуры) и узлов (населенных пунктов с наиболее развитыми промышленностью и (или) сельским хозяйством). Именно они во многом определяют плотность размещения ключевых узлов и линий каркаса на территории: чем ближе автомобильная или железнодорожная трасса, выше ее категория, тем выше плотность элементов каркаса. Транспортные пути формируют «оси притяжения», на которые накладываются линии опорного каркаса, а его узлы группируются нитью или цепью вдоль трассы.

Анализ развития взаимодействия в Алтайско-Иртышской трансграничной территории позволил определить основную структуру потенциала взаимодействия (табл. 1).

Сравнительно-географические исследования российской и казахстанской частей (Российский Алтай и Восточный Казахстан) Алтайско-Иртышской трансграничной территории рассмотрены на основе статистических данных, характеризующих объемы продукции сельского хозяйства и промышленности (табл. 2 и 3).

В регионах Российского Алтая наблюдается значительный рост объемов сельскохозяйственной продукции с 2019 по 2022 г.: с 2397,97 млн долл. до 3822,47 (увеличение на 59,5 %). Однако в 2023 г. фиксируется резкое снижение до 2684,86 млн долл.

В Восточном Казахстане также наблюдается рост производства с 1545,36 млн долл. в 2019 г. до 2243,16 млн долл. в 2022 г. (+45,2 %). В 2023 г. фиксируется спад до 1953,55 млн долл., но он менее резкий, чем в российском Алтае.

В целом можно сказать, что оба региона продемонстрировали рост сельхозпроизводства до 2022 г., после чего в 2023 г. наблюдалось снижение объемов. Спад производства может быть вызван экономическими факторами, снижением спроса или внешнеполитическими изменениями. В Российском Алтае падение производства оказалось более резким, чем в Восточном Казахстане, что может свидетельствовать о большей зависимости экономики от растениеводства. Для дальнейшего роста необходимо стабилизировать производство, внедрять современные технологии сельского хозяйства и развивать экспортные направления.

Что касается промышленной продукции, Восточный Казахстан лидирует в добыче полезных ископаемых – объем производства более чем в 10 раз выше, чем в Российском Алтае. Обрабатывающие производства развиты сильнее в Российском Алтае, но в 2023 г. фиксируется спад. Производство пищевых продуктов стабильно растет в обоих регионах, но в Восточном Казахстане темпы роста выше. Легкая промышленность остается малозначимой отраслью, но в Восточном Казахстане ее рост более динамичен.

Таблица 1

Факторы, определяющие потенциал взаимодействия в Алтайско-Иртышской трансграничной территории (АИТТ)

Факторы потенциала взаимодействия

Характеристика факторов в трансграничной территории

1

Экономико-географическое положение

Центральноазиатское положение обеспечивает перспективы транзитного сотрудничества. Для России важна роль региона в связи с Китаем, Киргизией, Таджикистаном. Для Казахстана, обеспечение выхода к сибирским территориям (транзитная связь с тихоокеанским регионом) и сотрудничество с Монголией, значимость с учетом традиционного этнокультурного взаимодействия

2

Культура и историческое наследие

Общая историческая память и культурные традиции; многоязычие и этнические связи. Сохранение исторического культурного наследия, имеющего общие корни

3

Экономика

и торговля

Торгово-экономическое сотрудничество и взаимодополняемость экономик; общие экономические интересы и проекты

4

Инфраструктурно-технологический

Совместный интерес в развитии транспортных маршрутов и логистических центров; совместные инфраструктурные и технологические проекты

5

Социально-

гуманитарный

Общие социальные проблемы (миграция, здравоохранение);

высокий уровень межличностных и межкультурных контактов, взаимная помощь и поддержка в случае чрезвычайных ситуаций; совместные программы по улучшению качества жизни населения

6

Политический

Поддержка со стороны национальных и местных правительств; существование политических и административных соглашений, наличие международных организаций и соглашений для координации действий; соглашение о сотрудничестве приграничных регионов

7

Охрана природных ресурсов

Необходимость охраны общих природных ландшафтов (горы, ледники, леса, флора и фауна); сотрудничество между приграничными ООПТ, органами МЧС по ликвидации угроз природным ресурсам, проекты в области климата, водопользования

8

Безопасность

Общие вызовы безопасности (борьба с преступностью, пограничный контроль); совместные меры по поддержанию общественного порядка

9

Экологический

Общие экологические проблемы и задачи (управление водными ресурсами, охрана природы); совместные экологические проекты и программы

10

Туризм

Интерес к природным и историко-культурным туристским ресурсам, взаимные туристские маршруты

11

Образование

и наука

Совместные образовательные программы и научные проекты по ключевым направлениям сотрудничества; организация выставок образовательных услуг и научно-технических проектов, взаимодействие в области исследований и инноваций

Источник: составлено автором.

Таблица 2

Продукция сельского хозяйства (млн долл.)

Продукция сельского хозяйства

Регион

2019

2020

2021

2022

2023

Российский Алтай

2 397,97

2 426,74

3 458,73

3 822,47

2 684,86

Восточный Казахстан

1 545,36

1 673,27

2 054,32

2 243,16

1 953,55

в том числе:

Растениеводство

Российский Алтай

1 281,60

1 444,78

2 439,09

2 567,05

1 593,97

Восточный Казахстан

692,53

787,08

1 065,76

1 075,12

1 029,45

Животноводство

Российский Алтай

1 116,37

981,96

1 019,64

1 255,42

1 090,89

Восточный Казахстан

852,83

886,20

988,56

1 168,04

924,09

Источник: составлено автором по данным Алтайкрайстата и Бюро национальной статистики Республики Казахстан [15; 16].

Таблица 3

Промышленное производство (млн долл.)

 

Регион

2019

2020

2021

2022

2023

Добыча полезных

ископаемых

Российский Алтай

136,91

156,62

194,57

287,40

184,16

Восточный Казахстан

1 257,22

1 453,02

1 537,04

1 809,63

2 539,79

Обрабатывающие

производства

Российский Алтай

5 581,91

5 638,51

6 950,20

8 289,40

6 949,51

Восточный Казахстан

4 076,68

4 068,86

4 615,56

5 316,22

5 638,81

Производство

пищевых продуктов

Российский Алтай

2 135,71

2 375,75

2 527,36

3 270,17

2 820,73

Восточный Казахстан

361,46

368,05

470,55

756,82

745,38

Легкая

промышленность

Российский Алтай

98,18

88,33

101,52

143,59

123,87

Восточный Казахстан

12,49

21,03

17,77

15,97

23,28

Источник: составлено автором по данным Алтайкрайстата и Бюро национальной статистики Республики Казахстан [15; 16].

Взаимодействие Российского Алтая и Восточного Казахстана обладает значительным потенциалом благодаря их экономической структуре, природным ресурсам и географической близости. Оба региона имеют развитый агропромышленный комплекс, несмотря на колебания объемов производства, сельское хозяйство остается важной частью экономики, особенно для Восточного Казахстана.

Потенциальные направления сотрудничества:

− совместное использование сельскохозяйственных ресурсов, в том числе земельных и водных;

− развитие трансграничной торговли агропродукцией;

− взаимный обмен технологиями и опытом в сфере переработки сельхозпродукции;

− создание совместных предприятий в сфере пищевой промышленности.

Основу промышленности в обоих регионах составляют добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, производство пищевых продуктов и легкая промышленность.

Потенциальные направления сотрудничества:

− взаимная интеграция производственных мощностей;

− развитие совместных проектов в области машиностроения, металлообработки и пищевой индустрии;

− повышение кооперации в сфере легкой промышленности за счет обмена сырьем и готовой продукцией;

− развитие логистической инфраструктуры для облегчения промышленного сотрудничества.

Регионы Российского Алтая и Восточного Казахстана имеют взаимодополняющие экономические структуры, что делает их взаимодействие перспективным. Потенциал кооперации заключается в укреплении торговых связей, создании совместных предприятий, развитии транспортной инфраструктуры и обмене технологиями в ключевых отраслях. Эффективная реализация этих возможностей позволит повысить экономическую устойчивость обоих регионов и усилить их конкурентоспособность на международном уровне.

Трансграничные территории в развитии международного туризма представляют особый интерес. Влияние границы появляется в особенностях товаров и услуг на приграничных территориях, а также возможности посетить соседнюю страну. Для трансграничной туристской территории характерно наличие общего туристического ресурса [7]; совместная деятельность в создании туристического продукта, реализация проектов и взаимодействие между органами управления и их заинтересованность в расширении сотрудничества между туристскими организациями [4].

Основой территориальной структуры туризма Алтайско-Иртышского трансграничного региона являются наличие и разнообразие туристских ресурсов, их транспортная доступность и сформированность инфраструктуры в туристских центрах.

Транспортная труднодоступность во многом определяет локализацию основных туркомплексов и перспективность реализации проектов. В Российском Алтае основная часть туристской инфраструктуры сосредоточена в низкогорной зоне рядом с федеральной автодорогой Р-256 «Чуйский тракт». В Восточном Казахстане турпоток идет вдоль Иртыша. Важным для трансграничного сотрудничества кроме уже существующих погранпереходов является создание автодороги из Риддера в Усть-Кан.

Ведущим направлением Алтайско-Иртышской трансграничной территории является развитие экотуризма. Для этого наибольшие перспективы имеются у российско-казахстанского трансграничного биосферного резервата «Большой Алтай», который был создан в 2017 г. Создано функциональное зонирование территории, механизм управления и координации деятельности, разработана стратегия сотрудничества. Выявлены основные направления сотрудничества, в ТБР ежегодно проводятся совместные рейды на приграничной территории, техническая учеба и повышение квалификации инспекторов. Отработана система обмена информацией и раннего реагирования на возникновение пожаров в приграничной зоне. Проведена базовая оценка биоразнообразия и выявлены основные факторы негативного воздействия. Проводится геохимический мониторинг трансграничной территории (массив г. Белуха), изучается динамика горного оледенения. Проводилась отработка методики учета копытных, мигрирующих через государственную границу. Экологическое просвещение – наиболее развитое направление совместных работ. На территории ТБР находится 41 населенный пункт. Культурные связи жителей российского и казахстанского секторов ТБР поддерживаются в настоящее время [17].

Природоохранная деятельность имеет значимую роль в трансграничном взаимодействии. Это определено тем, что государственная граница разделяет единые экосистемы и здесь созданы ООПТ. Существует необходимость формирования единой сети экологических пространств в Алтайском горном регионе.

Заключение

Таким образом, в ходе исследования обосновывается выделение Алтайско-Иртышской трансграничной территории, включающей регионы России и Казахстана, обладающие общими историческими, экономическими и природными особенностями. Определена структура потенциала взаимодействия данных территорий, включающая экономический, социальный, инфраструктурный и экологический аспекты. Проанализированы статистические показатели, характеризующие динамику промышленного производства, сельского хозяйства, торговли и транспортной инфраструктуры.

Взаимовыгодное сотрудничество между регионами России и Казахстана может рассматриваться в рамках интеграции некоторых отраслей региональных экономик, развития торговли, транспорта, сельского хозяйства и туризма.

Несмотря на значительные успехи в развитии приграничного взаимодействия, существуют вызовы, связанные с модернизацией инфраструктуры, расширением транспортных коридоров, упрощением таможенных процедур и устранением административных барьеров. Существенным фактором остается повышение инвестиционной привлекательности территорий, что требует координации между государственными структурами и бизнесом.

Для дальнейшего развития сотрудничества необходимо укреплять деловые связи между муниципалитетами, расширять программы трансграничного взаимодействия, поддерживать совместные инициативы в сфере торговли, логистики, экологии и туризма. Важным направлением остается привлечение инвестиций в приграничные территории, что позволит повысить уровень социально-экономического развития региона и усилить его конкурентные позиции в международном пространстве.