Термин «клиническое мышление» хорошо известен каждому специалисту, профессия которого связана с врачеванием, т.е. каждодневным творческим трудом у постели больного. Однако клиническое мышление понимается далеко не однозначно специалистами различных врачебных профессий. И не только. Потому что психология восприятия болезни человека, методология врачевания, технологическая оснащенность и многое другое существенно отличаются в различных клинических дисциплинах.
В литературе приводится несколько определений этого термина, в которых с различных методологических позиций отражаются лишь отдельные его стороны. Вероятно, именно поэтому в практической медицине за множеством деталей отдельных проявлений клинического мышления это понятие в сознании врачей становится абстрактным и потому исчезает то общее, что составляет его существо и придает ему многомерность и неоднозначность, предопределяя безусловную практическую значимость и востребованность.
Между тем, существо интеллектуальных усилий врача при решении конкретных задач при решении клинической диагностики, назначение необходимого лечения и формулировки прогноза представляет собой множество логических, философских, психологических, в частности, гносеологических и деонтологических проблем. При этом психология межличностных отношений является весьма существенным компонентом клинического мышления, ибо врач, как субъект исследования, значительную часть информации получает от объекта исследования, своего пациента. Последний также является субъектом восприятия окружающего мира и внутреннего мира своих ощущений. Отсюда такие специфические проявления межличностных отношений в процессе познания пациента врачом, лежащие в основе сбора анамнеза и интерпретации им субъектных проявлений болезни, чем по существу является анамнез и внутренняя картина болезни. К этому ряду относится и эмоциональное восприятие патологий своего пациента врачом - эмпатия. По существу, таким же психологическим феноменом является интуиция, характеризующая практический опыт врача, который составляет существенный компонент клинического мыш-ления.
В философии под интуицией понимается непосредственное знание как живое созерцание в его диалектической связи со знанием опосредованным, т.е. научно подтвержденным. В клиническом мышлении при таком понимании интуиции знания непосредственные, отражающие практический опыт врача, и опосредованные, научные знания, составляющие его теоретический багаж, как бы дополняют, подкрепляя друг друга.
Прагматизм - это философское направление, считающее истиной то, что дает практически полезные результаты, но не обязательно то, что соответствует объективной действительности. Прагматизм клинического мышления определяется его несомненной практической значи-мостью.
Мы попытались сформулировать свое понимание клинического мышления. Отправной точкой наших соображений послужил известный тезис о мышлении как активном процессе отражения объективного мира в сознании людей, представляющее высшую ступень человеческого познания. Диалектический путь познания пролегает от «... живого созерцания к абстрактному мышлению, и от него - к практике». Врач, как субъект познания, представляет активное, динамичное начало. Он является ротором мыслительного процесса, который призван установить природу болезней (что это такое), ее причину, (отчего возникла), каковы механизмы развития (патогенез), симптоматику (чем проявляется), чем помочь больному (стратегия и тактика врачевания, прогноз (чем завершается). При этом, толковании всех параметров лабораторно-инструментальных (параклинических) исследований должно осуществляться через призму клинических, объективных и субъективных проявлений болезней читая их « ... через больного».
Нами предлагается следующая концепция клинического мышления:
Клиническое мышление - это особая форма человеческого познания для постижения природы болезней у конкретного индивидуума (объекта познания), ее прогноза и необходимого для того врачевания. Оно формируется при изучении медицины у постели больного, совершенствуется последующей практикой и отличается своеобразной направленностью умственной деятельности (интеллекта) практикующего врача - (субъекта познания), которая характеризуется сопряжением клинических наблюдений и результатов параклинических исследований с теоретическим багажом и личным опытом (интуицией) клинициста. Такое сопряжение поражает в его сознаний диагностические гипотезы, ориентирующие в проводимой терапии, которые, по мере выявления новых фактов сменяют друг друга до верификации одной из них. Тогда последнее становится клиническим диагнозом, что дает основании для формулировки развернутого прогноза и определяет программу дальнейшего лечения.
Исходя из вышеизложенного, предлагаются также дефиниция, формула клинического мышления и его графологическая структура.
Краткая формулировка этого понятия (дефиниция) нам представляется так: клиническое мышление есть особая форма человеческого познания, формируемая и совершенствуемая в определенных условиях, которая обеспечивает глубокое постижение природы болезней, ее всестороннее отражение в верифицированном диагнозе, адекватное врачевание и достоверный прогноз.
Формула клинического мышления, отражающая существо этого понятия, характеризуется следующим образом: клиническое мышление есть ключ к творческому решению интеллектуальных задач врачевания.
Наконец, графологическая структура клинического мышления, изображенная на рисунке в виде двух дисков, представляющих объект и субъект познания, трех групп прямоугольных плоских фигур, расположенных блоками ниже этих дисков, обозначающих компоненты диагностического процесса и элементы различных приемов врачевания, которые соединены между собой связками в виде разнонаправленных стрелок, отражающих динамику процесса логических операций и психологические акции, межличностных отношений между объектом и субъектом познания, которые характеризуют этот психо-эмоциональный интеллектуальный феномен.