Изменения в экономической, политической и духовной жизни в постсоветском пространстве привели к переходу в качественно новую фазу общественного и социального развития, для которой характерно усиление интернационализации жизни. Обособленное существование народов и культур становится невозможным, отмечается усиление миграционных и демографических процессов. Происходит взаимная адаптация людей, корреляция их поведения в соответствии с традициями и привычками инонационального окружения. Характерной чертой преобразования социальной среды становится полиэтничность. Она характерна для многих территорий Иркутского района, близких к областному центру и является способом существования и взаимодействия людей, постоянно проживающих на данной территории и приехавших из стран ближнего зарубежья. Полиэтничность на фоне обостряющихся социальных проблем, сопровождается состоянием неуверенности людей в завтрашнем дне, порождает межэтническую нетерпимость. Нетерпимость возникает на почве невежества и страха перед неизвестным, отличающимся от привычного - культурой, жизненным укладом, традициями людей других национальностей. Иногда нетерпимость возникает под влиянием зависти к инородцам, которые лучше живут, больше зарабатывают. Возникновение таких чувств часто провоцируется соответствующей информацией, распространяемой СМИ.
Как в призме это явление фокусируется в современной общеобразовательной школе, которая становящейся многонациональной. Нельзя недооценивать роль образования, а в более частном случае - образовательного учреждения, в котором осуществляется обмен информацией, непрерывное и непосредственное взаимодействие представителей разных национальностей еще до того, как ребенок сможет идентифицировать свою принадлежность к той или иной национальности, этносу. Необходимо говорить о проблеме межэтнокультурных отношений в детских полиэтнических коллективах, о состоянии психологического дискомфорта, который нередко испытывают обучающиеся в них дети. Испытывая состояние дискомфорта, дети проявляют агрессию. В полиэтническом коллективе число детей с проявлениями агрессии и аутоагрессиии значительно выше, чем в коллективах с однородным по этнической принадлежности составом. Мы предположили, что на поведение младших школьников, обучающихся в классах с полиэтническим составом, оказывает влияние принятие-непринятие ими культуры, внешнего вида одноклассников, относящихся к другому этносу в связи с фрустрацией определённых ценностей: эстетических, культурных, природных и др. В результате проведённого исследования было установлено, что среди детей, обучающихся в смешанных коллективах, высокий уровень непринятия чужой культуры, чужого природного и климатического окружения, иных особенностей внешности людей проявляют 61% детей. Средний уровень непринятия признаков чужих этносов проявляют 22% детей. Низкий уровень продемонстрировали лишь 13%. У 4% детей не удалось определить уровень непринятия чужих этносов из-за отсутствия логики и последовательности в их предпочтениях. Двое из каждых троих детей, постоянно проживающих на данной территории, предпочитают природу родного края и общение с людьми, не имеющими во внешности черт, отличных от своих национальных внешних признаков, т.е. характеризуются высоким уровнем непринятия чужих этносов. Средний уровень непринятия проявляют 22% местных детей, низкий уровень непринятия выявлен у 2,6% местных детей. Число детей с агрессивными проявлениями составляют среди местных детей 45%, с тенденцией к аутоагрессии 32%, показатели соответствуют норме у 23%. Агрессивные тенденции характерны более чем для половины местных детей с высоким уровнем непринятия признаков чужих этносов. Для местных детей со средним уровнем характерна тенденция к аутоагрессии, она проявляется у 88% детей. Местных детей с низким уровнем непринятия чужих этносов характеризуют показатели агрессии, соответствующие норме. Местные дети, уровень непринятия у которых не определился, продемонстрировали тенденцию к аутоагрессии.
Рассматривая отдельно детей-мигрантов, мы видим, что высокий уровень непринятия признаков чужих этносов имеют всего 19% обследованных. Средний уровень отмечается у 25% детей. 47% детей-мигрантов имеют низкий уровень непринятия чужих этносов. У 9% детей, приехавших с других территорий, уровень непринятия определить оказалось невозможным. Полученные данные согласуются с фактами, описанными Е.Н.Корнеевой, которая указывает на то, что взрослые переселенцы стремятся к общению, пытаются приспособиться к новой среде, самоутвердиться в новом окружении и своим поведением формируют поведение детей. (Е.Н. Корнеева «Нестандартные дети». Ярославль, Академия развития, 2007. стр. 49).
У детей, приехавших с других территорий, преобладает низкий уровень непринятия чужих этносов. Они более терпимы к проявлениям чужой культуры, к необходимости находиться среди людей с несвойственными им особенностями внешности. Однако практически у всех проявляются агрессивные или аутоагрессивные тенденции, что указывает на испытываемый приезжими детьми дискомфорт. Среди детей-мигрантов агрессивные тенденции проявляют 32%, аутоагрессивные отмечаются у 54%, состояние нормы демонстрируют 13,5%.
Исследование, проведённое нами, показало, что в полиэтническом коллективе 79% учащихся испытывают состояние дискомфорта независимо от того, приехали они с других территорий или являются местными жителями. У них наблюдаются как агрессивные проявления, так аутоагрессивные. И те, и другие, если рассматривать выборку в целом, преобладают как тенденция. Средний показатель агрессивости всех обследованных детей, находится на уровне осознанного самоконтроля с преобладанием агрессивных тенденций. Проявления агрессии возможно под воздействием внезапно возникших обстоятельств, а также при наличии психических отклонений. Можно предполагать возможность усиления агрессии при появлении стимула. В коллективах, не являющихся полиэтническими, агрессивные тенденции проявляются не более чем у 20% детей. Аутоагресся может быть обусловлена как личностными особенностями, так и состоянием психологического дискомфорта, тревоги, угнетённости. Учитывая возраст детей и их пребывание в полиэтнической среде, связываем наличие в их поведении агрессивных и аутоагрессивных тенденций с дискомфортом, который они испытывают и связанными с ним состояниями фрустрации. Исходя из того, что реакция человека на фрустрацию зависит от иерархии его ценностей, то есть от того, насколько значима для него зона интересов, которая оказывается задетой, следует отметить существенные особенности этих связей у детей с различным уровнем непринятия признаков чужих этносов.
Для детей с высоким уровнем непринятия наиболее значимой оказалась фрустрация эстетико-природных ценностей, для детей со средним уровнем - культурных ценностей, для детей с низким уровнем непринятия - ценностей, связанных со здоровьем и физическим развитием. Проведённое исследование позволило выявить особенности проявления агрессии у младших школьников, обучающихся в полиэтнических коллективах, определить степень её выраженности в связи с фрустрируемыми ценностями, в том числе и этнокультурными.
Результаты исследования показали, что агрессия наблюдалась у большинства детей, но с разной степенью выраженности и интенсивности проявлений. В ряде случаев, наличие у детей агрессии может указывать на позитивную способность к развитию, на определённый запас жизненных сил и энергии, на способность противостоять негативным внешним влияниям. Проявления же агрессии, выходящие за нормативные рамки, свидетельствуют об имеющихся проблемах в поведении ребёнка, о возможной его социальной или личной дезадаптации, что даёт основания для тщательного исследования и,
Возможно, коррекции проявлений агрессии у детей младшего школьного возраста, обучающихся в полиэтнических коллективах.