Гиперактивность с синдромом дефицита внимания представляет собой большую социальную проблему, так как встречается у достаточно большого числа детей. В отличие от просто энергичных детей, активность у детей с СДВГ носит бесцельный характер, к сожалению, приводящая к появлению травм у ребенка. В дошкольном возрасте такие дети слоняются по группе детского сада мешая занятиям других детей, без умолку болтают, демонстрируя недифференцированный набор моделей поведения. Не исключено, что повышенная активность в этот период может быть вариантом нормального развития, обусловленным темпераментом или жесткими требованиями взрослых.
Если достаточно часто даже обычные дети бывают психологически, физиологически не готовы к обучению, то в случае с гиперактивными детьми такая ситуация возникает гораздо чаще: ребенок в силу своих физиологических особенностей не умеет пока контролировать свое поведение, длительное время удерживать внимание. Но при внимательном отношении взрослых, учитывающих особенности ребенка и дающих ему время для формирования пока еще недостаточно сформированных мозговых структур, ребенок догонит своих сверстников и уже через год сможет начать систематическое обучение.
Ведущим звеном в психокоррекции детей с СДВГ является изменение поведения взрослых - замена неадаптивных подходов к своим детям на адаптивные. Важно объяснить родителям биологическую природу заболевания, убедить их в том, что в сложившейся ситуации ребенок не виноват. Терпение, последовательность и настойчивость - три основных принципа, постоянно придерживаться которых следует всем родителям, воспитывающих гиперактивных детей. Одной из проблем является наличие у родителей неадаптивных особенностей личности, психических заболеваний, тревожных расстройств, СДВГ. В таких случаях лечение ребенка начинаем с лечения родителей, снижения раздражительности и тревожности с помощью методик аутогенной тренировки и при необходимости медикаментозной терапии. Зачастую родители, приступая к каким-либо занятиям с ребенком, очень быстро сами теряют спокойствие, поскольку в силу незрелости абстрактного мышления сына или дочки приходится тратить много времени на то, чтобы объяснить ребенку на первый взгляд простые вещи. В связи с этим одним из важнейших условий взаимопонимания с ребенком и благоприятных отношений в семье является умение родителей владеть собственными эмоциями и чувствами. Управляя собственными эмоциями, родители своим примером показывают ребенку конструктивные способы решения конфликтов, если же взрослые сами подвержены неконтролируемым вспышкам негативных эмоций, ребенок будет воспринимать это как норму поведения. Особенно важно научиться справляться со своим гневом, тревогой, неуверенностью. Находясь под влиянием этих и многих других чувств, взрослые начинают использовать деструктивные паттерны поведения и забывают о «золотых» правилах эффективного общения с гиперактивным ребенком. Причем родители должны уметь контролировать не только негативные, но и позитивные эмоции.
Безусловным фактором улучшения ситуации является создание позитивной модели отношения к ребенку. Психологические особенности гиперактивных детей таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок. Поэтому они невосприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Желательно, чтобы похвала носила как вербальный (словами), так и невербальный (обнять, поцеловать, погладить по голове) характер.
Среди психологических и социальных факторов, влияющих на возникновение СДВГ выделяют следующие: неподготовленность родителей к семейной жизни, напряженность и частые конфликты в семье, предубежденность и нетерпимость в отношении к детям, воспитание в неполной семье, непоследовательное воспитание. Усиливающими неблагоприятный результирующий эффект являются такие факторы, как: низкий материальный уровень, стесненные условия проживания, злоупотребление алкоголем членами семьи, использование физических методов наказания. Такие неблагоприятные условия могут усиливать проявления расстройств, возникших в результате наследственной патологии или повреждений головного мозга в перинатальном периоде.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. - М., 1988.
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. - М., 2001.
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. - СПб, 2007.