В концепции модернизации образования (до 2010 г.) выдвинута задача формирования молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к самостоятельным и взвешенным решениям. История и обществознание дают идеологические и мировоззренческие знания, которые формируют человека, умеющего и желающего жить в гражданском обществе и правовом государстве. Внешний мир - это отражение мира внутреннего. Корни кризиса современного общества в мировоззрении и поведении человека. Человек стоит на пороге нового мира, и он должен быть готов к переменам, понимать суть эволюции. Это сложно, если человек многого не знает, не понимает или не хочет узнать. Невежество ведет к цинизму, цинизм - к духовному саморазрушению человека. Человек вне культуры перестает быть человеком.
В процессе изучения школьных гуманитарных предметов на эту тему нужно постоянно беседовать с учащимися. Особенно интенсивно происходит становление гражданской позиции в старшем подростковом возрасте, когда ребенок психологически готов к самоопределению. Сегодня преобладает упрощенный взгляд на жизнь. Люди стремятся к материальному благополучию, забывая, что любая материальная ценность имеет ценность духовную. Культура и цивилизация - неравнозначные понятия. Цивилизации приходят и уходят, а культура вечна и принадлежит человечеству. Цивилизация больше связана с потреблением культурных ценностей, со стремлением к комфорту. Культура - фундамент общества и начинается она с образованности. Разговаривать о культуре нельзя отвлеченно.
Понимание исторических процессов возможно только при систематическом чтении дополнительной литературы, которая позволяет ученику формировать самостоятельное мышление и гражданское сознание, вырабатывает исследовательские умения. Чтение основа для творческого мышления. Важно учить детей культуре мышления. Сегодня идет наступление массовой культуры, которая подменяет истинные ценности фальшивыми, зарождает в молодежи сомнения в этических основах жизни. Искажается смысл многих привычных слов, Малозаметная подмена слов ведет к подмене ценностей.
Мышление - стержень духовной жизни, от его направленности зависят качества самой личности. В силу возрастных особенностей, отсутствия опыта, художественного вкуса, дети часто некритично и бездумно воспринимают информацию. Их надо учит красоте мысли. Если мы научим детей понимать произведения искусства, они научатся глубже понимать жизнь и прекрасное в ней. Мысль должна быть воспитана сердцем. «Безобразие» - это отсутствие образа, порядка и красоты в мыслях, в душе, в поступках.
В переходное время обостряются проблемы духовно-нравственного воспитания. С детства ребенок должен быть настроен на работу над собой. От этого зависит его душевное равновесие и здоровье. В процессе работы над собой складывается мировоззрение человека. Образование должно помочь ребенку раскрыть свой потенциал, научить думать и действовать на уровне требований взрослых. Моделирование разных жизненных ситуаций на уроках дает детям навыки анализа, поиска альтернативных и принятия взвешенных решений. Ролевые игры, приобщение к элементам исследовательской деятельности позволяют гармонично включаться в мир человеческих отношений.
Культура задает тот уровень, на который равняются. Когда за словами человека видны его поступки, можно говорить о гражданской позиции. Человек должен быть готов к сотрудничеству. Мир высоких технологий требует высокого развития человека, сохранить гармонию, данную природой, воспитать достойного гражданина.